Решение по делу № 2-2334/2019 от 03.09.2019

Дело № 2-2334\2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 22 октября 2019 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Мартыновой И.А.,

при секретаре Ляпиной Е.С.,

с участием помощника прокурора Первомайского района, Конышевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скачковой Людмилы Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Скачковой Марии Владимировны, ДАТА года рождения, к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Скачкова Л.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней Скачковой Марии Владимировны, ДАТА года рождения, обратилась в суд с указанным иском и просила взыскать с ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России компенсацию морального вреда в пользу Скачковой Л.В. в размере 1 000 000 рублей, в пользу Скачковой М.В. в размере 5 000 000 рублей, а также штраф в соответствии с п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», ссылаясь в обоснование исковых требований на ненадлежащее состояние зданий МСЭ, которые посещались стороной истца в период с 2012 по 2017 гг.; длительное ожидание перед прохождением освидетельствования в 2012-2013гг., 2015-2017гг.; несоблюдение санитарных требований в помещениях учреждения МСЭ и при проведении приема; не предоставление при проведении освидетельствования разъяснений по выдаче и разработке ТСР; отсутствие лицензии у ФКУ ГК МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России на проведение медико-социальной экспертизы, о чем вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

При посещении в 2015-2016 гг. Бюро НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС истец отмечает, что здание ветхое; крыльцо высокое, старое, из досок, которые прогнили, не оборудованное пандусом; ступени очень узкие и крутые, нога истца в полную стопу на них не вмещалась, за перила схватиться не получалось, так как руки в этот момент у истцы были заняты.

По утверждению истца в результате некачественных социально-медицинских услуг ее здоровью был причинен вред, она испытывала физические и нравственные страдания, находилась в постоянном стрессе, образовался тунельный синдром-нервное заболевание, и вторая форма сахарного диабета под вопросом, постоянно поднимается АД, головные боли.

Кроме того по мнению истца несовершеннолетней Скачковой М.В., ДАТА года рождения, был нанесен вред здоровью в виде умышленной задержки развития, из-за некачественно разработанного ИПРА, отсутствия мер реагирования со стороны ФКУ ГБ МСЭ Минтруда по Алтайскому краю.

    Кроме того истец указывает, что в 2017 году был сфальсифицирован протокол МСЭ, умышленно внесено не точное время в «единую федеральную систему», задержав осмотр на 4 часа; осмотр ребенка провели грязными руками, подвергнув ее опасности заразиться от немытых рук и грязных условий в помещении бюро; умышленно выдавались такие ТСР, чтобы ребенок не мог адаптироваться и вести полноценный образ жизни.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав заключение помощника прокурора Первомайского района Алтайского края, Конышевой Е.Г., полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Действия Бюро МСЭ по поведению медико-социальной экспертизы являются государственной услугой.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ) нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных услуг заявители имеют право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги.

Частью 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с Административными регламентами.

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной услуги по поведению медико-социальной экспертизы, порядок, сроки и последовательность ее предоставления, установлены Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".

Так, предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро) (п.10 Административного регламента).

Результатом предоставления государственной услуги при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п.11 Административного регламента).

Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами (п.12 Административного регламента).

Максимальный срок ожидания в очереди получателем государственной услуги при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и получении результата предоставления государственной услуги при обращении в бюро, главное бюро, Федеральное бюро не должно превышать 15 минут (п.47 Административного регламента).

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").

Как усматривается из дела освидетельствования Скачковой М.В., ДАТА года рождения, в бюро МСЭ, в 2012 году первичная медико-социальная экспертиза несовершеннолетней Скачковой М.В. проводилась в ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы НОМЕР, АДРЕС,ул.50 лет СССР,13в.

По результатам освидетельствования Скачковой М.В., <данные изъяты> года рождения, установлена категория «ребенок-инвалид» и разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида НОМЕР к акту освидетельствования НОМЕР от ДАТА. При этом решением комиссии МСЭ определено, что на момент освидетельствования показаний для внесения в ИПР каких-либо технических средств реабилитации, в том числе виде памперсов, не выявлено, со ссылкой на п.7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», действовавшего на момент освидетельствования, которым установлено, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется, исходя из оценки их отклонений от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; в то время как Скачкова М.В. освидетельствована первично в возрасте 3 месяцев, и невозможность контролировать физиологические выделения являлось возрастной нормой.

Доказательств нарушения экспертами Бюро НОМЕР АДРЕС требований п. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от ДАТА № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" суду не представлено.

При последующем освидетельствовании в 2013-2015 гг. была подтверждена категория «ребенок-инвалид» и разработаны ИПРА ребенка-инвалида.

Вопреки доводам стороны истца лечебно-физическая культура, массаж, обучение передвижению включены в мероприятия реабилитации ребенка-инвалида с ноября 2013 года и корректировались в последующие годы с учетом результатов достижения компенсации утраченных (нарушенных) функций организма.

В 2017 году несовершеннолетняя Скачкова М.В. освидетельствована бюро НОМЕР ГБ МСЭ с целью разработки ей Индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида. Медицинских показаний для включения в ИПРА Скачковой М.В. рекомендации по обеспечению креслом-коляской прогулочной не установлено, со ссылкой на Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДАТА НОМЕРн, согласно которого медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов креслом-коляской являются «стойкие выраженные или значительно выраженные нарушения статодинамических функций вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций тазобедренного, коленного, голеностопного суставов обеих нижних конечностей, хроническая сердечная недостаточность III стадии, IV функциональный класс, болезней органов дыхания (дыхательная недостаточность III степени в сочетании с сердечной недостаточностью любой стадии), болезней мочеполовой системы (хроническая почечная недостаточность III, IV стадии), психических расстройств с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, деменцией,….», в то время как выявленные у несовершеннолетней Скачковой М.В. при проведении освидетельствования выраженные нарушения психических, языковых и речевых функций, выраженные нарушения функции мочевыделительной системы, умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, незначительные нарушения функции сердечно-сосудистой системы, к изложенным в Перечне показаний для обеспечения инвалидов креслом-коляской не относятся.

Таким образом, индивидуальные программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида технических средств реабилитации в спорный период 2012-2017гг. разработаны на основе данных обследования, с учетом антропометрических данных ребенка, и анализа динамики развития заболеваний несовершеннолетней Скачковой М.В. Указанные решения в установленном законом порядке не обжаловались.

После составления ИПРА с учетом результатов проведенного освидетельствования ребенка-инвалида, содержание ИПРА доведено до сведения законного представителя несовершеннолетней Скачковой М.В.-Скачковой Л.В.

В индивидуальных программах реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых ФГУ МСЭ (ИПРА ребенка-инвалида к актам освидетельствования) за период 2012-2017 гг. в строке «с содержанием ИПР ребенка-инвалида согласен» стоит подпись законного представителя несовершеннолетней Скачковой М.В.- Скачковой Л.В. без изложения каких-либо замечаний.

Доказательств, свидетельствующих о необходимости внесения изменений в установленные решением ФГУ МСЭ индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида технических средств реабилитации, суду не представлено.

Субъективное восприятие истцом действий ФГУ МСЭ по разработке ИПРА ребенка-инвалида (без учета мнения законного представителя несовершеннолетней Скачковой М.В. в нуждаемости ребенка в технических средствах реабилитации и мероприятиях реабилитации, определяемых самим законным представителем), не свидетельствуют о допущении ответчиком нарушений прав истца.

При проведении освидетельствования нарушения времени ожидания начала процедуры и длительности предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы не установлено, освидетельствование несовершеннолетней Скачковой М.В. проведено в дату подачи заявления, максимальное время ожидания начала процедуры предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (максимальное время ожидания в очереди получателем государственной услуги при обращении в бюро не более 15 минут) и длительность ее предоставления (не более одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами) соблюдены, о чем свидетельствуют данные из программы ФГИС ЕАВИИАС МСЭ (федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система медико-социальной экспертизы») и прав стороны истца не нарушают.

Превышение времени ожидания при обращении за оказанием государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы не нашло своего подтверждения и в ходе проведенной прокуратурой АДРЕС проверки от ДАТА.

Какие-либо замечания со стороны законного представителя несовершеннолетней Скачковой М.В.- Скачковой Л.В. в листах информирования о порядке, условиях и результатах проведения в спорный период 2012-2017 гг. медико-социальной экспертизы отсутствуют.

С учетом положений п.8 ст.3, п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, отсутствие лицензии на проведения медико-социальной экспертизы по определенному адресу и наличия у медицинского учреждения ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России, лицензии на право осуществления медицинской деятельности, не свидетельствует о том, что Главное бюро (на момент проведения освидетельствования в 2017 году) не могло провести переосвидетельствования несовершеннолетней Скачковой М.В. в силу ст. 8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также не влияет на порядок проведения освидетельствования и принятие экспертным составом решения по разработке ИПРА.

В соответствии с п.56 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, а также обеспечивать свободный доступ к ним маломобильных групп населения.

Ссылка стороны истца на представление прокурора Центрального района г.Барнаула от 26.02.2018 № 02\1-01-2018 несостоятельна, поскольку данное представление не свидетельствует о выявлении за период 2012-2017гг. нарушений санитарно-гигиенических требований в дни проведения освидетельствования несовершеннолетней Скачковой М.В., 2012 года рождения, и причинении ей вреда.

Кроме того, правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна сторона не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. В то время как изложенные в исковом заявлении нарушения (длительное ожидание перед прохождением освидетельствования, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при проведении освидетельствования, нарушение норм СанПиНа, некомфортные условия пребывания в помещении МСЭ, принятие неверного решения экспертами МСЭ при разработке ИПРА несовершеннолетней Скачковой М.В., отсутствие лицензии у ФКУ ГБ МСЭ по АК Минтруда России на проведение медико-социальной экспертизы по адресу: АДРЕС, фальсификация протокола МСЭ в 2017 года), допущенные по мнению истца при проведении в 2017 году освидетельствования несовершеннолетней Скачковой М.В., в бюро МСЭ НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, уже были предметом рассмотрения Центральным районным судом АДРЕС, с вынесением ДАТА решения суда.

Положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.

Организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из представленных суду доказательств следует, что доступ граждан, относящихся к категории маломобильных, в здание бюро НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, где в период 2015-2016 гг. было проведено освидетельствование несовершеннолетней Скачковой М.В., <данные изъяты> года рождения, был обеспечен (вход в здание оборудован крыльцом с поручнями (перилами)). Доказательства причинения стороне истца вреда неудобствами (по мнению истца) в доступе к данному объекту социальной инфраструктуры, отсутствуют. А отсутствие пандуса прав стороны истца, которая не относится к категории инвалидов, использующих кресла-коляски, не нарушает.

Нарушений требований закона в действиях ответчика при проведении в период 2012-2017 гг. медико-социальной экспертизы несовершеннолетней Скачковой М.В. не установлено, в актах освидетельствования приведены данные обследования, специалистами изучены представленные истцом медицинские документы, проанализирована динамика развития заболеваний несовершеннолетней Скачковой М.В.

Доказательств причинения вреда здоровью как самой Скачковой Л.В., так и несовершеннолетней Скачковой М.В., <данные изъяты> года рождения, при проведении в период 2012-2017 гг. медико-социальной экспертизы не представлено, равно как не представлено доказательств причинения им физических или нравственных страданий.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Скачковой Людмилы Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Скачковой Марии Владимировны, ДАТА года рождения, к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, штрафа в соответствии с п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий И.А. Мартынова

2-2334/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Скачкова Людмила Владимировна
Прокурор Первомайского района Алтайского края
Ответчики
ФКУ ГБ МСЭ Минтруда по Алтайскому краю
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Дело на странице суда
novaltaisky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Дело оформлено
20.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее