Решение по делу № 2-459/2023 (2-7862/2022;) от 14.03.2022

УИД: 78RS0019-01-2022-003648-68
Дело № 2-459/2023 (2-7862/2022;) 8 августа 2023 года

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Коновалова Д. Д.
<данные изъяты> При секретаре <данные изъяты> <данные изъяты> Волк Д.В., <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к ФИО2 о возмещении затрат, связанных с обучением работника,

У С Т А Н О В И Л :

ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором просило о взыскании с ответчика расходов, понесенных на его обучение в размере 3 771 127,72 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 25 056 рублей.

    В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что что между сторонами было заключено соглашение о сотрудничестве, согласно которому ФИО2 был направлен на обучение в ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота» для прохождения обучения, после которого обязался отработать в авиакомпании не менее 5 лет. Вместе с тем, после завершения обучения, ответчиком установленный договором срок отработан не был, поскольку он был уволен по основанию пп. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с переводом на другую работу. Ссылаясь на указанные обстоятельства и указывая, что затраты на обучение, не покрытые ответчиком путем отработки, составили 3 371 127,72 руб., истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Представитель ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" – ФИО1 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания по делу, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представил, вследствие чего суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено статьей 198 ТК РФ, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

В соответствии со ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

В силу положений ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Согласно ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.

В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу ст. 65 ТК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО2, на основании соглашения о сотрудничестве ПАО "Аэрофлот" с курсантом высшего (среднего) авиационного училища гражданской авиации при целевой подготовке пилота с высшим (средним) профессиональным образованием был направлен на обучение в частное профессиональное образовательное учреждение "Авиационная школа Аэрофлота", департамент производства полетов и департамент подготовки авиационного персонала ПАО "Аэрофлот".

В соответствии с п. 2.2.1 Ученического договора работодатель за счет собственных средств обеспечивает кандидату переподготовку в соответствии с п. 1.4 Ученического договора на воздушное судно (далее – ВС), эксплуатируемое в ПАО «Аэрофлот».

Подготовка производилась в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, работник обязался проработать в ПАО "Аэрофлот" после получения квалификации "пилот самолета" не менее 5-ти лет (п. 2.1.11 соглашения о сотрудничестве), а также возместить денежные средства, затраченные на переподготовку, в случаях, указанных в п. 5.2 соглашения о сотрудничестве.

В соответствии с п. 5.1 соглашения о сотрудничестве, в случае если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, то в соответствии со ст. 249 Трудового кодекса РФ возмещает работодателю:

- стоимость обучения в соответствии с разд. 4 соглашения о сотрудничестве и дополнительным соглашением к соглашению о сотрудничестве;

- стоимость приобретенных билетов согласно п. 2.2.3 УД;

- расходы на медицинское обследование и оформление медицинского заключения ВЛЭК;

- дополнительные расходы на дополнительную подготовку, дополнительные сессии на тренажеры и т.д.

Таким образом, ответчик при заключении соглашения о сотрудничестве согласился с его условиями и принял на себя обязательство переобучиться и после окончания обучения отработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет, а в случае его досрочного увольнения погасить затраты на его обучение.

Во исполнение п. 2.2.4 ученического договора, ФИО2 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ /л был принят на работу в ПАО «Аэрофлот» с ДД.ММ.ГГГГ на должность пилота.

Расходы ПАО "Аэрофлот" с учетом отработанного по ученическому договору времени на обучение работника составили 3 371 127,72 рубля, что подтверждается справкой о сумме фактических расходов переподготовки на ВС SSJ-100 в качестве второго пилота.

Согласно п. 5.2. соглашения о сотрудничестве и ученического договора, возмещение средств производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, неотработанному работником в соответствии с п. 2.1.4. ученического договора, наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета ПАО "Аэрофлот", в течение пятнадцати рабочих дней с момента получения уведомления о необходимости произвести возврат суммы долга.

На основании заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Приказом /л от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор, заключенный ранее, был расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в связи с переводом на должность пилота в АО «Авиакомпания «Россия» (л.д. 26).

В дальнейшем, на основании заявления ответчика трудовой договор между АО «Авиакомпания «Россия» и ФИО2 был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – по собственному желанию работника (л.д. 83).

Как указано в исковом заявлении, количество неотработанного в ПАО "Аэрофлот" времени по ученическому договору составило 1456 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а сумма задолженности – 3 371 127,72 рубля, согласно представленному в материалы дела расчету.

Ответчиком данная задолженность до настоящего времени не погашена.

Как следует из раздела 4 Ученического договора, стороны согласовали стоимость переподготовки ответчика.

Согласно представленной истцом справки о расчете задолженности по ученическому договору, задолженность складывается из стоимости обучения и стажировки, в том числе:

- расходов на теоретическую, наземную и аэродромную подготовку в размере 1 656 790 рублей;

- расходов на ввод в строй в рейсовых условиях в размере 2 573 327 рублей;

а всего 4 230 117 рублей, что, с учетом фактически отработанного ответчиком времени, уменьшению до 3 371 127,27 рублей.

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами, сторонами не оспорены.

Суд считает доводы и требования истца основанными на законе и подтверждающимися собранными по делу доказательствами, а потому подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.

Трудовым кодексом Российской Федерации определено содержание трудового договора путем закрепления в статье 57 названного кодекса перечня обязательных и дополнительных условий, в частности возможности включать в трудовой договор условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (часть 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а также установления дополнительной гарантии для работников, как более слабой стороны, в виде запрета включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование согласуется с принципом свободы трудового договора.

Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 498-О).

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена также и возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя (глава 32 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации. Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (статья 200 Трудового кодекса Российской Федерации).

Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении, то есть ученический договор является не единственным видом заключаемых между работником и работодателем договоров об обучении. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем в том числе и на условиях, определенных трудовым договором. Одним из дополнительных условий, которые в соответствии с законом (часть 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации) могут включаться в трудовой договор и которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, является обязанность работника отработать после обучения не менее определенного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. В случае неисполнения этой обязанности статья 249 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работника возместить работодателю затраты, связанные с его обучением.

Так, из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установил специальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).

Приказом Минтранса России N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).

Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).

Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 240 (зарегистрирован Минюстом России дата, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).

Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".

Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.

В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).

Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).

Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.

Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).

Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия из знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).

Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет": должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.

В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

Пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее - ВК РФ) установлено, что подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП-399), программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка).

Пунктом 4.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (далее - ФАП-147) установлено, что обладатель свидетельства "коммерческого пилота" должен, в частности, продемонстрировать знания в области соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке.

Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализует программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа о допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.

Из позиции истца следует, что ПАО "Аэрофлот" производит обучение пилотов собственными силами, у истца отсутствует возможность представления актов сдачи-приемок, счетов, а также иных первичных бухгалтерских документов, подтверждающих несение расходов на обучение конкретного работника путем перечисления денежных средств в счет обучения в стороннюю организацию. При этом ПАО "Аэрофлот" производит обучение летного состава на собственной базе, в связи с чем включает в расчет фактических расходов на переподготовку включается все расходы, которое понесло Общество на обучение того или иного работника, в которые, в том числе, входят расходы на инструкторское сопровождение тренажерной подготовки, расходы на содержание АУП департамента производства полетов, административно-управленческие расходы по ПАО "Аэрофлот", рентабельность и иные расходы.

Так, в разделе 4 Ученического договора стороны согласовали стоимость переподготовки ответчика.

Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты, то есть исходя из фактической длительности ввода в строй каждого стажера.

Судом установлено, что ФИО2 проходил обучение в соответствии с разработанными ПАО "Аэрофлот" и утвержденными Росавиацией Программами подготовки летного состава на ВС SSJ-100 (далее - ППЛС), согласно требованиям ФАП 128, 147, 246, Распоряжения Минтранса РФ N КР-50-р от 21.08.2003 "О совершенствовании организации профессиональной подготовки членов экипажей ВС".

При этом во исполнение требований п. 5.10 ФАП 128 в части обеспечения соблюдения персоналом ПАО "Аэрофлот" положений РПП и ППЛС, все пилоты ПАО "Аэрофлот" в обязательном порядке ознакамливаются с этими документами под роспись, поэтому при заключении УД Ответчик не мог не знать структуру и объем Программы переобучения.

Согласно требованиями п. 5.84 ФАП 128 эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и:а) предусматривает средства наземной и летной подготовки, а также преподавателей и инструкторов соответствующей квалификации;б) состоит из наземной и летной подготовки на типе (типах) воздушных судов, на котором работают члены летного экипажа.

В ППЛС объем задач и упражнений тренажерной и летной тренировки указывается минимальным и максимальным количеством полетов (посадок), либо полетным временем. Требуемый объем подготовки в пределах минимального и максимального объема зависит от имеющегося опыта и способностей стажера и определяется закрепленным за ним инструктором.

Таким образом, указание в УД фиксированного количества полетов/продолжительности ввода в строй не представляется возможным, т.к. он в каждом конкретном случае будет различаться, т.к. напрямую зависит от умений и способностей к обучению стажера.

Приказом ПАО "Аэрофлот" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на работу в качестве пилота учебно-летного отряда , а в дальнейшем, с ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность второго пилота ВС SSJ-100.

Исходя из условий Ученического договора о стоимости 1 часа полета на вводе в строй (раздел 4 Ученического договора) и фактического полетного времени на вводе в строй ответчика был произведен расчет фактических затрат ПАО "Аэрофлот" на ввод в строй ответчика, заявленных истцом к взысканию.

Кроме того, в соответствии с требованиями ФАП N 399 от ДД.ММ.ГГГГ программа подготовки кандидатов на получение свидетельств и квалификационных отметок должна содержать следующие этапы подготовки:

теоретическая;

тренажерная;

летная;

практическая подготовка (стажировка).

Таким образом, ввод в строй в рейсовых условиях является неотъемлемой частью программы переподготовки пилота и подлежит включению в расчет задолженности по ученическому договору.

При разработке и формировании стоимости обучения/переобучения летных специалистов ПАО "Аэрофлот" для включения в Ученические договоры затрат по каждому виду/этапу подготовки ПАО "Аэрофлот" руководствуется общепринятым (классическим) подходом к калькулированию нормативных затрат.

При этом примененный ПАО "Аэрофлот" подход по перечню учтенных расходов ПАО "Аэрофлот" и выполненный расчет полностью соответствует аналогичному перечню расходов и методике, принятым в рекомендательных документах Правительства РФ, Министерства финансов РФ и Министерства просвещения РФ.

В соответствии с п. 16 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 N 640 (далее - Порядок N 640), базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из:

а) затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

б) затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

При определении базового норматива затрат, непосредственно связанного с оказанием государственной услуги, применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - стандарты услуги) (абз.1 п. 18 Порядка N 640).

Затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги, устанавливаются по видам указанных затрат исходя из нормативов их потребления, определяемых на основании стандартов услуги, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на оказание единицы государственной услуги в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу в установленной сфере деятельности, в соответствии с общими требованиями (абз. 2 п. 18 Порядка N 640).

Аналогичные требования по общему порядку расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг установлены п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, Письмом Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180 "О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)" (далее - Рекомендации Минфина).

Приказом Министерства просвещения РФ от 15 ноября 2018 г. N 227 утвержден Порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными или автономными учреждениями (далее - Порядок N 227), согласно которому: - при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов потребления, установленных нормативно-правовыми актами РФ, стандартами, нормами и правилами в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности, или на основе медианного значения. При отсутствии стандартов работ нормативные затраты в отношении составляющих нормативных затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу работы (п. 4 Порядка N 227);- нормативные затраты рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы - на единицу объема работы (п. 5 Порядка N 227);- в состав нормативных затрат включаются следующие группы затрат (п. 6 Порядка N 227):

а) затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с выполнением работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы;

б) затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в процессе выполнения работы, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;

в) затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы (основных средств нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работы), с учетом срока их полезного использования в случае, если указанные затраты в соответствии с общими требованиями не включены в состав затрат, предусмотренных подпунктом "б" пункта 6 настоящего Порядка;

г) затраты на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы;

д) затраты на оплату коммунальных услуг;

е) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;

ж) затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;

з) затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;

и) затраты на приобретение услуг связи;к) затраты на приобретение транспортных услуг;

л) затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, денежное довольствие военнослужащих, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, включая административно-управленческий персонал;

м) затраты на прочие общехозяйственные нужды.

C учетом изложенных требований, при расчете Стоимости обучения/переобучения на собственной учебной базе ПАО "Аэрофлот" применены рекомендуемые методы определения нормативных затрат на оказание услуг по обучению, с учетом необходимых объемов подготовки по каждой Программе подготовки летного состава, разработанных ПАО "Аэрофлот" и утвержденных Росавиацией.

Таким образом, затраты ПАО "Аэрофлот" на обучение/переобучение конкретного работника не могут быть подтверждены платежными документами, так как это не установлено общими правилами ведения бухгалтерского учета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ПАО "Аэрофлот" являются обоснованными по праву, однако, не могут быть признаны обоснованными по размеру ввиду следующего.

Как уже указывалось выше, статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из буквального толкования данной нормы ТК РФ следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться, в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению по делу, является обстоятельство, того по какой причине ФИО2 не смог продолжать трудовые отношения с работодателем, и каков характер этой причины (уважительный или неуважительный).

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 был уволен из ПАО "Аэрофлот" на основании приказа работодателя /л от ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в АО "Авиакомпания "Россия" в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю).

Согласно сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ и находящихся в открытом доступе сети Интернет, ПАО "Аэрофлот" и АО "Авиакомпания "Россия" осуществляют одинаковую деятельность "перевозки воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию", имеют одинакового держателя реестра акционеров.

Исходя из вышеизложенного, учитывая принцип единства построения и функционирования системы авиационного холдинга, а также принципов и задач, которые осуществляет как ПАО "Аэрофлот", так и АО "Авиакомпания "Россия", суд, исходя из установленных в рамках настоящего дела обстоятельств перевода ответчика из ПАО "Аэрофлот" в АО "Авиакомпания "Россия", приходит к выводу, что увольнение ФИО2 в связи с его переходом к другому работодателю, осуществляющему деятельность в том же авиационном холдинге, не может расцениваться как несоблюдение условий ранее заключенного между сторонами ученического договора, которое влечет обязанность работника возместить расходы на его обучение.

Вместе с тем, суд обращает внимание, что фактически трудовые функции в АО "Авиакомпания "Россия" ответчик осуществлял только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сумма затрат на обучение, которые ответчик должен возместить истцу, должна рассчитываться исходя из периода действия трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как ошибочно указано ПАО "Аэрофлот" в исковом заявлении.

С учетом изложенного, сумма, подлежащая взысканию, подлежит пропорциональному уменьшению и составит 2 884 907,38 рублей за фактически не отработанные 1246 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, достоверно установив, что ответчик, заключивший с истцом ученический договор и обязавшийся отработать в ПАО «Аэрофлот» 5 лет после выпуска, фактически своей обязанности не исполнил, уволившись ДД.ММ.ГГГГ; принимая во внимание, что представленный истцом расчет затрат на обучение является обоснованным и соответствует нормам действующего законодательства; приходит к выводу, что заявленные ПАО «Аэрофлот» требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, с учетом уменьшения количества фактически не отработанных дней в связи с переводом в АО "Авиакомпания "Россия".

Разрешая заявленные требования в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, суд также не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.

Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 393 ТК РФ работники, работающие (работавшие) у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, при обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов независимо от результатов рассмотрения судом их требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" возмещение затрат, связанных с обучением работника, в размере

2 884 907 (два миллиона восемьсот восемьдесят четыре тысячи девятьсот семь) рублей 38 копеек.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение изготовлено 10.11.2023.

Судья

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-459/2023 (2-7862/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии"
Ответчики
Голубев Артем Александрович
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Коновалов Даниил Дмитриевич
Дело на сайте суда
primorsky.spb.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2022Предварительное судебное заседание
21.06.2022Предварительное судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
06.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.08.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее