Решение по делу № 12-34/2023 от 27.04.2023

Дело № 12-34/2023

УИД № 24RS0006-01-2023-000458-53

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 июля 2023 года г. Боготол

Судья Боготольского районного суда Красноярского края Гусева Ирина Викторовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Боготольского района Колбенко Ангелины Александровны на постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Дмитрия Александровича от 29.03.2023 № 254/027-2023 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 администрация Боготольского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе защитник администрации Боготольского района Колбенко А.А. высказывает несогласие с постановлением заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023г., просит его отменить и производство по делу прекратить.

В обосновании указывает, что к выделам №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 28, 29, 34, 41, 44, 46, 47 квартала № 50 Боготольского сельского участкового лесничества АО «Вагинское» примыкает земельный участок, который относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок образован из земель, или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация Боготольского района Красноярского края уполномочена на распоряжение данным участком.

07.09.2021 г. между администрацией Вагинского сельсовета Боготольского района (далее – Заказчик) и краевым государственным автономным учреждением «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – Исполнитель) заключены муниципальные контракты № 2054/И и 2055/И на выполнение работ, направленных на противопожарное обустройство населенного пункта, предметом которых является, соответственно:

- выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 2,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 2,0 км без выжигания сухих горючих материалов;

- выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 4,0 км, д. Павловка – 2,0 км, д. Ильинка – 3,0 км, д. Дмитриевка – 3,0 км, д. Коробейниково – 3,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 15,0 км без выжигания сухих горючих материалов.

Обязательства Исполнителем выполнены своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют акты сдачи-приемки выполненных работ б/н от 27.09.2021 г., к вышеуказанным муниципальным контрактам.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, говорить о том, что администрацией Боготольского района не выполнены противопожарные мероприятия должным образом и не приняты соответствующие меры по устранению имеющихся нарушений, не приходится.

Вместе с тем, согласно сведениям ОНД и ПР по Тюхтетскому МО и Боготольскому району установлено, что в результате пожара уничтожена лесная подстилка, состоящая из прошлогодней сухой растительности, древесного отпада и валежника, на стволах деревьев в нижней части наблюдаются следы закопчения от 0,2 до 2,5 м, в зависимости от захламленности валежником, пожар прошел низовой, беглый, средней интенсивности, лесные насаждения не горели, продолжают расти, расчет ущерба, причинённого лесу, вследствие воздействия лесных пожаров, осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». По результатам расчета ущерба выявлено отсутствие достаточных данных, указываемых на признаки составов правонарушений и преступлений, объективной стороной которых является возникновение пожара по вине местного населения.

Кроме того, в постановлении указаны несколько субъектов правонарушения: администрация Боготольского района, администрация Новоселовского района и администрация Минусинского района, что влечет возникновение мгновенности субъектов, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в результате чего привлечение к административной ответственности и установление вины не представляется возможным.

Кроме того, как следует из описательно-мотивировочной части постановления, заместитель директора КГКУ «Лесная охрана» пришел к выводу о том, что администрация Боготольского района на момент совершения правонарушения не выполнила противопожарные мероприятия, но выполнила их до вынесения постановления о назначении административного наказания, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, согласно материалам административного дела, вследствие чего административный орган приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения с учетом положения ст. 3.4 КоАП РФ, а в резолютивной части администрации Боготольского района назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, что вызывает несоответствие доводов, указанных в описательно-мотивировочной части, влечет нарушение норм процессуального права, и является основанием для отмены Постановления.

В обоснование жалобы также указано, что в нарушение ст. 3.1 КоАП РФ копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по состоянию на 18.04.2023 г. в адрес администрации Боготольского района не направлена, нарушен порядок, предусматривающий вручение либо направление копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, что является нарушением процессуальных норм права.

Считает, что допущенные КГКУ «Лесная охрана» нарушения процессуальных и материальных норм права при составлении постановления от 29.03.2023 № 254/027-2023 о назначении административного наказания не могут являться доказательствами по делу.

Законный представитель администрации Боготольского района, защитник лица в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении, для участия в судебном заседании не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Должностное лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников производства.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что постановление подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением установленных КоАП РФ требований.

Основания для отмены постановления по доводам защитника отсутствуют, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Согласно пунктам 4-6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Рассмотревшим настоящее дело должностным лицом КГКУ «Лесная охрана» указанные положения закона соблюдены не были.

В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила).

Согласно п.10 названных Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Из буквального содержания данной нормы следует, что соответствующая обязанность возлагается на лиц владеющих, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, каковыми могут быть, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.04.2022г. № 86-758-од в связи с частичным сходом снежного покрова на территории Боготольского лесничества пожароопасный сезон определен с 06 апреля 2022 года.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основанием для привлечения администрации Боготольского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней по состоянию на 07 мая 2022 года п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: отсутствие очистки от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса и отсутствием противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера, что послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале № 50, выделах №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 28, 29, 34, 41, 44, 46, 47 Боготольского лесничества, Боготольского сельского участкового лесничества, АО «Вагинское».

Земельный участок с координатами 56.184644 С, 89,443798 В, относится к землям государственной неразграниченной собственности, находится в распоряжении администрации Боготольского района (ответ от 02.06.2022 № 1681 – л.д. 80).

С жалобой не представлено сведений о том, что указанный земельный участок находится в собственности какого-либо конкретного лица.

Следовательно, при отсутствии данных о закреплении земельного участка за конкретным физическим или юридическим лицом на праве собственности, аренды или ином, указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Возможность определения юридической судьбы имущества, в том числе посредством его предоставления на различных правовых основаниях другим лицам, является составляющей права распоряжения имуществом.

Согласно Устава Боготольского района Красноярского края, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, у администрации Боготольского района Красноярского края, имеется основанное на законе право распоряжения земельным участком с координатами 56.184644 С, 89,443798 В, прилегающим к лесу и указанном в постановлении по делу об административном правонарушении.

Вина администрации Боготольского района Красноярского края в нарушении п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах в объеме, описанном в постановлении по делу, и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 09 марта 2023 года (л.д. 69-73); актом о лесном пожаре от 16 мая 2022 года №12 (л.д. 92-95); актом натурного осмотра лесного участка № 1 от 07 мая 2022 года со схемой, фототаблицей (л.д.86-91), и иными материалами дела.

Бездействие администрации Боготольского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ квалифицировано верно.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в полном соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Имеющиеся в материалах дела доказательства получены порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют друг другу. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.

В соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает участником публичных правоотношений.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 № 1397-О, законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статья 1.4 КоАП Российской Федерации), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данных о принятии администрацией Боготольского района Красноярского края с целью соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, всех зависящих от нее мер на указанном земельном участке, равно как и о наличии не зависящих от нее обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению таких правил, в материалах дела нет и при настоящем рассмотрении дела суду не представлено.

Ссылка в жалобе на то, что 07.09.2021г. между администрацией Вагинского сельсовета Боготольского района (заказчик) и КГАУ «Лесопожарный центр» (исполнитель) заключены муниципальные контракты № 2054/И и 2055/И на выполнение работ, направленных на противопожарное обустройство населенного пункта, предметом которых является соответственно: выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 2,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 2,0 км без выжигания сухих горючих материалов; выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 4,0 км, д. Павловка – 2,0 км, д. Ильинка – 3,0 км, д. Дмитриевка – 3,0 км, д. Коробейниково – 3,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 15,0 км без выжигания сухих горючих материалов, обязательства по ним исполнителем выполнены своевременно и надлежащим образом, не освобождает администрацию Боготольского района от административной ответственности.

В настоящем случае должностное лицо пришло к правильным выводам об объективно имевших место нарушениях администрацией Боготольского района правил пожарной безопасности в лесах и лесном пожаре, при этом причинно-следственная связь между нарушениями и последствием, вопреки доводам жалобы, также подтверждена собранными по делу доказательствами. При разрешении вопроса о квалификации действий администрации по ч. 1 ст. 8.32 либо по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ должностное лицо правомерно исходило из факта наступивших последствий в виде лесного пожара.

Приведенная в жалобе субъективная оценка имеющихся доказательств относительно причин пожара не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения.

Доводы жалобы об указании в постановлении по делу об административном правонарушении нескольких субъектов правонарушения, считаю несостоятельными, поскольку указанная описка (указание место администрации Боготольского района администрации Новоселовского, Минусинского районов) не опровергает выявленный факт нарушения администрацией Боготольского района Правил пожарной безопасности в лесах.

Ссылка заявителя на то, что в нарушение положений статьи 28.7 КоАП РФ ему не вручалась и не направлялась копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении, не влечет удовлетворение жалобы и не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушениях в ходе рассмотрения дела.

В то же время, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как усматривается из описательно-мотивировочной части вынесенного по делу постановления заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023, должностное лицо КГКУ «Лесная охрана» пришло к выводу о назначении административного наказания с применением положения ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, между тем в резолютивной части указано на назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом, что предполагает составление только мотивированных процессуальных актов со ссылкой на соответствующие нормы законодательства об административных правонарушениях.

В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, в том числе относительно вида и размера назначенного административного наказания. При этом резолютивная часть постановления должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. Несоответствие резолютивной части судебного акта другим его частям, а равно противоречие в выводах суда, изложенных в описательно-мотивировочной и резолютивной частях судебного акта, не допустимо и свидетельствует о необоснованности и незаконности такого акта.

Несоответствие мотивировочной и резолютивной частей постановления о привлечении к административной ответственности относительно назначенного наказания признаю существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку такое несоответствие, порождающее неопределенность в подлежащих указанию в постановлении по делу об административных правонарушениях вида и размера назначенного наказания, не позволяет признать настоящее дело рассмотренным всесторонне, полно и объективно.

Допущенная в постановлении ошибка в относительно вида назначенного административного наказания, изменяет содержание постановления и не может быть устранена в порядке, предусмотренном ст.29.12.1 КоАП РФ.

Статья 29.12.1 КоАП РФ, предусматривающая исправление допущенных в постановлении (определении) по делу об административном правонарушении описок, опечаток и арифметических ошибок, не предполагает возможность ее произвольного применения судьей, органом и должностным лицом, в том числе в целях исправления процессуальных ошибок. Положения указанной нормы не наделяют административные органы правом исправлять в постановлении по делу об административном правонарушении допущенные ошибки, которые могут служить основанием для признания незаконным и отмены этого постановления в установленном порядке.

Допущенное процессуальное нарушение при вынесении судебного решения является существенным и влечет в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023, поскольку свидетельствует о несоблюдении должностным лицом требований статей 4.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вынесенное по настоящему делу постановление о назначении административного наказания подлежит отмене.

На момент рассмотрения в Боготольском районном суде жалобы защитника администрации Боготольского района годичный срок давности привлечения администрации Боготольского района к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, что исходя из положений названной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возобновление производства по делу и возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

жалобу защитника администрации Боготольского района Красноярского края Колбенко А.А. удовлетворить частично.

Постановление заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица - администрации Боготольского района Красноярского края, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Гусева

Дело № 12-34/2023

УИД № 24RS0006-01-2023-000458-53

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 июля 2023 года г. Боготол

Судья Боготольского районного суда Красноярского края Гусева Ирина Викторовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Боготольского района Колбенко Ангелины Александровны на постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Дмитрия Александровича от 29.03.2023 № 254/027-2023 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 администрация Боготольского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе защитник администрации Боготольского района Колбенко А.А. высказывает несогласие с постановлением заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023г., просит его отменить и производство по делу прекратить.

В обосновании указывает, что к выделам №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 28, 29, 34, 41, 44, 46, 47 квартала № 50 Боготольского сельского участкового лесничества АО «Вагинское» примыкает земельный участок, который относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок образован из земель, или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация Боготольского района Красноярского края уполномочена на распоряжение данным участком.

07.09.2021 г. между администрацией Вагинского сельсовета Боготольского района (далее – Заказчик) и краевым государственным автономным учреждением «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – Исполнитель) заключены муниципальные контракты № 2054/И и 2055/И на выполнение работ, направленных на противопожарное обустройство населенного пункта, предметом которых является, соответственно:

- выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 2,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 2,0 км без выжигания сухих горючих материалов;

- выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 4,0 км, д. Павловка – 2,0 км, д. Ильинка – 3,0 км, д. Дмитриевка – 3,0 км, д. Коробейниково – 3,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 15,0 км без выжигания сухих горючих материалов.

Обязательства Исполнителем выполнены своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют акты сдачи-приемки выполненных работ б/н от 27.09.2021 г., к вышеуказанным муниципальным контрактам.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, говорить о том, что администрацией Боготольского района не выполнены противопожарные мероприятия должным образом и не приняты соответствующие меры по устранению имеющихся нарушений, не приходится.

Вместе с тем, согласно сведениям ОНД и ПР по Тюхтетскому МО и Боготольскому району установлено, что в результате пожара уничтожена лесная подстилка, состоящая из прошлогодней сухой растительности, древесного отпада и валежника, на стволах деревьев в нижней части наблюдаются следы закопчения от 0,2 до 2,5 м, в зависимости от захламленности валежником, пожар прошел низовой, беглый, средней интенсивности, лесные насаждения не горели, продолжают расти, расчет ущерба, причинённого лесу, вследствие воздействия лесных пожаров, осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». По результатам расчета ущерба выявлено отсутствие достаточных данных, указываемых на признаки составов правонарушений и преступлений, объективной стороной которых является возникновение пожара по вине местного населения.

Кроме того, в постановлении указаны несколько субъектов правонарушения: администрация Боготольского района, администрация Новоселовского района и администрация Минусинского района, что влечет возникновение мгновенности субъектов, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в результате чего привлечение к административной ответственности и установление вины не представляется возможным.

Кроме того, как следует из описательно-мотивировочной части постановления, заместитель директора КГКУ «Лесная охрана» пришел к выводу о том, что администрация Боготольского района на момент совершения правонарушения не выполнила противопожарные мероприятия, но выполнила их до вынесения постановления о назначении административного наказания, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, согласно материалам административного дела, вследствие чего административный орган приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения с учетом положения ст. 3.4 КоАП РФ, а в резолютивной части администрации Боготольского района назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, что вызывает несоответствие доводов, указанных в описательно-мотивировочной части, влечет нарушение норм процессуального права, и является основанием для отмены Постановления.

В обоснование жалобы также указано, что в нарушение ст. 3.1 КоАП РФ копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по состоянию на 18.04.2023 г. в адрес администрации Боготольского района не направлена, нарушен порядок, предусматривающий вручение либо направление копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, что является нарушением процессуальных норм права.

Считает, что допущенные КГКУ «Лесная охрана» нарушения процессуальных и материальных норм права при составлении постановления от 29.03.2023 № 254/027-2023 о назначении административного наказания не могут являться доказательствами по делу.

Законный представитель администрации Боготольского района, защитник лица в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении, для участия в судебном заседании не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Должностное лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников производства.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что постановление подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением установленных КоАП РФ требований.

Основания для отмены постановления по доводам защитника отсутствуют, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Согласно пунктам 4-6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Рассмотревшим настоящее дело должностным лицом КГКУ «Лесная охрана» указанные положения закона соблюдены не были.

В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила).

Согласно п.10 названных Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Из буквального содержания данной нормы следует, что соответствующая обязанность возлагается на лиц владеющих, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, каковыми могут быть, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.04.2022г. № 86-758-од в связи с частичным сходом снежного покрова на территории Боготольского лесничества пожароопасный сезон определен с 06 апреля 2022 года.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основанием для привлечения администрации Боготольского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней по состоянию на 07 мая 2022 года п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: отсутствие очистки от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса и отсутствием противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера, что послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале № 50, выделах №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 28, 29, 34, 41, 44, 46, 47 Боготольского лесничества, Боготольского сельского участкового лесничества, АО «Вагинское».

Земельный участок с координатами 56.184644 С, 89,443798 В, относится к землям государственной неразграниченной собственности, находится в распоряжении администрации Боготольского района (ответ от 02.06.2022 № 1681 – л.д. 80).

С жалобой не представлено сведений о том, что указанный земельный участок находится в собственности какого-либо конкретного лица.

Следовательно, при отсутствии данных о закреплении земельного участка за конкретным физическим или юридическим лицом на праве собственности, аренды или ином, указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Возможность определения юридической судьбы имущества, в том числе посредством его предоставления на различных правовых основаниях другим лицам, является составляющей права распоряжения имуществом.

Согласно Устава Боготольского района Красноярского края, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, у администрации Боготольского района Красноярского края, имеется основанное на законе право распоряжения земельным участком с координатами 56.184644 С, 89,443798 В, прилегающим к лесу и указанном в постановлении по делу об административном правонарушении.

Вина администрации Боготольского района Красноярского края в нарушении п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах в объеме, описанном в постановлении по делу, и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 09 марта 2023 года (л.д. 69-73); актом о лесном пожаре от 16 мая 2022 года №12 (л.д. 92-95); актом натурного осмотра лесного участка № 1 от 07 мая 2022 года со схемой, фототаблицей (л.д.86-91), и иными материалами дела.

Бездействие администрации Боготольского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ квалифицировано верно.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в полном соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Имеющиеся в материалах дела доказательства получены порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют друг другу. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.

В соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает участником публичных правоотношений.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 № 1397-О, законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статья 1.4 КоАП Российской Федерации), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данных о принятии администрацией Боготольского района Красноярского края с целью соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, всех зависящих от нее мер на указанном земельном участке, равно как и о наличии не зависящих от нее обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению таких правил, в материалах дела нет и при настоящем рассмотрении дела суду не представлено.

Ссылка в жалобе на то, что 07.09.2021г. между администрацией Вагинского сельсовета Боготольского района (заказчик) и КГАУ «Лесопожарный центр» (исполнитель) заключены муниципальные контракты № 2054/И и 2055/И на выполнение работ, направленных на противопожарное обустройство населенного пункта, предметом которых является соответственно: выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 2,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 2,0 км без выжигания сухих горючих материалов; выполнение работ по противопожарному обустройству населенного пункта Вагинского сельсовета: с. Вагино – 4,0 км, д. Павловка – 2,0 км, д. Ильинка – 3,0 км, д. Дмитриевка – 3,0 км, д. Коробейниково – 3,0 км, а именно: устройство (прокладка) минерализованных полос общей протяженностью 15,0 км без выжигания сухих горючих материалов, обязательства по ним исполнителем выполнены своевременно и надлежащим образом, не освобождает администрацию Боготольского района от административной ответственности.

В настоящем случае должностное лицо пришло к правильным выводам об объективно имевших место нарушениях администрацией Боготольского района правил пожарной безопасности в лесах и лесном пожаре, при этом причинно-следственная связь между нарушениями и последствием, вопреки доводам жалобы, также подтверждена собранными по делу доказательствами. При разрешении вопроса о квалификации действий администрации по ч. 1 ст. 8.32 либо по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ должностное лицо правомерно исходило из факта наступивших последствий в виде лесного пожара.

Приведенная в жалобе субъективная оценка имеющихся доказательств относительно причин пожара не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения.

Доводы жалобы об указании в постановлении по делу об административном правонарушении нескольких субъектов правонарушения, считаю несостоятельными, поскольку указанная описка (указание место администрации Боготольского района администрации Новоселовского, Минусинского районов) не опровергает выявленный факт нарушения администрацией Боготольского района Правил пожарной безопасности в лесах.

Ссылка заявителя на то, что в нарушение положений статьи 28.7 КоАП РФ ему не вручалась и не направлялась копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении, не влечет удовлетворение жалобы и не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушениях в ходе рассмотрения дела.

В то же время, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как усматривается из описательно-мотивировочной части вынесенного по делу постановления заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023, должностное лицо КГКУ «Лесная охрана» пришло к выводу о назначении административного наказания с применением положения ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, между тем в резолютивной части указано на назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом, что предполагает составление только мотивированных процессуальных актов со ссылкой на соответствующие нормы законодательства об административных правонарушениях.

В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, в том числе относительно вида и размера назначенного административного наказания. При этом резолютивная часть постановления должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. Несоответствие резолютивной части судебного акта другим его частям, а равно противоречие в выводах суда, изложенных в описательно-мотивировочной и резолютивной частях судебного акта, не допустимо и свидетельствует о необоснованности и незаконности такого акта.

Несоответствие мотивировочной и резолютивной частей постановления о привлечении к административной ответственности относительно назначенного наказания признаю существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку такое несоответствие, порождающее неопределенность в подлежащих указанию в постановлении по делу об административных правонарушениях вида и размера назначенного наказания, не позволяет признать настоящее дело рассмотренным всесторонне, полно и объективно.

Допущенная в постановлении ошибка в относительно вида назначенного административного наказания, изменяет содержание постановления и не может быть устранена в порядке, предусмотренном ст.29.12.1 КоАП РФ.

Статья 29.12.1 КоАП РФ, предусматривающая исправление допущенных в постановлении (определении) по делу об административном правонарушении описок, опечаток и арифметических ошибок, не предполагает возможность ее произвольного применения судьей, органом и должностным лицом, в том числе в целях исправления процессуальных ошибок. Положения указанной нормы не наделяют административные органы правом исправлять в постановлении по делу об административном правонарушении допущенные ошибки, которые могут служить основанием для признания незаконным и отмены этого постановления в установленном порядке.

Допущенное процессуальное нарушение при вынесении судебного решения является существенным и влечет в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023, поскольку свидетельствует о несоблюдении должностным лицом требований статей 4.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вынесенное по настоящему делу постановление о назначении административного наказания подлежит отмене.

На момент рассмотрения в Боготольском районном суде жалобы защитника администрации Боготольского района годичный срок давности привлечения администрации Боготольского района к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, что исходя из положений названной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возобновление производства по делу и возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

жалобу защитника администрации Боготольского района Красноярского края Колбенко А.А. удовлетворить частично.

Постановление заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 29.03.2023 № 254/027-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица - администрации Боготольского района Красноярского края, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Гусева

12-34/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Боготольского района (Администрация Боготольского района Красноярского края)
Другие
Колбенко Ангелина Александровна
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Гусева Ирина Викторовна
Статьи

8.32

Дело на странице суда
bogotol.krk.sudrf.ru
27.04.2023Материалы переданы в производство судье
28.04.2023Истребованы материалы
23.05.2023Поступили истребованные материалы
06.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее