Дело № 2а-6453/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Рахимовой Р.В.,
при секретаре Федоровой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района г. Уфы РБ в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района г. Уфы РБ обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан проведена проверка информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на предмет ее соответствия требованиям законодательства о здравоохранении, образовании, информации, информационных технологиях, защите информации. В ходе проверки выявлен интернет-сайт с адресом: <данные изъяты>, на котором размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц, приобрести за денежные средства дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, аттестаты, медицинские справки и другие официальные документы. Указанные сведения вводят в заблуждение относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. На момент проверки указанный сетевой адрес в Едином реестре отсутствует. Проведенной проверкой установить место нахождения владельцев (собственников) сайта не представилось возможным.
Истец просит суд:
- признать материал, размещенный по электронному адресу <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации;
- включить сайт <данные изъяты> в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание административный истец не явился, надлежаще извещен, согласно исковому заявлению просит рассмотреть дело без участия административного истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, просил о рассмотрении настоящего иска без его участия.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
В силу ст.150 КАС Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение административного дела без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 60 ФЗ от 29.12.2012 года № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации осуществляется по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
В пункте 16 данной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях, либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также – необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
Сведения, размещенные на интернет-сайте <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии со ст. 9, 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года №1101 (далее - Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года №228.
Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ и пункт 5 названных Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются:
решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»;
решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
На момент проверки указатель страницы сайта: <данные изъяты>, на котором размещена информация, в Едином реестре отсутствует, установить место нахождения владельцев (собственников) сайта не представилось возможным.
Подача заявления прокурором обусловлена необходимостью защитой законных прав и интересов неопределенного круга лиц и защитой интересов государства.
Целью обращения с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в объявлении по вышеуказанному электронному адресу, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материал, размещенный по данному электронному адресу является информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и подлежит включению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать материал, размещенный по электронному адресу <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации;
Включить сайт <данные изъяты> в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через данный районный суд.
Судья: Рахимова Р.В.