Дело № 2-429/2016
Ульчский районный суд Хабаровского края
682400, Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Ленина, д. 56,
тел/факс: (42151) 5-25-69, E-mail: ulchsky.hbr@sudrf.ru, http://ulchsky.hbr.sudrf.ru
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 25 августа 2016 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,
с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Кузнецова А.В.,
при секретаре судебного заседания Щербак О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Ульчского района Хабаровского к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании ответчика привести сайт образовательного учреждения в соответствии с ГОСТ путем размещения на нем гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ г., Прокурор района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с вышеуказанным иском с требованиями обязать ответчика привести сайт образовательного учреждения в соответствии с ГОСТ путем размещения на нем гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих.
В обосновании заявленных требований указал, что Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Ульчского муниципального района Хабаровского края требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в указанной сфере общественных отношений. В частности установлено, что на официальном сайте ответчика, размещенном по http://schools.dnevnik.ru/37421, не имеется гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, а также отсутствует альтернативный веб-сайт данного учреждения для слабовидящих.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания представитель ответчика в суд не явился, уважительность причины неявки в суд не сообщил, представил возражения и отзыв. Согласно которого указал, что на официальном сайте образовательного учреждения «Дневник.ru» требуемая информация была размещена виде ссылки, в подтверждение представила скриншоты.
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецов А.В., поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме. Суду пояснил, что представленные ответчиком скриншоты не свидетельствуют о том, что требования прокурора ответчиком выполнены в добровольном порядке. Поскольку представленный скриншот не соответствует общим требованиям доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. Требуемый ГОСТ предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку, которую ответчик не установил.
Выслушав доводы помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Кузнецова А.В., рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 181) определена социальная защита инвалидов, а именно – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).
Согласно ст. 9 ФЗ № 181 реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 15 ФЗ № 181, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В развитие требований ФЗ № 181 принят ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29.12.11.2012 № 1789-ст (далее - ГОСТ). Стандарт распространяется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети «Интернет» и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
Согласно указанного ГОСТа предусмотрена альтернативная версия для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
Из представленных суду доказательств, в виде распечатанных скриншотов, страниц официального сайта http://schools.dnevnik.ru/37421, следует, что на сайте образовательного учреждения не установлена альтернативная версия веб-сайта для инвалидов по зрению, не размещена гиперссылка для перехода на версию сайта для слабовидящих.
В ходе судебного заседания установлено, что на день рассмотрения данного гражданского дела ответчиком не исполнена обязанность по социальной защите инвалидов, представленный ответчиком скриншот страницы «Версия сайта для слабовидящих» на которой указано, что «Для перевода сайта в режим «Версия для слабовидящих» используется изменение размера текста, не может расцениваться судом как добровольное исполнение требований.
Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к достоверному выводу, что требования Прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку бездействиями ответчика нарушены требования Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Росстандарта от 29.12.11.2012 № 1789-ст.
Кроме того одним из принципов формирования образовательными организациями информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности согласно ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» является открытость и доступность. При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Своими действиями администрация образовательного учреждения затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте ответчика, тем самым нарушает их закрепленное ч. 4 ст. 20 Конституции Российской Федерации, право свободно искать, получать информацию любым законным путем.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в случае, если истец, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с нормами ст. 103 вышеуказанного Кодекса, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных правовых норм, по данному делу государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере установленном ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края – удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края привести сайт образовательного учреждения в соответствии с ГОСТ путем размещения на нем гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края в бюджет Ульчского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья И. И. Вьюшина