Решение по делу № 33-2626/2021 от 08.07.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0007-01-2020-003823-57

судья Алтаева Т.Н.

дело поступило 08.07.2021 г.                                  № 33-2626/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            6 сентября 2021 г.                                    г.Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д., при секретаре Цыденжаповой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аюшеевой С.Б. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным

    по апелляционной жалобе Аюшеевой С.Б. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 апреля 2021 г. (с учетом определения от          2 июня 2021 г. об исправлении описки), которым постановлено:

    Исковые требования Аюшеевой С.Б. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» оставить без удовлетворения.

    Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения Аюшеевой С.Б., представителя РГУ «Центр социальной поддержки населения» Тарбаевой Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аюшеева С.Б. обратилась в суд с иском к РГУ «Центр социальной поддержки населения» и просила признать незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет и возложить на ответчика обязанность назначить данную ежемесячную выплату на детей      ФИО1, ... рождения, ФИО2, ... рождения, ФИО3, ... рождения.

В обоснование иска указано на то, что ... истец обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, однако согласно уведомлению от ... ей отказано в назначении такой ежемесячной выплаты со ссылкой на превышение среднедушевого дохода каждого члена семьи Аюшеевых величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Республике Бурятия во П квартале 2019 г. в размере        11 549 руб. на 128,23 руб., однако в доход семьи необоснованно включена сумма полученной компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих дошкольную программу, в размере 12 765 руб., поскольку такой расчет среднедушевого дохода не соответствует пункту 21 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».

В заседании суда первой инстанции Аюшеева С.Б. иск поддержала и просила удовлетворить его в полном объеме.

Представитель ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» Золтуева С.В. иск не признала и суду пояснила, что согласно действующему законодательству компенсационные выплаты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи истца сумма дохода на каждого члена семьи превышала величину прожиточного минимума на душу населения в размере 11 549 руб.,                     в назначении ежемесячной денежной выплаты было отказано обоснованно.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, представитель которого в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Аюшеева С.Б. выражает несогласие с решением суда первой инстанции и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В письменных возражениях на жалобу РГУ «Центр социальной поддержки населения» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ              «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 199             «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 01.01.2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 данного Указа Президента Российской Федерации ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утверждены постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 (далее – Основные требования).

В соответствии с пунктом 21 Основных требований (в редакции на момент возникновения спора) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) алименты;

д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;

к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;

л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;

м) доходы от продажи, аренды имущества;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно пункту 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Пункт 25 Основных требований (в редакции на момент возникновения спора) предусматривает исключения из доходов семьи, которые при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:

а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;

б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом               "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:

в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Во исполнение Указа Президента постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.04.2020 г. № 173 «О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Положение), пунктом 17.1 которого в редакции на момент возникновения спора предусматривалось, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы, предусмотренные пунктом 21 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Аюшеева С.Б. состоит в зарегистрированном браке с ФИО4, супруги имеют несовершеннолетних детей: ФИО5, ... рождения,     ФИО1, ... рождения, ФИО2, ... рождения, ФИО3, ... рождения.

... Аюшеева С.Б. обратилась в отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району Республики Бурятия с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в отношении детей ФИО1, ... рождения, ФИО2, ... рождения, ФИО3, ... рождения.

Согласно уведомлению от ... Аюшеевой С.Б. отказано в назначении ежемесячной выплаты на том основании, что среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия в расчетном периоде. При этом среднедушевой дохода семьи истца определен исходя из совокупного дохода семьи с учетом компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих дошкольную образовательную программу.

Разрешая заявленные Аюшеевой С.Б. исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, исследовал юридически значимые обстоятельства с учетом оценки представленных доказательств в их совокупности, правильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что выраженный в уведомлении от ... отказ Аюшеевой С.Б. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет является законным, поскольку при расчете дохода семьи истца компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих дошкольную образовательную программу, подлежит учету, в связи с чем среднедушевой доход семьи в расчетом периоде выше прожиточного минимума и составляет 11 677,23 руб. при установленном размере прожиточного минимума 11 549 руб.

Выводы суда мотивированы ссылкой на то, что компенсация платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не может быть отнесена к мерам государственной социальной помощи, не подлежащим учету в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина согласно постановлению Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

При этом суд исходил из понятия государственной социальной помощи, целей ее оказания, предусмотренных законом категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, согласно Федеральному закону от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и указал на то, что законодателем дифференцированы понятия государственной социальной помощи и государственной социальной поддержки, в связи с чем компенсация платы родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не являющаяся мерой государственной социальной помощи, подлежит учету при расчете дохода семьи.

Указанные выводы суда первой инстанции доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Оспаривая решение суда первой инстанции, Аюшеева С.Б. ссылается в апелляционной жалобе на то, что вышеуказанная компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях не входит в перечень видов доходов семьи, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода при назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, установленный пунктом 21 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384.

Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции, поскольку данные судом анализ и толкование нормативных положений, подлежащих применению при разрешении возникшего между сторонами спора, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательному регулированию.

При этом законность указанной правовой позиции подтверждена в том числе тем, что постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 г. N 489          "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384", вступившим в силу с 01.04.2021 г., изменена, в частности, редакция пункта 21, которым в настоящее время установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в частности, пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.

Таким образом, выплаты компенсационного характера, к каковым относится и компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, подлежат учету при расчете среднедушевого дохода семьи в связи с определением права на ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с чем выраженный в уведомлении от     ... отказ Аюшеевой С.Б. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет является законным и обоснованным.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного суда г. Улан-Удэ от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2626/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Аюшеева Сэсэг Баясхалановна
Ответчики
Республиканское государственное учреждение Центр социальной поддержки населения
Другие
Министерство социальной защиты населения РБ
отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Хаыкова Инна Кирилловна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
08.07.2021Передача дела судье
28.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2021Передано в экспедицию
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее