Дело № 2а-2663/21
74RS0031-01-2021-003921-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Батуевой О.А.,
при секретаре Медведевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бондаревой Наили Дамировны к старшему судебному приставу Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мининой И.Г., Отделу по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А. по незаконному взысканию денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Бондарева Н.Д. обратилась в суд с административным иском к старшему судебному приставу Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мининой И.Г., Отделу по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А. по незаконному взысканию денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов указывая, что 23 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем Юсуповой Ю.В. в отношении нее возбуждено исполнительное производство, вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете ПАО «Сбербанк». Является получателем страховой пенсии по потере кормильца с 24 июня 2018 года по 29 ноября 2021 года. В период с 2018 года по 2021 год в счет погашения задолженности с пенсии по потере кормильца производились удержания в размере 61 000 рублей, что является незаконным. В порядке подчиненности обращалась с жалобой, однако ответ до настоящего времени не получила. Просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А. по незаконному взысканию денежных средств, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, взыскать судебные расходы в размере 24 312 рублей.
Административный истец Бондарева Н.В. в судебном заседании поддержала административный иск, доводы, изложенные в административном иске.
Административные ответчики, судебный пристав-исполнитель Орджоникидзевского районного отдела судебных приставов г. Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области Юсупова Ю.А., старший судебный пристав Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Минина И.Г., Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просят рассмотреть дело без ее участия.
Представитель заинтересованного лица УПФР <ФИО>9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку Бондарева Н.Д. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца с 24 июня 2018 года, федеральной социальной доплаты с 01 октября 2018 года, ежемесячной денежной выплаты инвалидам с 03 ноября 2020 года. Пенсионным фондом в соответствии с требованиями закона с 01 июня 2020 года были указаны коды вида дохода в расчетных документах, предоставленных банку в отношении Бондаревой Н.Д.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» <ФИО>10, действующая на основании доверенности в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку удержания из доходов Бондаревой Н.Д. производились в соответствии с кодом вида дохода, из федеральной социальной доплаты.
Заинтересованное лицо, <ФИО>11 в судебное заседание не явился, судом предприняты возможные меры для извещения заинтересованного лица, конверты возвращены с отметкой «истек срок хранения».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив их, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как установлено статьей 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что 23 марта 2015 года на основании исполнительного листа, выданного Орджоникидзевским районным судом г.Магнитогорска Челябинской области (л.д. 61-62) судебным приставом-исполнителем Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области возбуждено исполнительное производство о взыскании с Бондаревой Н.Д. в пользу <ФИО>11 в счет возмещения материального вреда 299 888 рублей (л.д. 63).
Исполнительный лист выдан по уголовному делу, Бондарева Н.Д. осуждена по ч. 3 ст. 160 УК РФ, материальный вред причинен преступлением.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать ряд исполнительных действий, в том числе: запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены данным Законом; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
Согласно ст. 67 Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель может применить меры принудительного исполнения.
Часть 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Порядок обращения взыскания на имущество должника предусмотрен ст. 69 названного Закона, в силу ч. 1 которой обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах.
Исходя из анализа положений ст. 80 и ст. 81 Закона об исполнительном производстве в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск счетов должника, наложить арест как на его имущество, так и на имущественные права.
На основании ст. 69, Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ст. 99, Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи; в виде гуманитарной помощи; за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; социальное пособие на погребение; денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (ст. 101, Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Согласно сводке по исполнительному производству, судебным приставом-исполнителем, посредством электронного документооборота направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации, Росреестр, ПФР, ГИБДД (л.д. 88-95).
В ходе исполнительного производство судебным приставом-исполнителем было установлено, что на имя Бондаревой Н.Д. открыт счет в ПАО «Сбербанк».
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации (л.д. 90), направлено на исполнение в ПАО Сбербанк».
Согласно справке о движении денежных средств по исполнительному производству <номер обезличен>-ИП по состоянию на 01 июня 2021 года с должника удержано 61 297,13 рублей (л.д. 82-87).
Денежные средства на депозитный счет подразделения судебных приставов поступали от должника в исполнительном производстве Бондаревой Н.Д. с 27 октября 2015 года, со счета, открытого в ПАО «Сбербанк» денежные средства удерживались с октября 2018 года и составили сумму 41572,07 рубля (л.д. 71-81).
Как установлено в судебном заседании на данный счет, открытый в ПАО Сбербанк, Бондарева Н.Д. получала пенсию по случаю потери кормильца, на которую невозможно обратить взыскание; федеральную социальную доплату, на которую возможно обратить взыскание; ежемесячную денежную выплату инвалидам, на которую взыскание невозможно обратить (л.д. 214-225, 226-227).
Всего за период с октября 2018 года по февраль 2021 года Бондаревой Н.Д. на счет, открытый в ПАО «Сбербанк» перечислено в счет федеральной социальной выплаты 99 407,28 рублей, удержано ПАО «Сбербанк» в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением 41572,07 копеек, что составляет менее 50% от полученных должником в исполнительном производстве сумм.
Административный истец просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по незаконному взысканию денежных средств с пенсии по потере кормильца.
В подтверждение своих доводов Бондарева Н.Д. предоставила в суд выписку о размере выплат (л.д. 19-20), справку о выплатах (л.д. 21), справку от 12 сентября 2018 года (л.д. 28), из которой следует, что Бондарева Н.Д. является получателем пенсии по случаю потери кормильца.
В судебном заседании установлено, что денежные средства удерживались из дохода должника, федеральной социальной доплаты, на которую возможно обратить взыскание.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что за период с октября 2018 года по февраль 2021 года с федеральной социальной доплаты были удержаны денежные средства в размере 41572,07 рублей, что составляет менее 50 % от полученных денежных средств, при этом законодатель устанавливает право судебного пристава-исполнителя, по ущербу, причиненному преступлением взыскивать до 70% дохода должника.
Основанием для принятия решения суда о признании действия, бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными в соответствии со ст. 226 КАС РФ является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действием либо бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что действиями судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства должника соответствуют действующему законодательству, при этом права и свободы административного истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на административного истца не возложена какая-либо обязанность.
На все обращения в подразделение судебных приставов, административному истцу даны ответы (л.д. 129-133), в срок, установленный действующим законодательством.
Кроме того, в судебном заседании, установлено, что последние взыскания со счета должника в исполнительном производстве произведены в феврале 2021 года, в суд административный истец обратилась только в мае 2021 года, с пропуском срока обращения в суд, учитывая, что о нарушенном праве она узнала в декабре 2020 года.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных требований.
Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А. по незаконному взысканию денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, следует отказать.
Поскольку действия административного ответчика являются правомерными, в удовлетворении административного иска отказано, оснований для взыскания судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Бондаревой Наили Дамировны к старшему судебному приставу Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мининой И.Г., Отделу по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела по Орджоникидзевскому району г.Магнитогорска Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Юсуповой Ю.А. по незаконному взысканию денежных средств, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 28 июля 2021 года.