Дело №2-174\2018
Решение
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Виюк А.М.,
при секретаре Шининой И.С.,
с участием представителя истцов Осипова Ю.М., Ильина Е.С., Мухаметшина Р.Н., Шилкина С.В., Мальцева В.А, Кочерыгина В.Ф., Шорина Д.Н., Клопова В.Ф., Зуева В.В. - Г.Д.А.,
представителей ответчика Администрации Шимского муниципального района Новгородской области М.К.В., П.Н.М.,
представителя ответчика - председателя Совета депутатов Шимского городского поселения Новгородской области Ж.О.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района Новгородской области А.О.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Транснефть Дружба» Б.Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Е.С. , Осипова Ю.М., Шорина Д.Н., Мухаметшина Р. Н., Шилкина С.В., Мальцева В.А., Кочерыгина В.Ф., Клопова В.Ф., Зуева В.В. к Совету депутатов Шимского городского поселения Новгородской области, Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании права пользования жилым помещением на основании договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании недействительным Постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1599 от 22 декабря 2017 года «О включении жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования» в отношении жилых помещений, занимаемых истцами,
установил:
Осипов Ю.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, Совету депутатов Шимского городского поселения Шимского района Новгородской области о признании за ним права пользования жилым помещением - квартирой № в <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес> <адрес> <адрес> на условиях договора социального найма и обязании заключить с ним договор социального найма в отношении объекта жилищного фонда - <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес>. В обоснование указал, что между ним и ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» был заключен трудовой договор, а затем в целях реализации положений Коллективного договора от 14 мая 2014 года заключен договор коммерческого найма жилого помещения от 15 октября 2014 года. В последующем объект жилищного фонда был передан от ОАО «МН Дружба» в собственность ООО «Транснефть Балтика», а между истцом и ООО «Транснефть Балтика» заключен трудовой договор и договор коммерческого найма жилого помещения. Вместе с тем, на основании договора №ТНБ-2740\28\17 от 30 ноября 2017 года ООО «Транснефть Балтика» безвозмездно передало в муниципальную собственность Шимского муниципального района Новгородской области недвижимое имущество, включая жилищный фонд, в числе которого и спорную квартиру. В силу условий данного договора, передаваемые жилые помещения свободны от прав третьих лиц, за исключением прав на проживание граждан и членов их семей в жилых помещениях, указанных в приложении №4 к договору. В силу п.2.2.3, п.2.4 договора администрация муниципального района приняла на себя обязательства заключить договоры найма жилых помещений с работниками ООО «Транснефть Балтика», занимающими жилые помещения в соответствии с приложением №4 к договору, вид найма не определен; передача права собственности на жилые помещения не влечет за собой прекращения права пользования гражданами и членами их семей жилыми помещениями. В последующем имущество, полученное на основании указанного договора, было передано из муниципальной собственности Шимского муниципального района в муниципальную собственность Шимского городского поселения, истцу было предложено заключить договор коммерческого найма жилого помещения. Полагает, что администрация муниципального района Новгородской области, не являясь собственником жилого помещения, не имела полномочий распоряжаться им. Кроме того, в силу требований ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» спорное жилое помещение после передачи в муниципальную собственность приобрело правовой режим жилья, используемого на условиях договора социального найма. Также полагал, что отсутствие условия о заключении договора найма жилых помещений с работниками ООО «Транснефть Балтика» при передаче жилищного фонда в муниципальную собственность Шимского городского поселения Новгородской области нарушает его права, противоречит требованиям ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Шорин Д.Н. по тем же мотивам и основаниям обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области и Совету депутатов Шимского городского поселения Шимского района Новгородской области о признании за ним права пользования жилым помещением и обязании заключить с ним договор социального отношении жилого помещения - <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес> <адрес>.
С аналогичными исковыми заявлениями в суд также обратились Мухаметшин Р.Н. в отношении жилого помещения - <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес>; Шилкин С.В. - в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Жилой массив «Наум», <адрес>; Мальцев В.Н. - в отношении <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес>; Кочерыгин В.Ф. - в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Жилой массив «Наум», <адрес>; Ильин Е.В. - в отношении <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес>; Клопов В.Ф. - в отношении <адрес> Жилом массиве «Наум» в <адрес>; Зуев В.В. - в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой массив «Наум», <адрес>.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены КУМИ Администрации Шимского муниципального района Новгородской области и ООО «Транснефть-Балтика».
Определениями Солецкого районного суда Новгородской области от 01 марта 2018 года, 26 марта 2018 года и 04 апреля 2018 года указанные дела соединены в одно производство, делу присвоен номер 2-174\2018.
В последующем истцы увеличили исковые требования: просили суд признать недействительным постановление Администрации Шимского муниципального района от 22 декабря 2017 года №1599 «О включении жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования» в отношении спорных жилых помещений, расположенных в жилом массиве «Наум» п. Шимск Новгородской области. В обоснование указали, что на момент рассмотрения жилищная комиссия не располагала выписками из ЕГРП о регистрации за Шимским городским поселением права собственности на спорные квартиры; спорные квартиры были обременены правами третьих лиц; предоставление жилых помещений могло быть осуществлено только на основании проведения аукциона. Представитель истца уточнил, что оба требования истцами предъявлены к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области и Совету депутатов Шимского городского поселения.
Истцы, представители истцов К.Д.С. и Д.А.Н. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие; интересы истцов представляет Г.Д.А.
Представитель истцов Г.Д.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав также в обоснование, что АО «Транснефть-Дружба» на момент строительства спорных жилых помещений входила в структуру холдинга ОАО «АК «Транснефть», доля участия в уставном капитале которой Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом составляет более 78%, а потому построенные жилые помещения являются государственной собственностью. В связи с чем при передаче жилых помещений в муниципальную собственность за гражданами сохраняется право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма.
Представители ответчика Администрации Шимского муниципального района Новгородской области П.Н.М. и М.К.В. в судебном заседании не признали исковые требования, указав в обоснование, что предоставление гражданам жилых помещений на условиях договоров социального найма возможно только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, при наличии таких условий, как малообеспеченность лица и нуждаемость в жилых помещениях. Вместе с тем, ни один из истцов по делу не признан малоимущим и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях заключения договора социального найма, в связи с чем законных оснований для заключения с ними договоров найма жилых помещений не имеется. Также указал, что истцы не приобрели право пользования занимаемыми ими жилыми помещениями, не имеют в них регистрации по месту жительства или месту пребывания; жилые помещения не имели обременений правами третьих лиц, в том числе, правами работников ООО «Транснефть Балтика»; такие обременения не зарегистрированы. Права истцов не нарушены, поскольку, реализуя обязательство по договору от 30 ноября 2017 года администрация района предложила истцам заключить договоры коммерческого найма жилых помещений на условиях, более выгодных, чем существовали в отношениях с ООО «Транснефть Балтика».
Представитель ответчика - председатель Совета депутатов Шимского городского поселения Новгородской области Ж.О.А. в судебном заседании не признала исковые требования, указав, что Совет депутатов Шимского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку все полномочия администрации городского поселения по распоряжению муниципальным имуществом исполняет администрация муниципального района, в то время, как Совет депутатов устанавливает порядок владения и распоряжения имуществом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - председатель КУМИ Администрации Шимского муниципального района Новгородской области А.О.В. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными, поскольку у администрации района не имеется оснований, предусмотренных жилищным законодательством, для предоставления истцам жилых помещений на условиях договоров социального найма, так как никто из них не признавался малоимущим и нуждающимся в жилом помещении для целей договора социального найма. Кроме того, указала, что по условиям договора безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от 30 ноября 2017 года администрация района обязана заключить договоры найма в отношении шестидесяти одной квартиры, указанных в приложении № к договору с лицами, которые на момент заключения такого таких договоров будут являться работниками ООО «Транснефть-Балтика».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Транснефть Балтика» Б.Д.В. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными, поскольку жилой комплекс «Наум» был построен АО «Транснефть - Дружба» в 2014 году, в 2016 году передан ООО «Транснефть - Балтика» в собственность. С истцами, как с работниками ОАО «МН Дружба», в последующем работниками ООО «Транснефть Балтика» были заключены договоры коммерческого найма жилых помещений, расположенных в указанном жилом массиве. Условиями данных договоров и условиями коллективного договора не была предусмотрена возможность передачи жилых помещений в собственность работников бесплатно. Передача жилых помещений в собственность работников на указанных в нем условиях предусмотрена условиями коллективного договора только в отношении тех лиц, которые состоят на жилищном учете общества в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, ни один из ответчиков не отвечал на момент передачи жилых помещений в муниципальную собственность требованиям положения, при наличии которых возможна передача жилых помещений в собственность на безвозмездной основе; истцы на момент такой передачи не состояли на жилищном учете, не были признаны нуждающимися в жилых помещениях либо улучшении жилищных условий. В настоящее время истцы, являясь работниками ООО «Транснефть Балтика», не лишены возможности реализовать права, предусмотренные коллективным договором и положением о предоставлении жилых помещений при наличии обязательных для этого условий. При заключении договора о безвозмездной передаче имущества стороны исходили из обязанности администрации района заключить с работниками общества договоры коммерческого найма жилых помещений в связи с невозможность в силу требований закона заключить договоры социального найма жилых помещений. Работники ООО «Транснефть Балтика» были уведомлены на общем собрании о передаче жилых помещений, занимаемых ими, в муниципальную собственность муниципального района и условиях такой передачи.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права.
Так, статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.
В силу требований пунктов 1,2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона (собственник жилого помещения) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в установленном настоящим Кодексом порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Исходя из содержания указанных норм закона, жилое помещение предоставляется на основания договора социального найма только при наличии совокупности предусмотренных законом оснований и условий.
В судебном заседании установлено, что истцы в период по 31 марта 2016 года состояли каждый в трудовых отношениях с ОАО «МН «Дружба» (в настоящее время АО «Транснефть-Дружба»), в последующем трудовые отношения были прекращены в связи с увольнением в порядке перевода в ООО «Траннефть-Балтика».
ОАО «МН «Дружба» на основании контракта №767/0404/11 от 12 июля 2011 года за счет собственных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности осуществило строительство жилого комплекса «Наум» в поселке Шимск Новгородской области, в котором расположены спорные квартиры. Жилые дома введены в эксплуатацию 27 декабря 2013 года, а в 2014 году в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности АО «Транснефть - Дружба» на жилые помещения, включая спорные квартиры.
В последующем между ОАО «МН «Дружба» и каждым из истцов были заключены договоры краткосрочного коммерческого найма объектов жилищного фонда, на основании которых истцам были предоставлены во временное владение и пользование объекты жилищного фонда - квартиры, расположенные в жилом массиве «Наум» в пос. Шимск Новгородской области.
Из содержания указанных договоров краткосрочного коммерческого найма, а также информации АО «Транснефть - Дружба» следует, что договоры не предусматривали передачу жилых помещений в собственность нанимателям. При этом, никто из истцов не обращался к работодателю с заявлением о передаче жилых помещений в собственность по одному из предусмотренных положений условий, не вносил работодателю денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения. Согласно данным АО «Транснефть - Дружба», спорным жилым помещениям не присваивался статус специализированного жилого помещения.
Как установлено судом, истцы были поставлены на жилищный учет в период работы в ОАО «МН Дружба».
Вместе с тем, при увольнении работника в порядке перевода согласно требованиям трудового законодательства прекращаются взаимные обязательства сторон трудового договора; с окончанием действия трудового договора прекращаются все его условия, а также условия коллективного договора. При этом новый работодатель, к которому работник переходит в порядке перевода, не является правопреемником предыдущего работодателя, к нему не переходят обязанности прежнего работодателя.
Кроме того, согласно данным АО «Транснефть Дружба», на момент прекращения трудовых отношений у истцов в силу требований раздела 9 Положения о предоставлении жилых помещений не возникло право на бесплатное приобретение жилых помещений, занимаемых на основании договоров коммерческого найма, в собственность.
В связи с чем суд находит необоснованным довод представителя истцов о том, что к ООО «Транснефть-Балтика» при заключении с истцами трудовых договоров перешли обязательства ОАО «МН Дружба» в отношении работников, в том числе, по предоставлению им жилых помещений в связи с постановкой на жилищный учет; истцы не были лишены возможности встать на такой учет после заключения с ними трудовых договоров ООО «Транснефть Балтика».
В последующем на основании решения внеочередного Общего собрания участников ООО «Транснефть - Балтика» №2/16 от 30 марта 2016 года - АО «Транснефть - Дружба» передала в уставной капитал ООО «Транснефть - Балтика» имущество, в том числе спорные жилые помещения, на которые ООО «Транснефть - Балтика» зарегистрировало право собственности в установленном законом порядке.
Как установлено судом, истцы с 01 апреля 2016 года являются работниками ООО «Транснефть-Балтика», ознакомлены с локальными и иными нормативными актами ООО «Транснефть - Балтика» и ОАО «АК «Транснефть», в том числе, с коллективным договором.
Положением о порядке приобретения и предоставления жилых помещений работникам системы «Транснефть» установлен единый порядок приобретения и предоставления жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данным положением предусмотрены различные формы жилищного обеспечения работников общества, нуждающихся в предоставлении жилых помещений или улучшений жилищных условий, а также условия признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилого помещения. При этом, предоставление жилых помещений по договору краткосрочного коммерческого найма является временной формой обеспечения жильем, временной мерой до улучшения работником жилищных условий одним из способов, предусмотренных Положением.
Таким образом, из сдержания указанного Положения следует, что оно распространяется на тех работников, которые в установленном данным положением порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий (поставлены на жилищный учет).
Вместе с тем, как следует из данных ООО «Транснефть-Балтика», основанием предоставления истцам жилых помещений явились личные заявления истцов в связи с наличием свободных жилых помещений коммерческого использования и отсутствием списка очередности работников, нуждающихся в жилых помещениях либо улучшении жилищных условий. На момент передачи жилых помещений в муниципальную собственность Шимского муниципального района Новгородской области никто из истцов не состоял на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий. После постановки истцов на такой учет они не лишены возможности реализовать права, предусмотренные указанным Положением.
В связи с чем суд находит необоснованным довод представителя истцов о том, что в силу условий коллективного договора каждый из истцов имел право на передачу ему в собственность бесплатно зажимаемого им жилого помещения.
Как установлено судом, на основании заключенных между ООО «Транснефть-Балтика» и истцами договоров краткосрочного коммерческого найма истцам были предоставлены для проживания жилые помещения: Мальцеву В.Н. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 31 октября 2017 года; Ильину Е.С. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 31 октября 2017 года; Кочерыгину В.Ф. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 28 февраля 2018 года; Шилкину С.В. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 28 февраля 2018 года; Мухаметшину Р.Н. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 31 октября 2017 года; Шорину Д.Н. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 30 сентября 2018 года; Осипову Ю.М. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 31 мая 2018 года; Зуеву В.В. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 28 февраля 2017 года; Клопову В.Ф. - <адрес> жилом массиве «Наум» на срок по 31 октября 2017 года.
Согласно информации ООО «Транснефть - Балтика», истцы не обращались к работодателю с заявлениями о передаче (предоставлении) в собственность жилых помещений, не вносили денежные средства в счет покупной цены помещений; статус служебного жилья спорным квартирам не присваивался.
11 октября 2017 года между ООО «Тарнснефть - Балтика» и Администрацией Шимского муниципального района Новгородской области заключено соглашение о порядке предоставления работникам ООО «Транснефть - Балтика» помещений жилищного фонда коммерческого использования Шимского муниципального района Новгородской области, которым предусмотрено, что после перехода к муниципальному району права собственности на жилые помещения, занимаемые работниками общества, муниципальный район гарантирует заключение с ними договора коммерческого найма, в том числе и с истцами по настоящему делу.
Согласно протоколу №16/17 внеочередного Общего собрания участников ООО «Транснефть-Балтика» от 31 октября 2017 года одобрено совершение ООО «Транснефть - Балтика» совершение сделки с недвижимым имуществом - безвозмездная передача в собственность Шимского муниципального района объектов недвижимого имущества, включая спорные жилые помещения.
В соответствии с договором безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность №ТБН-2740/28/17 от 30 ноября 2017 года ООО «Транснефть - Балтика» передало в собственность Администрации Шимского муниципального района недвижимое имущество, в том числе жилые помещения, включая спорные помещения, расположенные в жилом массиве «Наум» в п. Шимск Новгородской области.
Согласно указанному договору, Администрация муниципального района обязалась заключить с работниками Общества, занимающими жилые помещения, передаваемые в собственность Шимского муниципального района, договоры найма. Переход права собственности на жилые помещения к Шимскому муниципальному району не влечет за собой прекращение права пользования гражданами и членами их семей права пользования жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Шимского муниципального района №1490 от 05 декабря 2017 года «О приеме имущества в муниципальную собственность Шимского муниципального района» имущество, переданное на основании договора безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность №ТБН-2740/28/17 от 30 ноября 2017 года, принято в муниципальную собственность Шимского муниципального района, в том числе и спорные квартиры.
Постановлением Администрации Шимского муниципального района №1539 от 18 декабря 2017 года «О передаче имущества в муниципальную собственность Шимского городского поселения» имущество Шимского муниципального района, полученное на основании указанного выше договора, передано в собственность Шимского городского поселения, включая спорные квартиры, которым они приняты в свою собственность на основании решения Совета депутатов Шимского городского поселения №134 от 21 декабря 2017 года «О приеме в муниципальную собственность Шимского городского поселения недвижимого имущества».
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности, объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <адрес>, Жилой массив «Наум»: <адрес>, являются муниципальной собственностью Шимского городского поселения, вид права - казна Шимского городского поселения.
Постановлением Администрации Шимского муниципального района №1599 от 22 декабря 2017 года спорные жилые помещения отнесены к фонду коммерческого использования Шимского городского поселении
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что собственником спорных квартир, расположенных в жилом массиве «Наум» в п. Шимск Новгородской области, является Шимское городского поселение Шимского муниципального района Новгородской области на основании решения Совета депутатов Шимского городского поселения от 21 декабря 2017 года, дата государственной регистрации права 16 января 2018 года; ограничение прав и обременение объектов не зарегистрировано.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцы вселились и проживают в спорных жилых помещениях на основании договоров краткосрочного коммерческого найма, заключенных с работодателями (собственниками жилых помещений) - ОАО «МН Дружба», а затем ООО «Транснефть-Балтика». После передачи жилых помещений в муниципальную собственность, в связи с отказом истцов заключить договоры, до настоящего времени договоры коммерческого найма на спорные жилые помещения не заключены.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального района отказала истцам в заключении с каждым из них договора социального найма жилого помещения в связи с тем, что они не относятся к категории лиц, с которыми в силу требований жилищного законодательства подлежат заключению договоры социального найма.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что истцы не имеют регистрации в спорных жилых помещениях по месту жительства, а истцы Мухаметшин Р.Н., Шилкин С.В., Мальцев В.А. зарегистрированы по месту жительства за пределами Шимского городского поселения, что в силу требований закона исключает возможность предоставления им жилых помещений на территории Шимского городского поселения на условиях социального найма.
Из информации Администрации Шимского муниципального района Новгородской области следует, что никто из истцов не обращался с заявлением и не был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью заключения договора социального найма; часть истцов признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью приобретения жилья по иным основаниям, а именно, в рамках реализации различных программ.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами, однако, в нарушение указанных выше требований закона не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие у них законных оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, для предоставления им жилых помещений на условиях договора социального найма, а также доказательства соблюдения установленного законом порядка предоставления жилья на условиях социального найма.
При этом суд исходит из того, что сами по себе обстоятельства фактического проживания истцов в спорных жилых помещениях и оплаты жилищно-коммунальных услуг не могут рассматриваться в качестве основания приобретения права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, поскольку для признания такого права требуется установление иных юридически значимых обстоятельств, наличие которых при разрешении спора не установлено.
В связи с чем, учитывая то обстоятельство, что права и обязанности истцов в отношении занимаемых ими жилых помещений возникли у них на основании договоров коммерческого найма; у работодателей, обладающих жилыми помещениями на праве частной собственности, в силу требований закона отсутствовали полномочия и законные основания для заключения с работниками договоров социального найма, суд находит необоснованным довод представителя истцов о сохранении за истцами права пользования жилыми помещениями на условиях социального найма.
Суд также находит необоснованным довод представителя истцов о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы закона о договоре социального найма, поскольку он основан на неверном понимании и толковании норм закона. Так, многоквартирные жилые дома, в которых истцам были предоставлены жилые помещения, были построены после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации за счет собственных средств; принадлежали АО «Транснефть - Дружба», а затем ООО «Транснефть - Балтика» на праве собственности, входили в состав частного жилищного фонда; между собственниками жилых помещений и истцами были заключены договоры коммерческого найма, а не договоры найма служебного помещения и т.п.
Необоснованным является также довод представителя истца о том, что в отношении жилых помещений могут быть заключены только договоры социального найма, поскольку законом предусмотрена возможность заключения иных видов договоров найма жилых помещений, кроме социального.
Так, действующее жилищное законодательство не содержит запрета для собственника жилых помещений, имеющего в собственности жилищный фонд, на использование его в соответствии с целевым назначением, в том числе для проживания граждан на условиях возмездного пользования.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение может являться возмездный договор о предоставлении во владение и (или) пользование жилого помещения, заключенный между собственником жилого помещения и гражданином. Заключение договора коммерческого найма жилого помещения предусмотрено также главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований полагать, что спорные жилые помещения не могут быть переданы истцам на условиях коммерческого найма, не имеется.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Тем самым, исходя из содержания указанной нормы закона, применение указанных положений закона возможно только в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Вместе с тем, такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
Так, государственное предприятие Производственное объединение магистральных нефтепроводов «Дружба» было преобразовано в ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», утвержден план приватизации данного государственного предприятия.
Согласно Уставу АО «Транснефть - Дружба», акционерное общество «Транснефть - Дружба» создано путем преобразования государственного предприятия «Производственное объединение магистральных нефтепроводов «Дружба» в Открытое акционерное общество «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и зарегистрировано Постановлением Главы администрации (мерии) г. Брянска 07 апреля 1994 года. Основной целью деятельности Общества является получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.
Из постановления Совета министров - Правительства Российской Федерации №810 от 14 августа 1993 года усматривается, что акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» была учреждена в форме акционерного общества открытого типа, формирование уставного капитала компании было определено путем передачи пакетов акций акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий и производственных объединений, указанных в Приложении № 3 к Указу Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года № 1403, в том числе АО «МН «Дружба».
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилой комплекс «Наум» был построен АО «Транснефть - Дружба» после проведения приватизации в период с 2011 по 2014 года за счет собственных средств; жилые помещения истцам предоставлялись на основании договоров коммерческого найма; то обстоятельство, что жилищное законодательство не регулирует отношения по специализации частного жилищного фонда, собственники которого владеют, пользуются и распоряжаются им по своему усмотрению в пределах, установленных гражданским и жилищным законодательством, суд не находит оснований для применения положений статьи 7 Закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к спорным правоотношениям.
Суд также находит необоснованными доводы представителя истцов в части того, что спорные жилые помещения относятся к категории государственных, поскольку он основан на неправильном понимании норм закона, в соответствии с которыми имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Кроме того, из Устава ООО «Транснефть - Балтика» следует, что общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 года №14-ФЗ; основной целью деятельности, которого является получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для вывода о том, что спорные жилые помещения до момента их передачи в муниципальную собственность не относились к частному жилищному фонду, поскольку в соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации частный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
Каких-либо доказательств с достоверностью подтверждающих, что строительство жилого массива «Наум» в п. Шимск Новгородской области было осуществлено с привлечением государственных либо муниципальных средств, суду не представлено. Представленные стороной истца годовые отчеты ОАО «АК «Транснефть» за 2014 года к числу таких доказательств не относятся, поскольку, несмотря на наличие в уставном капитале доли Российской Федерации, собственником имущества, в том, числе переданного в качестве вкладов, является юридическое лицо.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд не находит оснований для признания за истцами права пользования жилыми помещения на основании договоров социального найма и заключения с ними договоров социального найма.
При этом суд также находит необоснованными довод представителя истцов о том, что у администрации муниципального района отсутствуют полномочия на распоряжение муниципальным имуществом, поскольку он противоречит материалам дела и требованиям закона.
Так, статьей 20 Устава Шимского городского поселения Совет депутатов Шимского городского поселения уполномочен на определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом Шимского городского поселения реализует Администрация Шимского муниципального района.
Данные обстоятельства подтверждаются также положениями ч.5 ст. 14, абз.3 ч.2 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона; Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.
Кроме того, согласуются с положениями статьи 32.1 Устава Шимского муниципального района Администрация Шимского муниципального района, согласно которым администрация муниципального района исполняет полномочия Администрации Шимского городского поселения и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Шимского городского поселения; в пределах своих полномочий организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Шимского городского поселения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Шимского городского поселения федеральными и областными законами.
В силу пункта 2 статьи 31 Устава Шимского городского поселения к полномочиям Администрации Шимского городского поселения, исполняемым Администрацией Шимского муниципального района, относятся, в том числе иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом.
Как установлено судом, администрация Шимского городского поселения прекратила свою деятельность, снята с учета в налоговом органе 30 декабря 2016 года.
В силу ст. 39 Устава Шимского городского поселения Совет депутатов Шимского городского поселения устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальным имущество в соответствии с действующим законодательством, а Администрация Шимского муниципального района в порядке, установленном Советом депутатов Шимского городского поселения, управляет муниципальным имуществом: владеет, пользуется и распоряжается им.
Данные обстоятельства нашли свое отражение и в Положении об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Шимского городского поселения, утвержденном решением Совета депутатов Шимского городского поселения №104 от 23 мая 2017 года, согласно которому права собственника в отношении муниципального имущества от имени поселения осуществляет Администрация Шимского муниципального района, являющаяся уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Шимского городского поселения. Администрация муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки, не противоречащие действующему законодательству.
Тем самым, именно Администрация муниципального района является тем органом местного самоуправления, который наделен полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
В связи с чем, учитывая ликвидацию администрации Шимского городского поселения и исполнение ее полномочий администрацией муниципального района, суд находит необоснованным довод представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского поселения в виде администрации муниципального района.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Шимского муниципального района Новгородской области; предъявление требований об обязании заключить договор социального найма жилых помещений к Совету депутатов Шимского городского поселения является необоснованным.
Суд также находит необоснованным довод представителя истцов о том, что в результате передачи жилых помещений в муниципальную собственность Шимского городского поселения без установления обязанности городского поселения заключить договоры найма жилых помещений с работниками ООО «Транснефть-Балтика» и наличием возможности предоставить эти жилые помещения иным лицам нарушено право истцов на получение в пользование жилых помещений, поскольку, как установлено судом, полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, исполняет администрация муниципального района, которой были приняты на себя обязательства заключить с работниками общества договоры найма жилых помещений; указанные обязательства не прекращены в связи с передачей имущества в муниципальную собственность городского поселения.
Обсуждая требование истцов о признании недействительным постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1599 от 22 декабря 2017 года «О включении жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования» в части спорных жилых помещений, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Так, в силу части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд; частный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования, представляющий собой совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части (пункт 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Совета депутатов Шимского городского поселения №123 от 30 ноября 2017 года утверждено Положение о жилищном фонде коммерческого использования Шимского городского поселения, которым предусмотрен порядок включения жилого помещения в жилищный фонд коммерческого использования, принадлежащего на праве собственности Шимскому городскому поселению (фонд коммерческого использования) и исключения из него, а также порядок и условия предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования по договорам коммерческого найма жилого помещения и договорам аренды жилого помещения коммерческого найма.
Данным Порядком предусмотрено, что предоставление жилых помещений коммерческого использования гражданам в возмездное пользование осуществляется по договору найма жилого помещения коммерческого использования (договору коммерческого найма жилого помещения). Предоставление гражданам жилых помещений коммерческого использования не связано с очередностью предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда. Предоставление жилого помещения коммерческого использования по договору найма жилого помещения не влечет возможности перехода права собственности к нанимателю путем его приватизации. Включение жилого помещения в жилищный фонд коммерческого использования, а также исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется постановлением Администрации на основании заключения жилищной комиссии Администрации муниципального района. Для рассмотрения вопроса о включении жилого помещения, находящегося в казне Шимского городского поселения, в жилищный фонд коммерческого использования либо исключения указанного жилого помещения из жилищного фонда коммерческого использования, пакет документов, формирует администрация.
При этом, как следует из содержания постановления Администрацией Шимского муниципального района о включении жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования, оно принято на основании заключения жилищной комиссии Администрации района №21 от 21 декабря 2017 года о целесообразности включения спорных жилых помещений в жилищный фонд коммерческого исследования.
Вместе с тем, требование об оспаривании указанного заключения жилищной комиссии истцами не заявлено.
На основании постановления Администрации Шимского муниципального района №1599 от 22 декабря 2017 года спорные жилые помещения и иные объекты включены в жилищный фонд коммерческого использования Шимского городского поселения.
При этом, оспариваемое постановление Администрации Шимского муниципального района предусматривает только разрешение вопроса о включении в жилищный фонд коммерческого использования Шимского городского поселения жилых помещений в соответствии с перечнем, однако, вопрос о предоставлении истцам спорных жилых помещений в нем не разрешен.
Факт того, что на заседании жилищной комиссии Администрации Шимского муниципального района от 21 декабря 2017 года был рассмотрен вопрос о включении в жилищный фонд коммерческого использования Шимского городского поселения спорных жилых помещений в жилом массиве «Наум», подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии, а также показаниями свидетеля М.Т.Н., оснований не доверять которым у суда не имеется.
Отсутствие в распоряжении жилищной комиссии на момент рассмотрения вопроса о включении в жилищный фонд коммерческого использования Шимского городского поселения спорных жилых помещений в жилом массиве «Наум» выписок из Единого государственного реестра прав Совета депутатов городского поселения на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилых помещений, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку на основания решения Совета депутатов Шимского городского поселения спорное имущество было принято в казну Шимского городского поселения; доказательств обратного истцами не представлено.
При этом суд находит, что в результате включения спорных жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования права и охраняемые законом интересы не были нарушены, поскольку ранее жилые помещения им были предоставлены также на условиях коммерческого найма, а предложенные Администрацией муниципального района условия заключения договора коммерческого найма являются более выгодными, чем были предусмотрены в ранее заключенных договорах. Кроме того, истцы продолжают проживать в спорных жилых помещениях и не лишены возможности реализовывать права, предусмотренные коллективным договором, после передачи жилых помещений в муниципальную собственность; в случае отнесения спорных жилых помещений к фонду жилых помещений социального найма, истцы, не являясь лицами, имеющими право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, должны были освободить жилые помещения.
Суд также учитывает, что переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения; новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, а по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок. В связи с чем суд находит необоснованным довод представителя истца о нарушении прав его доверителей, поскольку смена собственника жилого помещения не влечет для истцом изменения их прав пользования в отношении спорных жилых помещений: истцам со стороны Администрации муниципального района предложено сохранение права проживания в спорных жилых помещениях на действовавших ранее условиях.
Доводы представителя истцов в части того, что в связи с передачей жилых помещений в муниципальную собственность и отказом в заключении с ними договоров социального найма нарушаются их права на приобретение спорных жилых помещений в собственность бесплатно, что ранее было предусмотрено коллективным договором и Положением о порядке приобретения и предоставления жилых помещений работникам организаций системы «Транснефть», суд находит несостоятельным, поскольку он противоречит Положению о порядке приобретения и предоставления жилых помещений работникам организаций системы «Транснефть», по условиям которых ни один из истцов не является лицом, имеющим в силу данного положения право на получение жилого помещения в собственность бесплатно; требования данного положения не распространялись на истцов на момент передачи жилья в муниципальную собственность в связи с тем, что они не признавались нуждающимися в жилых помещениях либо в улучшении жилищных условий. Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, не имеется оснований для взыскания с ответчиков судебных расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ильина Е.С., Осипова Ю.М., Шорина Д.Н., Мухаметшина Р.Н., Шилкина С.В., Мальцева В.А., Кочерыгина В.Ф., Клопова В.Ф., Зуева В.В. к Совету депутатов Шимского городского поселения Новгородской области, Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании права пользования жилым помещением на основании договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании недействительным Постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1599 от 22 декабря 2017 года «О включении жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования» в отношении жилых помещений, занимаемых истцами, отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, а именно, начиная с 26 мая 2018 года.
Лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с мотивированным решением суда, начиная с 25 мая 2018 года.
Председательствующий: А.М. Виюк
Мотивированное решение составлено 25 мая 2018 года.