Дело № 12-210 Р Е Ш Е Н И Е 29 октября 2015 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Малышева О.Б., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании протест Ивановского межрайонного природоохранного прокурора на постановление ФИО1 по <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении директора МУП «ЖКХ (Ильинское) Ильинского муниципального района»,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ и.о.Ивановского межрайонного природоохранного прокурора ФИО11 (далее « природоохранный прокурор») возбуждено производство об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении должностного лица- директора Муниципального предприятия ЖКХ «Ильинское» <адрес> (далее МУП ЖКХ «Ильинское») ФИО14 Соответствующее постановление и материалы на основании ст. 25 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» и ст. 25.11 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в ФИО1 по <адрес>.
Постановлением заместителя руководителя ФИО1 по <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении директора МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14 прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Тейковского районного суда <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен протест и.о. природоохранного прокурора ФИО6, вышеуказанное постановление заместителя руководителя ФИО1 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материалы дела возвращены в ФИО1 на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя ФИО1 О.Б. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, по постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ природоохранного прокурора в отношении должностного лица - директора МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14, на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Определением судьи Тейковского районного суда <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство и.о. природоохранного прокурора ФИО7, по делу восстановлен срок для обжалования указанного выше постановления и.о. руководителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов административного дела и обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что источником водоснабжения населения Ильинского городского поселения являются подземные воды. Система водоснабжения централизована с несколькими артезианскими скважинами, водопроводная сеть рациально-кольцевая, проложена из различных труб диаметром 50-150 мм. Действующих станций водоподготовки (обезжелезивания) на территории Ильинского городского поселения нет. МУП ЖКХ «Ильинское» как организацией, осуществляющей подачу питьевой воды населению, в том числе, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, должно обеспечиваться качество питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»
Согласно протоколу КХА № от ДД.ММ.ГГГГ вода из скважины №, расположенной по <адрес>, не отвечает требованиям вышеуказанным СанПиН по показателям : запах, железо общее, мутность и цветность, а из скважины №, расположенной по <адрес>, - по железу общему, мутности и цветности.
По данному факту в отношении директора МУП ЖКХ «Ильинское» директора ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ и.о. природоохранного прокурора ФИО11 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, которая устанавливает административное наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Как следует из данного постановления, природоохранным прокурором усмотрено нарушение директором ФИО14 санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, которое заключалось в его бездействии при установлении ДД.ММ.ГГГГ факта того, что вода из скважины №, расположенной по <адрес>, не отвечает требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по показателям: запах, железо общее, мутность и цветность, а из скважины №, расположенной по <адрес>, - по железу общему, мутности и цветности. Таким образом, директором ФИО14, по мнению природоохранного прокурора, не соблюдены требования ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18, ч.ч.1,2 ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Лицами, участвующими в деле, не оспариваются те обстоятельства, что по делу соблюдена процедура рассмотрения дела об административном правонарушении. Уполномоченным лицом- и.о. руководителя ФИО1 О.Б. получены объяснения ФИО14, изучены материалы административного дела, всем исследованным доказательствам дана оценка в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного постановления следует, что протокол КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся данные, полученные при химическом анализе воды из скважин №, №, №, представленной заказчиком МУП ЖКХ «Ильинское» после отбора ДД.ММ.ГГГГ, является недостаточным доказательством виновности должностного лица-директора МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. По делу не установлены достоверные показатели качества питьевой воды, подаваемой потребителям, в материалах административного дела отсутствуют сведения о качестве воды перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ФИО14 прекращено на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и.о. руководителя ФИО1 О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, и.о.природоохранного прокурора ФИО7 принесен протест, в котором он просит суд признать данное постановление незаконным и отменить его, направив дело на новое рассмотрение. По мнению и.о. природоохранного прокурора, сам факт нарушения МУП ЖКХ «Ильинское» санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, установленных протоколом КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, за что должен нести административную ответственность директор ФИО14 По мнению прокурора, действующим законодательством запрета на использование результатов производственного контроля при проведении проверочных мероприятий не установлено, а состав, предусмотренный ст. 6.5 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления общественно-опасных либо иных последствий.
В настоящем судебном заседании представителем природоохранного прокурора ФИО8 поддержан указанный выше протест по изложенным в нем доводам. По его мнению, установления факта несоответствия качества питьевой воды, пробы которой взяты в вышеуказанных скважинах, санитарно-эпидемиологическим требованиям является достаточным для привлечения директора МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14 к административной ответственности, который своим бездействием допускает нарушение требований действующего законодательства на пользование потребителями безопасной в эпидемиологическом отношении, безопасной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства питьевой водой.
Представители ФИО1 ФИО9 и ФИО10, действующие по соответствующим доверенностям, возражали против удовлетворения протеста, просили суд оставить протест без удовлетворения, а постановление и.о. руководителя ФИО1 О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения. Они пояснили суду, что МУП ЖКХ «Ильинское» по Уставу осуществляет оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, в том числе подачу питьевой воды населению и организациям Ильинского городского поселения <адрес>. В рамках своих полномочий, в соответствии со СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация, оказывающая названную услугу, обязана осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда, в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Именно в рамках производственного контроля МУП ЖКХ «Ильинское» произвело забор воды из эксплуатируемых скважин, по заказу этого предприятия экоаналитической лабораторией ОАО «ИВХИМПРОМ» был выполнен химический анализ воды- скважина № <адрес>, скважина № <адрес>, скважина № <адрес>, данные которого отражены в протоколе от 27.02.2015г. При этом вода для исследования отбиралась только из источника, т.е. месте водозабора- скважин. Однако, в соответствии с требованиями действующего законодательства, заборы воды на пробы должны производиться в нескольких точках: в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода, в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода. Наличие в питьевой воде, взятой только из скважины, несоответствия требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по показателям: запах, железо общее, мутность и цветность, не свидетельствует о качестве питьевой воды, подаваемой потребителям, в качестве питьевого и хозяйственно-бытового назначения, поскольку при поступлении подземных вод на поверхность земли состав воды постоянно меняется, происходят естественные химические процессы соединения железа с кислородом, в результате которых появляется мутность и изменяется цветность воды. Находясь в резервуарах, которыми являются в <адрес> водонапорные башни, вода отстаивается и попадает в распределительную сеть поселка в другом химическом составе. В общей распределительной сети, питьевая вода из одних скважин смешивается с питьевой водой из других скважин, вновь химический состав её изменяется. Таким образом, по мнению представителей ФИО2, наличие установленного по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ незначительного несоответствия качества питьевой воды в скважинах № и № требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 исключительно по запаху, железу общему, мутности и цветности, не может однозначно свидетельствовать о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. По делу не доказано наличие события административного правонарушения, вмененного природоохранным прокурором должностному лицу- директору МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14
Директор МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14, извещенные о дне слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, вину во вменяемом ему административном правонарушении не признал.
Судья, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ( СанПиН) 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов. В силу п.1.4 правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессе переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно п.3.2 названных правил, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п.п.4.1-4.2 вышеназванных правил и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Данные лица в соответствии с рабочей программой обязаны постоянно контролировать качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Количество и периодичность проб воды, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливается в рабочей программе с учетом требований п.4.3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Из имеющихся в административном деле материалов установлено, что МУП ЖКХ «Ильинское», директором которого является ФИО14, на законных основаниях эксплуатирует артезианские скважины № (<адрес>) и № (<адрес>, которые закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения. МУП ЖКХ «Ильинское» имеет соответствующую лицензию. Указанные выше скважины оборудованы на водоносный ликовско-сетуньский водно-ледниковый горизонт, глубиной 80-101 м. Источником водоснабжения являются подземные воды. Система водоснабжения централизована с несколькими артезианскими скважинами, водопроводная сеть рациально-кольцевая. В 2010 году на предприятии утверждена рабочая программа производственного контроля качества воды по питьевому водопроводу на 2010-2015 годы. По данной программе установлены три точки отбора воды для контроля качества: ближайшая к водозаборным сооружениям, наиболее отдаленная от водозаборных сооружений и тупиковая. Предприятие обязано ежеквартально до 10 числа следующего за кварталом месяца направлять результаты лабораторных исследований в ТО «ФИО2».
Судья соглашается с доводами лиц, участвующих в деле, о том, что к административной ответственности директор МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14 может быть привлечен лишь по вмененному ему постановлением и.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ составу административного правонарушения, а именно за то, что питьевая вода из источников не соответствует санитарным правилам и нормам по химическим показателям: вода из скважины №, расположенной по <адрес> –Хованское, по запаху, железу общему, мутности и цветности; по скважине №, расположенной по. <адрес>, по железу общему, мутности и цветности, то есть за несоблюдение перечисленных в постановлении требований федерального законодательства.
В силу ч.1,3,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, оно не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица.
Судья соглашается с доводами и.о.руководителя ФИО1 О.Б., изложенными в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в материалах административного дела, представленных природоохранным прокурором, отсутствуют сведения о качестве воды, поставляемой МУП ЖКХ «Ильинское» потребителям. Протокола КХА от ДД.ММ.ГГГГ №, как доказательства нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в этом случае явно не достаточно, поскольку в нем лишь содержаться сведения о результатах химического анализа проб воды только из 2 скважин в отдельности, тогда как водозабор предприятие производит из 8 действующих скважин. Доказательств обратного судье не представлено.
То обстоятельство, что отбор проб воды на лабораторные исследования в рамках производственного контроля ДД.ММ.ГГГГ был произведен не полно, не были проведены соответствующие анализы воды из иных обязательных точек отбора, природоохранным прокурором не исследовалось, в вину ФИО14 как должностному лицу не вменялось, и не может быть положено в обоснование факта совершения им административного правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ по настоящему административному делу.
Вывод и.о. руководителя ФИО1 О.Б. о том, что при поступлении результатов анализов производственного контроля директором ФИО14 принято решение об увеличении кратности производственного лабораторного контроля, а также о том, что результаты анализов были направлены Главе администрации Ильинского городского поселения ФИО12, а та ДД.ММ.ГГГГ утвердила план мероприятий, согласно которому запланирован капитальный ремонт указанных выше скважин, ремонт водонапорной башни по <адрес> и т.д., с выделением необходимых материальных средств, представленными судье материалами не опровергается.
В постановлении природоохранного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на время совершения предполагаемого правонарушения, вмененного в вину директору МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14
Согласно п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судья находит обжалуемое постановление и.о.руководителя ФИО1 О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, ею правильно сделан вывод об отсутствии в действиях должностного лица- директора МУП ЖКХ «Ильинское» события вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Каких либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, судьей по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что протест природоохранного прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8,30.9-30.10,30.12 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Протест и.о. природоохранного прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО7 оставить без удовлетворения, постановление и.о. руководителя ФИО1 по <адрес> ФИО3 О.Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении должного лица- директора МУП ЖКХ «Ильинское» ФИО14 на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в срок 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
СУДЬЯ подпись Малышева О.Б.