Решение по делу № 2-465/2022 (2-4061/2021;) от 01.11.2021

Дело №2-465/2022 28 марта 2022 года

29RS0014-01-2021-007719-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Мартыновой И. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов, назначении пенсии,

установил:

Мартынова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в последнем заявленном виде исковых требований просила о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 31 мая 1995 года по 01 мая 2000 года, назначении пенсии с 29 июня 2021 года, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 29 562 руб. 75 коп., уплату государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требований истец указала, что обращалась в пенсионный орган 29 июня 2021 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен период осуществления предпринимательской деятельности с 31 мая 1995 года по 01 мая 2000 года. Полагая, что ответчиком необоснованно исключен указанный период из данного стажа, поскольку в спорный период истец была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске, истец обратилась в суд с заявленным иском.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело Мартыновой И.А. <№>, наблюдательное дело ИП Мартыновой И.А. <№>, суд приходит к следующему.

Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 возраста мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с положениями ч.3 ст.10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно частям 3, 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).

Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015), предусмотрен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Как указано в пункте 10 Правил № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Пунктом 11 Правил № 1015 определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из материалов дела следует, что 29 июня 2021 года Мартынова И.А., <Дата> года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ.

Решением ответчика от 06 июля 2021 года <№> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ ввиду недостаточности страхового стажа – 20 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 14 лет 08 месяцев.

При этом страховой стаж истца был определен в календарном исчислении продолжительностью 17 лет 00 месяцев 11 дней (с учетом Закона от 20 ноября 1990 года – 18 лет 10 месяцев 09 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 14 лет 06 месяцев 13 дней.

Из материалов дела следует, что при назначении пенсии в страховой стаж и стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен оспариваемый период.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец в период с 31 мая 1995 года по 03 июля 2000 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске.

Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.

Согласно пункту 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а)    взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б)    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в)    единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;

г)    единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные правила подтверждения трудового стажа для назначения пенсий действовали и в период, когда истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, законом гарантировано закрепленное в Конституции РФ право индивидуальных предпринимателей на социальное обеспечение по возрасту на общих условиях, при соблюдении обязанности по уплате страховых взносов.

Вместе с тем в случае, если индивидуальный предприниматель претендует на назначение пенсии в связи с наличием у него специального стажа (то есть не только страхового стажа, поставленного в зависимость лишь от уплаты страховых взносов, но и стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях), предприниматель обязан доказать факт стабильной и постоянной работы в особых территориальных условиях.

В данной ситуации на индивидуального предпринимателя, как и на любого другого гражданина, распространяются положения п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, в соответствии с которым для подтверждения факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть предоставлены документы, подтверждающие выполнение работы в указанных районах и местностях.

Исключая период осуществления предпринимательской деятельности с 31 мая 1995 года по 01 мая 2000 года из страхового стажа истца, пенсионный орган ссылается на то, что уплата страховых взносов не производилась либо производилась частично, но в отсутствие доходов невозможно определить период уплаты.

Согласно справке об уплате страховых взносов от 01 марта 2022 года с учетом поступившей из ИФНС России по г. Архангельску на запрос суда информации и налоговым декларациям за спорный период установлено, что страховые взносы были уплачены истцом за период с 01 января 1996 года по 31 декабря 1996 года.

На основании изложенного, период предпринимательской деятельности с 01 января 1996 года по 31 декабря 1996 года подлежит включению в страховой стаж истца.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент спорного периода, было предусмотрено, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Учитывая это, в пункте 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-1, введено правило начисления страховых взносов на все виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям).

Размер тарифов страховых взносов регламентировался Федеральным законом.

Так, в соответствии с пунктом «б» статьи 1 Федерального закона от 05 февраля 1997 года №26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» на 1997 год был установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей - в размере 20,6 процентов дохода от их деятельности.

Федеральным законом от 08 января 1998 года №9-ФЗ на 1998 год сохранены тарифы, действовавшие в 1997 году.

Обоснованность указанных тарифов была предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года №7-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 1998 года №144-О, которым даны разъяснения Постановления от 24 февраля 1998 года, индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты: не обязаны были уплачивать страховые взносы за период с 01 января по 10 февраля 1997 года, а уплаченные за этот период взносы подлежали зачету в счет будущих платежей; страховые взносы за 1997 год (за период с 11 февраля по 31 декабря), уплаченные или взысканные до 24 февраля 1998 года, перерасчету не подлежали, а неуплаченные и не взысканные до 24 февраля 1998 года не подлежали взысканию; страховые взносы за 1998 год за период после 24 августа уплате не подлежали, за период до 24 августа 1998 года подлежали уплате в размере 28%, а после установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежали зачету в счет будущих платежей.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года №18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 04 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов», граждане, которые в периоды с 01 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа по 31 декабря 1998 года из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с бездействием законодателя имеют право в порядке возмещения вреда в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации на включение указанных периодов в страховой стаж и трудовой стаж, дающий право на пенсию.

С учетом вышеизложенного, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года также подлежат зачету в страховой стаж истца.

Согласно поступившей из ИФНС России по г. Архангельску на запрос суда информации и налоговым декларациям за 1995-2000 годы, истец получала доход от осуществления предпринимательской деятельности (торгово-закупочная деятельность) в периоды с июня по декабрь 1996 года, с апреля по июнь 1997 года, с августа по сентябрь 1997 года, в декабре 1997 года, с мая по июль 1998 года.

Из декларации о доходах за 1995 год следует, что истец доход не получала, приступила к торговой деятельности только в июне 1996 года. В декларации о доходах за 1999 год указано на то, что деятельность не велась, а в декларации за 2000 год – на отсутствие дохода.

Пунктом 7 Перечня № 958н определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 4 и 5 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ст.ст.56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Проанализировав указанные обстоятельства и нормы права, суд не находит оснований для удовлетворения требований о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 31 мая 1995 года по 01 мая 2000 года, поскольку истцом не представлено доказательств получения дохода и фактического осуществления предпринимательской деятельности в данные периоды в г.Архангельске, а также не представлено доказательств уплаты страховых взносов за периоды с 31 мая 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 11 февраля 1997 года по 24 августа 1998 года, с 01 января 1999 года по 01 мая 2000 года.

Сам по себе факт регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя в г. Архангельске не является прямым свидетельством того, что деятельность предпринимателем также осуществлялась в г. Архангельске, поскольку постановка на учет индивидуальных предпринимателей в случае уплаты ими налогов в соответствии с общей системой налогообложения производится по месту их жительства, а не по месту осуществления деятельности.

Представленная истцом в материалы дела справка от 20 августа 2018 года не подтверждает факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в г.Архангельске в спорные периоды. Иных доказательств осуществления предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как установлено в п. 19 приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

С учетом включения в страховой стаж указанных выше периодов и добровольно включенных ответчиком периодов данный стаж составит более требуемых 20 лет, однако стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составит менее необходимых 14 лет 08 месяцев.

Таким образом, у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения истцу пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 июня 2021 года, в связи с чем исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся помимо прочего: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату услуг представителя осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.

Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.

При этом гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что основополагающим критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 октября 2005 года №355-0, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда. Вместе с тем, суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг представителя предоставлены договор оказания юридических услуг от 25 сентября 2021 года, заключенный между ООО «Юридическая компания «Вайс и партнеры» (исполнитель) и Мартыновой И.А. (заказчик), по условиям которого исполнитель обязался оказать юридическое сопровождение по обжалованию решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в том числе провести консультацию, ознакомиться с представленными документами и проанализировать их, проработать правовую позицию, проанализировать законодательство и судебную практику, проанализировать перспективы дела, составить исковое заявление, представлять интересы заказчика в суде, стоимость услуг определена сторонами в размере 29 562 руб. 75 коп.

Согласно кассовому чеку от 25 сентября 2021 года истцом на оплату услуг представителя были понесены расходы в размере 29 562 руб. 75 коп.

Как следует из материалов дела, представителем истца было составлено исковое заявление, кроме того, она представляла интересы истца в двух судебных заседаниях.

Согласно разъяснениям, данным в п.п.11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание объем и качество проделанной представителем истца работы, характер спора, его сложность, количество и длительность судебных заседаний с участием представителя истца, возражения ответчика, частичное удовлетворение исковых требований, к которым неприменим принцип математической пропорции, отказ в удовлетворении основного требования о назначении пенсии, суд, руководствуясь принципами справедливости и разумности, полагает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 17 000 руб. Расходы в остальной части не подлежат взысканию с ответчика по указанным основаниям.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мартыновой И. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов, назначении пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж Мартыновой И. А. периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 01 января 1997 года по 10 февраля 1997 года, с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Мартыновой И. А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 17 000 руб. и уплату государственной пошлины в размере 300 руб., всего 17 300 (Семнадцать тысяч триста) руб.

В удовлетворении исковых требований Мартыновой И. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов в остальной части, назначении пенсии отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        

Председательствующий А.А. Жданова

2-465/2022 (2-4061/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мартынова Ирина Анатольевна
Ответчики
Государственное учреждение- отделение пенсионного фонда РФ по Архангельской области и НАО
Другие
ИФНС России по городу Архангельску
Ипатов А.Н.
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
01.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.12.2021Предварительное судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2022Дело оформлено
28.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее