Дело № 2а-936/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 сентября 2018 года пос. Ува
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,
при секретаре Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова Дмитрия Ивановича к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «***» в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении на Администрацию муниципального образования «***» обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: Удмуртская Республика, ***,
У С Т А Н О В И Л :
Коновалов Д.И. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, ***.
В связи с необходимостью строительства жилого дома административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о разрешения на строительство. Однако письмом за *** от *** ему было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома, мотивированное тем, что земельный участок расположен в зоне санитарного разрыва железной дороги (ч.5.1 гл.V СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
Данный отказ является незаконным, поскольку согласно выписки из ЕГРН от 19.04.2018 года в отношении земельного участка ограничения не зарегистрированы. Кроме того, расположение земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Сама ссылка административного ответчика на положения вышеуказанного СанПиНа является необоснованной, т.к. требования данных правил не распространяется на строительство индивидуального жилого дома.
В судебном заседании административный истец ***1 не участвовал, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика Администрации МО «***» ***3 в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, в котором также указал, что Администрация МО «***» исковые требования не признает по следующим основаниям.
Согласно Генеральному плану МО «Увинское» земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, ***, находится в санитарно – защитной зоне железной дороги (не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути).
С учетом того, что Правила землепользования и застройки были утверждены еще до заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, то ***1 знал, что указанный земельный участок входит в санитарно – защитную зону железной дороги.
Пунктом 8.20 СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» предусмотрено, что жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск Коновалова Д.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании частей 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3).
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 года №741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения.
Так, согласно пункту 76 Порядка заполнения раздела 76 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон» данный раздел включает наименование зоны с особыми условиями использования территории с указанием объекта, в отношении которого она установлена, номера и перечень координат характерных точек такой зоны в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При отсутствии в границах земельного участка границ зон с особыми условиями использования территорий в графе 1 таблицы пишется «Отсутствует», а в графах 2, 3 и 4 таблицы ставятся прочерки.
В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения раздела 1, на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план) (подпункт 1); границы земельного участка с координатами характерных точек (подпункт 2); границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны (подпункт 8).
Выданный Коновалову Д.И. градостроительный план земельного участка не содержит сведений о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, не содержит информации о границах зон с особыми условиями территории, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон, отсутствует указание на объект, в отношении которого установлена такая зона, а также координаты характерных точек в системе координат, используемых для ведения Единого государственного реестра недвижимости.Административный ответчик, отказывая административному истцу в выдаче разрешения на строительство, в качестве основания для такого отказа сослался на п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Ссылка административного ответчика на п. 5.1 указанных санитарных правил судом принята быть не может, поскольку требования этих правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Индивидуальный жилой дом не относится к вышеуказанным объектам капитального строительства, и не является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003). Согласно п.2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. При этом в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Из вышеуказанного следует, что границы санитарно-защитной зоны объекта должны быть установлены и утверждены. Кроме того, Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», указывает на возможность снижения шума на территории жилой застройки посредством устройства шумозащитных полос зеленых насаждений. Таким образом, правилами предусмотрена возможность ширины санитарно-защитной зона до 50 метров при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий.В силу части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права, на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Среди ограничений прав на землю в пункте 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации указаны особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (часть 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).Взаимосвязанный анализ положений пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» позволяет сделать вывод, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек границ таких зон, то есть границы таких зон должны быть определенными.Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации, требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным кодексом.В соответствии ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
На основании ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГК Российской Федерации орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ***1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ***.
В соответствии с предоставленной административным истцом Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, принадлежащий административному истцу земельный участок обременений не имеет.
В нарушение ст.84 КАС РФ со стороны административного ответчика не представлено сведений об утвержденной в установленном порядке границе санитарно-защитной зоны железной дороги, а также доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги, а строительство жилого дома предполагается в границах 100 метров от оси крайнего железнодорожного пути.
Установленные обстоятельства не были учтены административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения, в связи с чем его нельзя признать законным. Отказ в выдаче разрешения на строительство без установления вышеприведённых обстоятельств свидетельствует об ограничении прав административного истца без предусмотренных на то законных оснований. Со стороны административного ответчика доказательств законности вынесенного решения не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ***, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░░ *** *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ***.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░