Дело № 2а-3801/2021
УИД 92RS0002-01-2021-005253-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при участии секретаря Корчак И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по вопросу перераспределения земель,
у с т а н о в и л :
В сентябре 2021 года административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх.-5467/21, согласно которому отказано в предоставлении государственной услуги по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя и земельного участка, находящегося в частной собственности и расположенного по адрес: г. Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м., а также просила возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в отношении истца путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом особенностей ст. 39.29 ЗК РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МФЦ с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком - Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно в соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой дачно-рекреационной зоне; частично в проектируемой зоне кратковременной рекреации; в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-6-4; в водоохранной зоне; в прибрежной защитной полосе. Данный отказ истец считает незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства, в связи с чем просит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в отношении истца путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом особенностей ст. 39.29 ЗК РФ.
В судебное заседание административный истец не явилась, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, представила письменные дополнительные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом, предоставил документы, на основании которых административному истцу подготовлен оспариваемый отказ.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МФЦ с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги отказано на основании п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», согласно которому основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в связи с чем Департаментом направлен соответствующий межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя №, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой дачно-рекреационной зоне; частично в проектируемой зоне кратковременной рекреации; в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-6-4; в водоохранной зоне; в прибрежной защитной полосе.
Согласно выписке из заключения из реестра вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках межведомственного взаимодействия с ДИЗО, в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя поступил запрос относительно рассмотрения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, на предмет соответствия вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка по заявлению ФИО2 в связи с перераспределением земель 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка для дачного строительства (по документу), относительно действующей градостроительной документации на территории города Севастополя, в связи с чем дано заключение, что испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует действующей документации, на основании того, что:
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №:
- в проектируемой дачно-рекреационной зоне;
- частично в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы);
Иные сведения:
- в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-6-4;
- частично в прибрежной защитной полосе;
-в водоохранной зоне.
Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП:
- частично расположен в границах красных линий (на территории общего пользования).
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя представлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости (земельный участок) по адресу: г. Севастополь, <адрес> (площадью 985 кв.м).
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10.Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения, объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Пунктом 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденному распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, кроме тех документов, которые изготовлены органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;
несоответствие хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений, кроме случаев, когда допущенные нарушения устраняются органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;
представителем не представлена оформленная в установленном порядке доверенность на осуществление действий;
несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;
разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя из реестра вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению схемы земельного участка на кадастровом плане территории, на предмет соответствия вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка по заявлению ФИО2 в связи с перераспределением земель 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка для дачного строительства (по документу), указано, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №:
- в проектируемой дачно-рекреационной зоне;
- частично в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы);
Иные сведения:
- в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-6-4;
- частично в прибрежной защитной полосе;
-в водоохранной зоне.
Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП:
- частично расположен в границах красных линий (на территории общего пользования).
Испрашиваемый ВРИ перераспределяемой части земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1963-О).
Из указанных положений Градостроительного кодекса следует, что проект планировки территории, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Как следует из п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется, в том числе, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Кодекса.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Согласно пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 названного кодекса. Так, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отказе в заявленных исковых требованиях ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя и земельного участка, находящегося в частной собственности и расположенного по адрес: г. Севастополь, <адрес>, площадью 736 кв.м. с видом разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка для дачного строительства (по документам), а также возложении обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в отношении истца путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом особенностей ст. 39,29 ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по вопросу перераспределения земель – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья О.В. Гавура