Решение по делу № 33-8503/2023 от 08.09.2023

Судья Белозерцева М.С. Дело № 33-8503/2023 (2-233/2023)

УИД 22RS0055-01-2023-000261-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2023 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего        Секериной О.И.,

судей                    Попова С.В., Владимировой Е.Г.,

при секретаре            Коваль М.А.,         

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Троицкого района Алтайского края на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 24 июля 2023 г. по делу

по иску прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого района Алтайского края, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» о возложении обязанностей,

Заслушав доклад судьи Секериной О.И.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Троицкого района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Троицкого района Алтайского края (далее также администрация района), МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (далее также учреждение) о возложении обязанностей по финансированию и проведению капитального ремонта здания детского сада.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране труда и образовании установлено, что здание корпуса МБДОУ «Троицкий детский сад №1 «Родничок», расположенного по адресу: <адрес> Алтайского края, нуждается в проведении капитального ремонта, без которого дальнейшая эксплуатация здания небезопасна и представляет угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей, в том числе детей, нарушает их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор, уточнив требования, просил о возложении на администрацию района обязанности по обеспечению финансирования ремонтных работ капитального характера указанного здания детского сада в срок до ДД.ММ.ГГ, на МБДОУ «Троицкий детский сад №1 «Родничок» - обязанности по проведению его капитального ремонта в срок до ДД.ММ.ГГ

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет Троицкого района Алтайского края по социальной политике.

Решением Троицкого районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. На администрацию Троицкого района Алтайского края возложена обязанность обеспечить финансирование расходов ремонтных работ корпуса детского сада, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГ, на МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» возложена обязанность провести ремонтные работы капитального характера данного здания.

В апелляционной жалобе администрация Троицкого района Алтайского края просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что собственник по своему усмотрению определяет расходы, необходимые для содержания или ремонта принадлежащего ему имущества. С ДД.ММ.ГГ корпус детского сада по указанному адресу закрыт, воспитанники и сотрудники детского сада переведены в другие корпуса. Администрацией района в мае 2023 г. направлена заявка на включение в краевую адресную инвестиционную программу (далее – КАИП) на 2024 г. для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада. В случае одобрения заявки проектно-сметная документация будет разработана до ДД.ММ.ГГ После чего до ДД.ММ.ГГ запланирована подача заявки на включение в КАИП в целях проведения капитального ремонта до ДД.ММ.ГГ Приведенные доводы не учтены судом при установлении сроков исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, как и то, что в бюджете муниципального образования Троицкий район Алтайского края на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г. средств на данные цели не предусмотрено.

В письменных возражениях прокурор Троицкого района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Участвующий в суде апелляционной инстанции прокурор Ельников А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в Алтайский краевой суд не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, в том числе путем опубликования информации в сети Интернет, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

Согласно пункту 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании).

В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» на праве оперативного управления закреплено здание, расположенное по адресу: <адрес> Б, собственником которого является муниципальное образование <адрес> Алтайского края.

Согласно Уставу МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок», утвержденному постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, учреждение создано для реализации гражданами, проживающими на закрепленной территории, права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 1.1).

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Троицкий район Алтайского края; функции и полномочия учредителя исполняет комитет Троицкого района по образованию; функции и полномочия собственника имущества учреждения - администрация района (пункт 1.2).

Уставом муниципального образования Троицкий район Алтайского края, принятым решением Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, к полномочиям администрации района по решению вопросов местного значения в области финансов, экономики и собственности отнесено наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 4 статьи 45).

При проведении прокуратурой Троицкого района проверки в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях Троицкого района Алтайского края установлено, что обследование технического состояния корпуса МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок», расположенного по адресу: <адрес> Б, в установленные сроки с привлечением специализированной организации в нарушение требований ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проводилось с момента его постройки и ввода в эксплуатацию в 1991 г. Денежные средства на проведение таких мероприятий не выделялись. На внесенное прокурором ДД.ММ.ГГ представление об устранении выявленных нарушений главой <адрес> ДД.ММ.ГГ дан ответ о невозможности их устранения в текущем году ввиду того, что денежные средства на проведение указанных мероприятий в дошкольных учреждениях в 2023 г. не предусмотрены. Визуальное освидетельствование зданий дошкольных учреждений с привлечением специализированных организаций будет проведено в 2024-2025 г.г.

Визуальное освидетельствование указанного выше здания детского сада проведено экспертами ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы». По результатам обследования составлено техническое заключение от ДД.ММ.ГГ, согласно которому дальнейшая эксплуатация здания в текущем техническом состоянии без проведения противоаварийных мероприятий небезопасна и представляет угрозу жизни и здоровью находящихся в нем и непосредственной близости людей, а также сохранности оборудования и имущества.

Физический износ здания составляет 48%, при котором техническое состояние здания оценивается как неудовлетворительное.

Эксплуатация конструктивных элементов и здания в целом возможна лишь при условии проведения значительного капитального ремонта. Проведение капитального ремонта здания является экономически целесообразным именно на данной стадии физического износа, при которой затраты на мероприятия по капитальному ремонту (реконструкции) составят не более нормативного значения – 50% от восстановительной стоимости объекта.

Работы и мероприятия по капитальному ремонту (устранению фактических дефектов и повреждений) и приведению здания в работоспособное техническое состояние должны выполняться с соблюдением техники безопасности по предварительно разработанному в соответствии с действующими нормами и правилами рабочему проекту и проекту организации строительства. Объемы, виды и последовательность указанных работ следует уточнять на этапе проектирования.

В случае несвоевременного проведения работ по капитальному ремонту здания и устранению фактических дефектов и повреждений строительных конструкций и инженерного оборудования возможно ухудшение их технического состояния и возникновение аварийных ситуаций (обрушение конструкций), после которых восстановление здания может оказаться нецелесообразным.

В связи с выполненным техническим заключением, выявившим аварийность указанного здания, приказом заведующей МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» № *** от ДД.ММ.ГГ корпус детского сада по <адрес> <адрес> закрыт, сотрудники и воспитанники корпуса переведены в другие корпуса данного учреждения.

Для возобновления образовательного процесса в названном корпусе детского сада необходимо разработать проектно-сметную документацию и провести работы по устройству чердачной крыши и капитального ремонта здания.

Из бюджета муниципального образования Троицкий район денежные средства на проведение капитального ремонта указанного здания не выделялись, на плановый период 2024-2025 г.г. не предусмотрены.

В апреле 2023 г. администрацией района подготовлены задания на проектирование капитального ремонта и устройства чердачной крыши здания детского сада, согласованные и утвержденные уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти Алтайского края; определена стоимость разработки проектно-сметной документации на выполнение данных работ, которая в 2023 г. составила 4 822,59 тыс. руб. (1 821,74 тыс. руб. – устройство чердачной крыши, 3 000,85 тыс. руб. – капитальный ремонт здания), в 2024 г. с учетом прогнозного индекс-дефлятора (104,7%) составит 5 049,25 тыс. руб. (1 907,36 тыс. руб. - устройство чердачной крыши, 3 141,89 руб. – капитальный ремонт здания).

В связи со значительными финансовыми вложениями, необходимыми для разработки проектно-сметной документации, ДД.ММ.ГГ администрацией района в адрес Министерства образования и науки Алтайского края (далее – Минобрнауки) направлена бюджетная заявка на включение соответствующего проекта в КАИП на 2024 г.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка формирования и реализации КАИП, оценки бюджетной и социальной эффективности (результативности) проектов, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее – Порядок формирования и реализации КАИП), предоставление координаторам (органам исполнительной власти Алтайского края, к полномочиям которых относится осуществление государственной политики в определенной сфере) бюджетных заявок на финансирование проектов в рамках КАИП на очередной финансовый год осуществляется государственными и муниципальными заказчиками в срок до 1 июня года, предшествующего году реализации КАИП.

После оценки представленных бюджетных заявок координатор осуществляет отбор и ранжирование проектов с учетом приоритетности их реализации, оценки социальной и бюджетной эффективности и результативности, готовит сводный перечень проектов КАИП по курируемому им приоритетному направлению на очередной финансовый год и в срок до 1 июля года, предшествующего году реализации КАИП, направляет его с приложением соответствующего пакета документов в Минэкономразвития.

Формирование проекта КАИП осуществляется Минэкономразвития на очередной финансовый год на основании сводных перечней проектов КАИП, представленных координаторами в рамках курируемых ими приоритетных направлений (государственной программы) в соответствии со сроками и мероприятиями по разработке проекта закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 2.3).

В первоочередном порядке в КАИП включаются, в том числе проекты, реализация которых осуществляется в рамках национального проекта, а также если объект находится в аварийном состоянии, представляющем угрозу жизни населения (пункт 2.5).

Минэкономразвития формирует проект КАИП в рамках планируемого предельного объема бюджетных ассигнований на финансирование КАИП и организует его совместное рассмотрение и согласование в ходе соответствующих совещаний с координаторами, а также Минстроем и Министерством финансов Алтайского края (далее - Минфин). После совместного рассмотрения и согласования Минэкономразвития в срок до 1 сентября года, предшествующего году реализации КАИП, направляет проект распределения бюджетных ассигнований по приоритетным направлениям КАИП, формам собственности, проектам и главным распорядителям бюджетных средств в Минфин для включения в проект закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в первом чтении (пункт 2.7).

После принятия указанного закона во втором чтении Минэкономразвития направляет уточненный проект нормативного правового акта об утверждении КАИП на очередной финансовый год для утверждения Губернатору Алтайского края, Председателю Правительства Алтайского края (пункт 2.8).

Согласно ответу от 3 июля 2023 г. *** Минобрнауки направлена заявка в Минэкономразвития на включение в КАИП и в перечень мероприятий по капитальному ремонту социально значимых объектов на 2024 г. на разработку проектно-сметной документации по объекту «<адрес>, капитальный ремонт здания и устройство чердачной крыши МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» по <адрес>».

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Конвенции о правах ребенка, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 28, 41 Закона об образовании, статей 5, 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положениями Порядка формирования и реализации КАИП, Устава муниципального образования Троицкий район Алтайского края, Устава МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок», исходил из того, что здание детского сада является собственностью муниципального образования Троицкий район Алтайского края, от имени которого функции и полномочия собственника (в том числе финансовое обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных учреждений) осуществляет администрация района, требуемое капитального ремонта здание детского сада является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения Троицкого района Алтайского края, и проведение капитального ремонта является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для обеспечения безопасности жизни и здоровья находящихся в нем воспитанников и работников детского сада, принимая при этом во внимание выявленные прокурорской проверкой нарушения санитарно-эпидемиологических требований и требований по наполняемости групп детского сада воспитанниками с учетом их перевода в другие корпуса детского сада по причине закрытия спорного корпуса.

С заявленными прокурором сроками исполнения судебного решения суд согласился, полагая их разумными, обоснованными и достаточными, учитывая аварийное состояние здания, а также факт необходимости финансирования работ по капитальному ремонту посредством участия в КАИП, указав, что данное обстоятельство не может являться безусловным основанием как для отказа в иске, так и для установления более длительных сроков исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей.

Судебная коллегия, проверяя постановленное судом решение в пределах оснований и доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с выводами суда первой инстанции соглашается, учитывая, что необходимость проведения капитального ремонта здания детского сада участвующими в деле лицами не оспаривается.

Указание в жалобе на вмешательство в осуществление полномочий муниципального органа судебная коллегия отклоняет, поскольку суд не вмешивается в полномочия органа местного самоуправления, а лишь посредством судебного решения обязывает его надлежащим образом исполнить свои обязательства, предусмотренные законом.

Вопреки доводам жалобы, при определении сроков проведения капитального ремонта судом учтена процедура финансирования данных работ через участие в КАИП, установлены разумные сроки, принимая во внимание, что Порядком формирования и реализации КАИП предусмотрена возможность рассмотрения заявок и внесения в КАИП дополнительных проектов по истечении установленного срока (пункт 2.4, раздел 4 Порядка). Представитель комитета Троицкого района Алтайского края по социальной политике при рассмотрения дела также поясняла о возможности включения в КАИП ранее 2026 г. (протокол судебного заседания от 4 июля 2023 г. на л.д. 85-86 т. 2). Кроме того, при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчики (должники) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Других доводов, влияющих на законность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Троицкого районного суда Алтайского края от 24 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Троицкого района Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2023 г.

33-8503/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Троицкого района
Ответчики
МБДОУ Троицкий детский сад №1 Родничок
Администрация Троицкого района
Другие
Комитет Троицкого района Алтайского края по социальной политике
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
12.09.2023Передача дела судье
03.10.2023Судебное заседание
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее