47RS0№-88
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации18 декабря 2019 года <адрес>
Всеволожский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Серба Я.Е.,при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО3 о признании недействительным договора дарения, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО3 о признании недействительным договора даренияот 02.02.2019земельного участка,расположенного по адресу: <адрес>, Разметелевская Волость, д. Тавры, СНТ «Тавры», уч. 424, заключенного между ФИО2 и ФИО3, а также применении последствий недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований указал, что является супругом ФИО2, которая на протяжении 20 лет владела указанным земельным участком. Из полученной выписки ЕГРН истцу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ произошла регистрация перехода права собственности на рассматриваемый земельный участок к ФИО3 на основании договора дарения. Считает данный договор ничтожной сделкой в силу ст.166 ГК РФ, поскольку дарительФИО2 не имела права отчуждать спорный земельный участок без получения согласия супруга. Истец согласие на отчуждение земельного участка не давал, соглашения о порядке пользования и определении долей не подписывал.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 возражалпротив удовлетворения заявленных требований.
ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования.
Третье лицо - Управление Росрееста по <адрес>о времени и месте судебного заседания извещено, представителя не направило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора дарения земельного участка от 02.02.2019ФИО2безвозмездно передала ФИО3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Разметелевская Волость, д. Тавры, СНТ «Тавры», уч. 424. Указанный земельный участок принадлежит дарителю на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ-XXVI ЛО -3507 № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 и ФИО2 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии VI-АК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписке из ЕГРН право собственности на рассматриваемый земельный участокзарегистрировано за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела правоустанавливающих документов следует, что при подаче документов на регистрацию права заявление - согласие супруга на совершение сделки не представлено.
В силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части.
Рассматриваемыйземельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Разметелевская Волость, д. Тавры, СНТ «Тавры», уч. 424, приобретен ФИО2 в период брака, супруг ФИО1от права пользования, владения и распоряжения земельным участком не отказывался.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии со статьей 10 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Согласно статье 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (часть 1). Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (часть 3).
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу части 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации
при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ч.ч. 1 - 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Таким образом, отчуждение ФИО2 по договору дарения указанного земельного участка произведено лицом, фактически не обладающим правом собственности в отношении части имущества, являющегося предметом сделки, в связи с чем такая сделка противоречит требованиям пункта 2 статьи 209 ГК РФ.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что ФИО2 в отсутствие согласия истца не могла производить отчуждение земельного участка в собственность ФИО3, в связи с чем полагает возможным признать договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Согласно п. 3 ст. 253 ГК РФ каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.
Одаряемый безусловно знал о длительном характере брака дарителя с истцом, приобретении имущества в период брака, соответственно заведомо должен был знать и о необходимости одобрения сделки другим участником общей долевой собственности.
Учитывая характер сделки, в соответствии с условиями которой дарение совместного имущества без волеизъявления участника общей собственности фактически не повлекло встречного исполнения в пользу дарителя, которое могло бы являться предметом раздела между бывшими супругами.
В связи с признанием договора недействительным, подлежит прекращению право собственности ФИО3 на земельный участок.
Ввиду изложенного, исковые требования о признании договора дарения недействительным подлежат удовлетворению. При этом суд полагает возможным применить последствия недействительности сделки в виде исключения из ЕГРН записи о регистрации права собственности ФИО3 на рассматриваемый земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Учитывая, что внесенные в ЕГРН записи о регистрации права собственности за ответчиком на земельный участок основаны на ничтожной сделке, в целях защиты публичных интересов в виде обеспечения достоверности сведений ЕГРН, суд полагает необходимым исключить из ЕГРН запись о праве собственности ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Разметелевская Волость, д. Тавры, СНТ «Тавры», уч. 424.
Согласно части 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В силу п.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины.С ФИО3 надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 965 руб.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 98, 144, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к ФИО3 о признании договора дарения недействительным удовлетворить.
Признать недействительным договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Разметелевская волость, д.Тавры, СНТ «Тавры», участок 424, кадастровый №.
Аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ФИО3 на земельный участок,расположенный по адресу: <адрес>, Разметелевская волость, д.Тавры, СНТ «Тавры», участок 424, кадастровый №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отменить меры, принятые определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № М-3629/2019, в виде запрета Управлению Росреестра по <адрес> производить регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Разметелевская волость, д.Тавры, СНТ «Тавры», участок 424, кадастровый №.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 6965 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.