по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028г. Йошкар-Ола 17 июля 2018 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием: защитников ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл», Мякишевой М.А. и Ошаева А.М.,
представителя УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл Артемьевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» ФИО2 на постановление главного государственного инспектора – заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 31 мая 2018 года, которым
ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл», ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>, ранее привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 31 мая 2018 года ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, начальник ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление признать незаконным и отменить. В обоснование жалобы указал, что у Учреждения отсутствовала возможность соблюдения подпункта Б пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Согласно технического паспорта на указанное здание от 15 марта 2012 года и свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, здание представляет собой административное 8-этажное здание (включая подземный этаж – 1), общей площадью 7671,4 кв.м, имеющее нежилое назначение. В связи с большой численностью сотрудников государственных органов Республики Марий Эл, занимающих помещения в указанном здании, предусмотреть дополнительные свободные помещения на 1-6 этажах для размещения архива, мастерской связи и служебных кабинетов, не представилось возможным.
Управление делами Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл (учредитель Учреждения) совместно с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл рассматривало возможность размещения архива Главы Республики, Правительства Республики, Администрации Главы республики в помещениях ГБУ Республики Марий Эл «Общественно-политический центр Республики Марий Эл (далее – ГБУ РМЭ «ОПЦ»). Однако указанные помещения нуждаются в ремонте, на который требуются значительные финансовые затраты. Минфином Республики указано на невозможность увеличения бюджетных ассигнований ГБУ РМЭ «ОПЦ» на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, территориальная удаленность архива, мастерской связи и служебных кабинетов значительно усложнит работу лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл, в том числе Главы Республики, Председателя Правительства. Полагает, что у Учреждения в данном случае отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения. В случае, если судом будет установлена вина Учреждения, полагает возможным применения судом возможности освобождения Учреждения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Поскольку в судебное заседание законный представитель ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл», надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитники Мякишева М.А. и Ошаев А.М. доводы и требования жалобы поддержали.
Представитель УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл Артемьева А.А. считает постановление законным и обоснованны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, дополнительно представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 38 Закона № 69, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 2 Закона № 69 установлено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что при проведении 26 апреля 2018 года и 21 мая 2018 года внеплановой выездной проверки исполнения юридическим лицом предписания органа пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 18 мая 2017 года в помещениях ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл», расположенных по адресу: <адрес>, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: допускается размещение на техническом этаже здания архива (где допускается хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов), мастерской связи, служебных кабинетов, что является нарушением подпункта Б пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 64-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Подпунктом Б. пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что в техническом помещении запрещено размещать мебель и другие предметы, независимо от материалов их производства, а также степени пожароопасности, устройство мастерской с хранением различных предметов, это является нарушением противопожарных норм.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом № от 21 мая 2018 года, распоряжением № от 13 апреля 2018 года; актом № проверки юридического лица от 21 мая 2018 года, иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о пожарной безопасности либо подтверждающие невозможность принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Довод защиты о том, что, заявитель неоднократно обращался о выделении финансирования на приведение помещений в соответствие с требованиями пожарной безопасности, в выделении иного помещения, отсутствия денежных средств, не может ставиться в зависимость выполнения требовании правил пожарной безопасности.
Согласно письма Министерства Финансов Республики Марий Эл № от 16 апреля 2018 года предложено, что расходы на устранение нарушении требовании пожарной безопасности осуществить за счет субсидии, предусмотренной в республиканском бюджете Республики Марий Эл в текущем году, и доходы, полученных от приносящей доход деятельности (планируемое поступление дохода в сумме 5608, 5 тыс. рублей).
Согласно Уставу ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» помимо финансирования, выделяемого в виде субсидий на выполнение муниципального задания, финансовые ресурсы могут поступать учреждению от приносящей доход деятельности ( пункт 2.5, раздел 3 и 5 Устава).
Вместе с этим согласно пункта 2.3 Устава, учреждение предоставляет производственные и служебные площади в пользование другим учреждениям по договору и пунктом 3.3. предусмотрена обязанность учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у него на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.
Ранее 18 мая 2017 года ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» за аналогичное правонарушение привлекалось к административной ответственности в виде предупреждения.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, заявителем не предоставлено.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях указанного ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, и направлены на переоценку исследованных доказательств.
Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Учитывая, что действия учреждения посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении, направленные на обеспечение пожарной безопасности, важность, охраняемых государством этих отношении, исходя из характера административного правонарушения, его направленности на отношения в сфере обеспечения противопожарной безопасности населения, места совершения административного правонарушения - с массовым пребыванием людей, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления, судом не установлено.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление о назначении ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований ввиду вышеизложенного для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора – заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 31 мая 2018 года, которым ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей оставить без изменения, жалобу начальника ГБУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Р.Я. Сабирьянов