Решение по делу № 2а-886/2021 от 03.06.2021

        Дело № 2а-886/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 года                                            город Алдан

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Демидович А.В.,

при секретаре Граниной М.А.,

с участием представителя административного истца Якушевой М.Д.,

представителя административного ответчика Терентьевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по иску Инспекции федеральной налоговой службы России по Алданскому району к Мельниченко Светлане Аркадьевне о взыскании пени по страховым взносам, УСН,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Алданскому району обратилась в суд с иском к Мельниченко С.А., просит взыскать с ответчика пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 3588,67 рублей и пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1966, 34 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, ответчик состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 23 марта 2006 года по 17 октября 2017 года.

11 февраля 2017 года Пенсионным фондом в отношении Мельниченко С.А. по состоянию на 1 января 2017 года была передана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3795, 59 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 86,32 рублей.

28 мая 2015 года Мельниченко С.А. предоставила первичную налоговую декларацию по УСН за 2014 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 0,00 рублей.

28 марта 2016 года Мельниченко С.А. предоставила уточненную декларацию по УСН за 2014 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 47574 рублей. В установленный законодательством срок налог не был уплачен, в связи с чем, ответчику были начислены пени.

По состоянию на текущую дату задолженность по пени на страховые взносы не погашена, но изменилась ввиду списания задолженности по страховым взносам на обязательное страхование и составляет 5555,01 рублей, которую административный истец просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании представитель административного истца Якушева М.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик Мельниченко С.А. не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Направила возражение, в котором просит отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Терентьева Н.С. исковые требования не признала и пояснила, что срок обращения в суд иском истек спустя шесть месяцев после наступления периода уплаты налога, т.е. в июле 2017 года, настаивала на отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

На период осуществления предпринимательской деятельности Мельниченко С.А., в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федераци, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 1 января 2017 года, являлась плательщиком страховых взносов.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п.1 ст. 423 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

В соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что Мельниченко С.А. ИНН [Номер] была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23 марта 2006 года и прекратила свою деятельность 17 октября 2017 года, что не оспаривается административным ответчиком.

Пенсионным фондом 11 февраля 2017 года в отношении Мельниченко С.А. по состоянию на 1 января 2017 года была передана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3795, 59 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 86,32 рублей.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ, административный ответчик является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, следовательно, срок представления налоговой декларации по УСН за 2014 год – 30 апреля 2015 года.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация по УСН за 2014 год административным ответчиком представлена 28 марта 2016 года, согласно которой налог к уплате исчислен в размере 47574 рубля.

Поскольку в установленный законом срок административный ответчик страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии не уплатила, налоговым органом было направлено требование [Номер] от 199 октября 2018 года об уплате пени в размере 7891,86 рублей в указанием срока уплаты до 9 ноября 2018 года.

Расчет пени, представленный административным истцом, проверен судом и признан верным; административный ответчик указанный расчет не опроверг, свой расчет не представил.

Ответчиком заявлено о пропуске срока принудительного взыскания.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в требовании.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В требовании № 2172 от 19 октября 2018 года установлен срок уплаты 8 ноября 2018 года, следовательно, срок для обращения в суд за принудительным взысканием недоимки и пени составляет 8 мая 2019 года. Доводы ответчика об исчислении срока для обращения в суд со дня окончания периода уплаты налога, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.

22 апреля 2019 года ИФНС России по Алданскому району обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Алданского района с заявлением о выдаче судебного приказа, что подтверждается представленным суду реестром. Следовательно, шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ административным истцом не пропущен.

27 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 вынесен судебный приказ о взыскании с Мельниченко С.А. в доход государства недоимки по налогам в размере 7891, 86 рублей и государственной пошлины в размере 200 рублей, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Алданского района от 22 марта 2021 года в связи с возражениями ответчика.

После отмены судебного приказа налоговый орган 2 июня 2021 года обратился с настоящим иском в суд, в установленные ст. 48 НК РФ сроки, т.е. в пределах срока принудительного взыскания недоимки, следовательно, доводы ответчика суд оценивает как несостоятельные, и подлежащие отклонению.

Поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения ответчиком обязанности по уплате налога за спорный налоговый период установлен, расчет недоимки по налогам и пени проверен судом, и не опровергнут ответчиком, порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден то в силу указанных выше норм закона, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Истец – налоговый орган в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход федерального бюджета с ответчика в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

административный иск Инспекции федеральной налоговой службы России по Алданскому району к Мельниченко Светлане Аркадьевне о взыскании пени по страховым взносам, УСН, удовлетворить.

Взыскать с Мельниченко Светланы Аркадьевны, ИНН [Номер] в пользу государства задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пени в размере 3588,67 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 1966,34 рублей, всего взыскать 5555 (Пять тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 01 копейку.

Взыскать с Мельниченко Светланы Аркадьевны государственную пошлину в доход государства в сумме 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 14 сентября 2021 года.

Председательствующий судья                   Демидович А.В.

2а-886/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия)
Ответчики
Мельниченко Светлана Аркадьевна
Суд
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Демидович Анна Викторовна
Дело на сайте суда
aldan.jak.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
05.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Подготовка дела (собеседование)
05.08.2021Подготовка дела (собеседование)
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
31.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее