Дело № 2-367/2022
45RS0008-01-2021-003663-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Анашкиной А.А.,
рассмотрев в с. Кетово Курганской области 31 января 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шмаковского сельсовета Кетовского райна Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности Администрации Шмаковского сельсовета, в результате которой выявлены нарушения названного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что в Администрации Шмаковского сельсовета специальная оценка условий труда не проведена в отношении рабочего места «тракторист», соответствующие документы не получены, несмотря на то, что положения Закона № 426-ФЗ действуют с 01.01.2014. Администрацией Шмаковского сельсовета Кетовского района специальная оценка условий труда проведена 05.09.2018. В соответствии со штатным расписанием с 01.05.2021 введена должность тракториста, при этом специальная оценка условий его труда до сих пор не проведена. Несоблюдение и невыполнение работодателем по проведению специальной оценки условий труда затрагивает как интересы работников данной организации, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем. Кроме того, работники организации находятся в трудовой зависимости от работодателя, не обладают достаточными юридическими знаниями, позволяющими им защитить свои интересы в суде. На основании изложенного, просит обязать Администрацию Шмаковского сельсовета Кетовского района в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочего места тракториста.
В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Курганской области Колотенко И.А. заявленные требования поддержала, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством оспециальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В силу частей 1 и 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральными законами от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01.01.2014, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в статье 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Частью 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 этого закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности Администрации Шмаковского сельсовета, в результате которой выявлено, что Администрацией специальная оценка условий труда тракториста не проведена.
Согласно представленному в материалах дела штатному расписанию Администрации Шмаковского сельсовета на 01.09.2021, в штате предусмотрено 7 рабочих места по следующим должностям: Глава администрации (1 ставка), Управляющий делами (1 ставка), специалист 1 категории (1 ставка), контрактный управляющий (0,5 ставки), уборщица (0,3 ставки), тракторист (0,5 ставки), истопник (1, 50 ставки).
Так же в материалы дела представлены отчет о проведении специальной оценки условий труда в Администрации Шмаковского сельсовета от 05.09.2018 с экспертным заключением № 570/18-336-18-45 от 24.08.2018 ООО «Лаборатория труда», декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда Администрации Шмаковского сельсовета на рабочих местах: Глава администрации, Управляющий делами, специалист 1 категории, контрактный управляющий, уборщица, истопник, специалист по ведению воинского учета, уборщица, уборщица ДК, старший водитель пожарного автомобиля, водитель пожарного автомобиля.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, принимая во внимание, что в ходе судебного заседание достоверно установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте трактариста не проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда не представлен, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и о возложении обязанности на администрацию Шмаковского сельсовета провести специальную оценку условий труда рабочего места тракториста.
Суд также полагает, что заявленный прокурором срок для проведения специальной оценки условий труда – трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу, является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шмаковского сельсовета Кетовского райна Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда удовлетворить.
Обязать Администрацию Шмаковского сельсовета Кетовского района Курганской области в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочего места тракториста.
Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 16.02.2022.
Судья: Ю.А. Димова