Дело № 12-93/2023
УИД 33RS0003-01-2023-001902-20
РЕШЕНИЕ
17 августа 2023 года г. Владимир
Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Крайнов А.В., находясь по адресу г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 65-е,
с участием:
представителя ООО «МУПЖРЭП» Стыран А.П. (доверенность от 09.01.2023 № 01/02),
главного специалиста Владимирского отдела производства по делам об административных правонарушениях Липатова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «МУПЖРЭП» на постановление главного специалиста Владимирского отдела производства от 03.07.2023 № 1-7089-Вл/7-0178-Вл о привлечении к административной ответственности, предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области»,
установил:
во Фрунзенский районный суд г. Владимира поступила жалоба ООО «МУПЖРЭП» на постановление главного специалиста Владимирского отдела производства от 03.07.2023 № 1-7089-Вл/7-0178-Вл о привлечении к административной ответственности, предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области».
В обоснование жалобы указано, что контейнерная площадка расположена на земельном участке многоквартирного дома № 4 по ул. Безыменского г. Владимира и принадлежит ТСН «Лидер». ООО «МУПЖРЭП» использует данную контейнерную площадку на основании соглашения с ТСН «Лидер», заключенного 12 мая 2020 года, с целью предоставления возможности накопления твердых коммунальных отходов жителями домов № 4, 4-а, 6 по ул. Безыменского и дома № 1 по ул. Комиссарова г. Владимира.
По заключенному соглашению ООО «МУПЖРЭП» обязуется производить уборку прилегающей к контейнерной площадке территории и вывозить отходы, не входящие в перечень ТКО, согласно графику. Балконные двери и оконные рамы относятся к твердым коммунальным отходам, сбор, транспортирование, обработка, утилизация которых осуществляется региональным оператором.
Также ООО «МУПЖРЭП» не является лицом, ответственным за соблюдение пунктов 3.13.13, 3.13.14, 3.13.22 и 4.1.5 Правил благоустройства.
Таким образом, ООО «МУПЖРЭП» не является субъектом административного правонарушения, в связи с чем постановление от 03.07.2023 подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО «МУПЖРЭП» жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Дополнительно акцентировал внимание, что контейнерная площадка принадлежит ТСН «Лидер», а ООО «МУПЖРЭП» использует ее по соглашению, в связи с чем не несет ответственность за несоблюдение требований пунктов 3.13.13, 3.13.14, 3.13.22 и 4.1.5 Правил благоустройства.
Также представил дополнения к жалобе, согласно которым проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основанием для проведения проверки явилось обращение физического лица, что не предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336. В связи с этим все результаты проведенного контрольного мероприятия не могут являться допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
Главный специалист Владимирского отдела производства по делам об административных правонарушениях Липатов М.С. в судебном заседании признал факт излишнего вменения ООО «МУПЖРЭП» нарушение требований пунктов 3.13.13, 3.13.22, 4.1.5, 20.1 Правил благоустройства. В остальной части полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
Относительно порядка проведения проверки пояснил, что в инспекцию поступило обращение от физического лица, в котором было указано на складирование мусора возле контейнерной площадки. Проверка доводов обращения проведена в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» предусмотрена административная ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства.
Постановлением главного специалиста Владимирского отдела производства по делам об административных правонарушениях Инспекции государственного административно-технического надзора Владимирской области от 03.07.2023 № 1-7089-Вл/7-0178-Вл, ООО «МУПЖРЭП» привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Как указано в постановлении, объективная сторона административного правонарушения выражена в нарушении обществом пунктов 3.13.13, 3.13.14, 3.13.22, 4.1.5, 20.1, 20.7, 21.8 Правил благоустройства территории муниципального образования город Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 27.07.2017 № 104, а именно в ненадлежащем содержании и несвоевременной уборке контейнерной площадки по адресу г. Владимир, ул. Безыменского, д. 4, где на контейнерах и ограждении имеются надписи, отсутствует актуальная информация с наименованием и контактными данными лица, осуществляющего вывоз ТКО и КГО, наименованием и контактными данными собственника контейнерной площадки и ответственного за ее содержание лица, прилегающая к контейнерной площадке территория загрязнена твердыми бытовыми отходами в виде дверей и оконных рам.
Из материалов дела следует, что вменяемые в вину ООО «МУПЖРЭП» нарушения Правил благоустройства, послужившие основанием привлечения к административной ответственности, выявлены по результатам рассмотрения обращения Евгения Родина, поступившего 23 апреля 2023 года по электронной почте в Инспекцию государственного административно-технического надзора Владимирской области. В ходе рассмотрения данного обращения главным специалистом КУВО «Владобладмтехнадзор» 5 мая 2023 года произведен осмотр контейнерной площадки по адресу: г. Владимир, ул. Безыменского, д. 4, о чём составлен акт обнаружения достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения от 05.05.2023. Осмотр осуществлен в отсутствие представителя управляющей компании ООО «МУПЖРЭП». К акту приложена фототаблица с выявленными нарушениями.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для последующего составления протокола об административном правонарушении от 15.05.2023 № 7-0178-Вл в отношении ООО «МУПЖРЭП», и вынесения обжалуемого постановления от 03.07.2023 года о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 3.2 - 3.5 ст. 28.1 и ст. 28.6 КоАП РФ.
В примечании к статье 28.1 КоАП РФ указано, что положения частей 3.1 и 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях данного Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 03.05.2023 № 307 утверждено Положение об Инспекции государственного административно-технического надзора Владимирской области, которая является органом исполнительной власти области, осуществляющим административно-технический надзор (контроль) на территории Владимирской области.
Таким образом, на территории Владимирской области Инспекция осуществляет региональный государственный контроль (надзор).
Учитывая изложенное, составление протокола об административных правонарушениях возможно только после проведения мероприятий по надзору (контролю), что регулируется требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Из представленных суду материалов следует, что контрольное мероприятие в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении ООО «МУПЖРЭП» не инициировалось и не проводилось, осмотр территории и составление акта обнаружения достаточных данных не были осуществлены в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, в связи с чем дело об административном правонарушении, предусмотренном абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», в отношении ООО «МУПЖРЭП» возбуждено с нарушением требований ч. 3 и ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с положениями статей 1.6 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, восполнить которые невозможно при рассмотрении жалобы на постановление, свидетельствующими о том, что не были созданы необходимые условия для реализации процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В свою очередь, возбуждение производства по делу об административном правонарушении с указанными нарушениями влечет за собой признание протокола об административном правонарушении и иных материалов недопустимыми доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах полученные по делу доказательства – акт обнаружения достаточных данных от 05.05.2023 с фототаблицей и составленный на его основе протокол об административном правонарушении не могут являться законными и допустимыми в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, доказательств наличия состава административного правонарушения, предусмотренного абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», отвечающих критериям относимости и допустимости, суду не представлено.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» определены исключительные случаи осуществления внеплановых проверок в 2023 году. К таким исключительным случаям событие, вменяемое ООО «МУПЖРЭП» по настоящему делу, не относится.
С учетом изложенного постановление главного специалиста Владимирского отдела производства от 03.07.2023 № 1-7089-Вл/7-0178-Вл не может быть признано соответствующим требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с отменой постановления по указанным процессуальным основаниям, иные доводы жалобы не подлежат рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление главного специалиста Владимирского отдела производства от 03.07.2023 № 1-7089-Вл/7-0178-Вл по делу об административном правонарушении, предусмотренном абзацем первым пункта 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», в отношении ООО «МУПЖРЭП» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «МУПЖРЭП» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Крайнов