Решение по делу № 33-2763/2022 от 18.07.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Танганов Б.И.                          поступило 18.07.2022 года

УИД 04RS0021-01-2022-002332-37                       дело № 33-2763/2022

№ дела в суде 1 инст. 2-1600/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2022 года                          город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Васильевой С.Д.,

судей коллегии Богдановой И.Ю., Кушнаревой И.К.,

при секретаре Федоровой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Чагдурова О.А., Соловьева П.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании действий незаконными и обязании предоставить иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдыровой В.Д.

на решение Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 30 мая 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Чагдурова О.А., Соловьева П.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для постоянного проживания жилых помещений, расположенных по адресам: <...>

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Чагдурову О.А., Соловьеву П.А. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленных ранее непригодных для проживания.

Заслушав доклад судьи Богдановой И.Ю., выслушав участника судебного разбирательства, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд в интересах истцов Чагдурова О.А. и Соловьева П.А., заместитель прокурора Иволгинского района Республики Бурятия просил признать незаконными действия Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для проживания жилых помещений, возложить на ответчика обязанность предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения взамен предоставленных им ранее непригодных для проживания.

Требования прокурора мотивированы тем, что истцы относятся к категории детей-сирот и в целях соблюдения их жилищных прав им были предоставлены Минсоцзащитой РБ жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные в Иволгинском районе Республики Бурятия в <...>. Указанные жилые помещения были осмотрены и приняты комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В процессе эксплуатации жилых помещений стали появляться дефекты, допущенные при строительстве домов, а именно: стены потрескались, появилась плесень, повысилась влажность в помещениях, окна, двери и пол продуются, печи отопления рассыпались, в квартирах очень холодно, во время дождя из отверстий для вентиляции воздуха протекает вода, двери от сырости разбухли и перестали закрываться и т.п. Таким образом, фактически жилые помещения оказались непригодными для проживания, т.к. изготовлены из некачественных материалов, а недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта помещений.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

В судебном заседании помощник прокурора Цыбикова Е.Н., требования поддержала, пояснив, что предоставленные истцам жилые помещения не соответствуют строительным нормам, сводам и правилам. Проживание в указанных жилых помещениях может нанести вред жизни и здоровью истцам и их семьям.

Представитель истца Соловьева П.А. по доверенности Гергенова А.А. доводы прокурора поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырова В.Д. с требованиями не согласилась пояснив, что на момент предоставления жилья истцам, помещения соответствовали установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Кроме того, Межведомственной комиссией в ноябре 2019 года было принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Иные участники судебного разбирательства, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении требований заместителя прокурора.

    В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырова В.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что спорные жилые помещения предоставлены истцам на законных основаниях, имелось заключение Межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений предъявляемым к ним требованиям на основании которого жилые помещения были включены в специализированный фонд жилья. Таким образом, на момент предоставления жилья истцам, оно соответствовало установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В силу Технического заключения от 08 ноября 2019 года, ООО «Регион-Эксперт» провел экспертизу жилых помещений и установил, что оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется, имеются основания для признания жилых помещений подлежащими капитальному ремонту. Обращает внимание, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Минстрой РБ, на основании заключения Межведомственной комиссии, обязан принять решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения проживающих в нем лиц или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Считает, что по спорным жилым помещениям необходимо проводить такие работы и производить расселение нанимателей на основании распоряжения Минстроя РБ.

     В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Бадмажапова Д.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

    Представитель Министерства социальной защиты населения РБ, по доверенности Тыгылдырова В.Д. в судебное заседание не явилась, направив суду ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ответчика.

    Истцы Чагдуров О.А., Соловьев П.А. и его представитель по доверенности Гергенова А.А., представители ответчика Минстроя РБ, третьих лиц ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Минимущество РБ, надлежаще извещенные о времени и месте в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств по делу, объяснений лиц, участвующих в деле, исследованных письменных доказательств и выводов строительно-технической экспертизы о непригодности спорных жилых помещений для постоянного проживания, пришел к выводу о том, что занимаемые истцами жилые помещения непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, то есть жилые помещения изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцам, являлись непригодными для постоянного проживания.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, надлежащим образом мотивированы, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, оценке представленных доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они были своевременно и правомерно поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

25 декабря 2014 года между АУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» и истцами Чагдуровым О.А. и Соловьевым П.А. были заключены договора №№ 321 и 332 (соответственно) специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на жилые помещения, расположенные по адресу <...> (соответственно).

Указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта, заключенного с ИП Домшоевым С.Ц. от 12 августа 2014 года.

Предметом указанного госконтракта является приобретение жилых помещений на первичном рынке в с.Поселье Иволгинского района Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Финансирование контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 г. № 037-63 создана Комиссия по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

То обстоятельство, что указанной Комиссией были приняты переданные во исполнение госконтрактов спорные жилые помещения по актам приема-передачи, ответчиками и третьими лицами не оспаривалось и подтверждено представленными в дело Актами №№ 25 и 26 от 09.12.2014 года.

В обоснование предъявленных требований прокурор указывает, что действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию спорных жилых помещений, являются незаконными, поскольку фактически предоставленное истцам жилье было непригодно для проживания, т.к. изготовлено из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.

В подтверждение указанных доводов прокурора в материалы дела представлено строительно-техническое экспертное заключение № 33/1-19, проведенное в рамках уголовного дела и представленное в данном споре в качестве доказательств.

Согласно выводам эксперта, по результатам проведенных обследований спорного жилья установлено, что жилые дома, расположенные в с.Поселье Иволгинского района Республики Бурятия, принадлежащие истцам, приобретенные Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по государственным контрактам не соответствуют требованиям строительных норм, сводов и правил и другим нормативно-правовым актам, действующим при производстве строительно-монтажных работ. Приведенные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации, являются следствием нарушения правил строительства жилых домов. Указанные помещения являются строениями временного назначения – не имеют тесной связи с земельным ресурсом. Имеющиеся дефекты (нарушения допущенные в строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей с учетом географического и климатического расположения строений. Данные дома опасны для проживания людей по пожарно-техническим и сейсмическим характеристикам, не являются объектами капитального строительства.

Заключения эксперта обоснованно принято районным судом в качестве допустимого и относимого доказательства. Каких-либо доказательств, опровергающих заключение данной экспертизы, ответчиками или третьими лицами не предоставлено.

Таким образом, жилые помещения, предоставленные истцам по договорам специализированного найма, не отвечают требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, что, безусловно, нарушает права и законные интересы истцов.

Проанализировав Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденное Постановлением Правительства РБ от 14.04.2009 N 131, Технологический регламент («дорожная карта»), утвержденный Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 года № 197-р, тексты заключенных государственных контрактов, районный суд пришел к верному выводу о том, что ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, которое, во исполнение государственных контрактов (п.5.1), должно было провести экспертизу принимаемых строений с привлечением экспертов, экспертных организаций.

В силу пунктов 2.4, 2.6 Положения о Минстрое предусмотрено, что к задачам Министерства относятся создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии с п.3.14 Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Кроме того, согласно вышеназванного Технологического регламента («дорожная карта») по порядку формирования специализированного жилищного фонда, ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В соответствии с п.5.1 государственных контрактов заключенных с ИП Домшоевым С.Ц. от 12.08.2014 года для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

В нарушение возложенных обязательств ответчиком Минстрой РБ не проведены экспертизы жилых помещений. Приняв жилищные помещения и ограничивших составлением Актов осмотра и заключений об оценке на предмет соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, ответчик посчитал свои обязательства исполненными.

При этом в соответствии с Регламентом осмотра жилого помещения, (приложение №1 государственных контрактов) процедура осмотра не включает в себя проверку технического состояния таких элементов строения как фундамент (уровень заглубления, высота, сейсмические показатели, гидроизоляция), перекрытия (соблюдение требований по устройству и утеплению), стены (утепление) и др., а ограничивается лишь внешним осмотром помещений в целях проверки наличия электросчетчика, входной двери и фурнитуры, качества отделки, наличие санузла, его закрепления и работоспособности, полотенцесушителей, сантехоборудования, счетчиков, системы вентиляции, закрепление трубопроводов, наличие электророзеток и т.д.

Таким образом, акты осмотра жилых помещений и заключения об оценке состояния помещений не свидетельствуют о выполнении данным Министерством принятых на себя обязательств.

В связи с чем следует признать, что на момент предоставления жилых помещений истцам по договорам найма специализированного жилого помещения, они не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами и не были пригодными для проживания.

Изложенное свидетельствует о том, что надлежащим образом обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями, пригодными для проживания, отвечающими требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ не исполнена, право истцов на предоставление однократно благоустроенного жилья, пригодного для проживания, по договору найма специализированного жилого помещения, не реализовано.

При этом принцип однократного предоставления жилого помещения в данном случае принятым судебным решением не нарушается, поскольку жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, истцы так и не были обеспечены, то есть, их право на жилье, установленное законом, реализовано не было.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключения межведомственной комиссии о непригодности жилых помещений истцов для проживания, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку судом верно было установлено, что жилые помещения, предоставленные истцам, не отвечали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являлись непригодными для проживания изначально.

При установленных обстоятельствах тот факт, что на момент предоставления жилого помещения истцам имелись утвержденные Министром строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия комиссионные Акты приема-передачи жилых помещений, заключения межведомственной комиссии о пригодности жилых помещений к проживанию, не опровергает выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска.

Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Вместе с тем, в данном случае не имеет правового значения при наличии установленных судом обстоятельств, оспорено ли оно или признано незаконным в судебном порядке. Юридически значимым обстоятельством по делу является предоставление истцам жилых помещений, не соответствующих санитарным и техническим нормам, что ответчиками не опровергнуто ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.

В связи с изложенным, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия о том, что с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения обязанность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по обеспечению истцов жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была выполнена в полном объеме.

Ссылки апеллянта на Техническое заключение от 08 ноября 2019 года выполненное ООО «Регион-Эксперт» согласно которого оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется, а имеются основания для признания жилых помещений подлежащими капитальному ремонту, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку такого заключения в материалы дела не представлено, более того, сам по себе факт того, что жилое помещение требует проведения капитального ремонта, спустя непродолжительное время с момента введения его в эксплуатацию – 5 лет (введено в эксплуатацию в 2014 года, экспертное заключение о непригодности для проживания выполнено в 2019 году), свидетельствует о некачественной постройке жилья.

Доводы жалобы о том, что в случае признания строений аварийным и подлежащим сносу должна быть соблюдена процедура расселения лиц, проживающих в доме, подлежат отклонению, т.к. в данном спорном случае, вопрос о признании жилья аварийным не стоит. Прокурор указывает на то, что изначально – с момента окончания строительства спорного жилья, оно было непригодно для проживания.

Иных доводов, в соответствии с которыми решение суда первой инстанции может быть отменено, в апелляционных жалобах не содержится.

Суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, необходимые для разрешения возникшего между сторонами спора, правильно применил к спорным правоотношениями нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-2763/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьев Павел Анатольевич
заместитель прокурора Иволгинского района РБ
Чагдуров Олег Альбертович
Ответчики
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ
Министерство социальной защиты населения РБ
Другие
Гергенова Анна Анатольевна
ГБУ РБ Республиканский ресурсный центр Семья
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Богданова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
18.07.2022Передача дела судье
03.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Передано в экспедицию
03.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее