Дело №2-1295/2022
УИД 23RS0058-01-2022-001121-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Крижановской О.А.
при секретаре Гончаровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» к Абдыгафарову ФИО8 ФИО11 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Водоканал» обратилось в Хостинский районный суд г.Сочи с иском к Абдыгафарову ФИО9 ФИО12 о взыскании денежных средств в размере оплаты за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения в размере 1037019, 50 рублей, а также понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13385,00 рублей.
В обосновании требований истец указывает, что с 01.09.2017 работа и эксплуатация водохозяйственного комплекса муниципального образования г. Сочи, находящегося в законном пользовании МУП Г. СОЧИ «Водоканал». обеспечивается силами и средствами Предприятия. В соответствии с постановлением Администрации города Сочи №2018 от 11.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19 05 2014 №899 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи», МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования город Сочи, указанному в приложении №1 к данному постановлению.
МУП г. Сочи «Водоканал» осуществляет присоединение объектов капитального строительства абонентов к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения. В силу нормативно-правового регулирования в области водоснабжения и водоотведения, договор технологического присоединения является самостоятельным видом гражданско-правового договора, подпадающего под действие специализированных норм права. Также правилами действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения определено, что получению услуги водоснабжения/водоотведения, предшествует выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта водопотребления/водоотведения к централизованным системам водоснабжения/ водоотведения.
21.12.2017 года на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом и ответчиком был заключён договор № № о подключении объекта ответчика: жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул.Павла Корчагина, рядом с домом №11 на земельном участке с кадастровым номером № к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. По условиям договора истец принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение —11,0 куб. м/сутки; водоотведение —11,0 куб. м/сутки. В настоящее время объект подключения получает возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объёмах, абонентом осуществляется оплата за поставленный коммунальный ресурс.
Таким образом, вопреки императивно закреплённому специализированными нормами права условию о платности услуги технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, ответчик приобрёл данную услугу на безвозмездной основе. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 416-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Частью 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ закреплено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Правительство Российской Федерации, издавая Постановления, регулирующие отношения в области технологического присоединения, установило обязательное условие платности за осуществляемое подключение (плата рассчитывается на основании тарифов, утверждённых органом государственного регулирования). В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406, при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них. В свою очередь, п. 1.6 постановления Администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 г. «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № 11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Водоканал». Согласно утверждённого решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, на период времени с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. тариф на присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения установлен в размере 40 268,00 руб. за мЗ/сут. (водоснабжение) и 40 392,94 руб. за м3/сут. (водоотведение), без НДС. В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от 15.08.2018 г. № 1279 «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 01.08.2018 г. № 5/2018-В «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № 11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения, руб./м3/сутки - 39 298,92 (без НДС) или 47 158,70 (с НДС); за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоотведения, руб./м3/сутки - 39 263,17 (без НДС) или 47 115,80 (с НДС). Таким образом, с учётом установленного постановлением администрации города Сочи от 15.08.2018 г. № 1279 тарифа на технологическое присоединение и объёмов водопотребления/водоотведения объекта ответчицы, стоимость платы за технологическое присоединение составляет: 47 158,70 (с НДС) х 11,0 куб. м/сутки =518745,70 руб. (с НДС) - водоснабжение;47 115,80 (с НДС) х 11,0 куб. м/сутки = 518273,80 руб. (с НДС) – водоотведение. Всего 1037019,5 руб. (с НДС 20%).
Ответчик приобрел возможность технологического присоединения своего объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе, с последующим получением на бесперебойной основе услуг водоснабжения и водоотведения в заявленных объемах. Однако действия, связанные с невнесением платы за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, подпадают под регулирование норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязательства вследствие неосновательного обогащения, поскольку в таком случае лицо, оказавшее услуги, не получило встречного эквивалентного предоставления. В силу принципов гражданско-правовых отношений, установленных в статье 1 ГК РФ, правоотношения предполагают равноценный обмен, извлечение выгоды из недобросовестного поведения недопустимо. В то же время статья 423 ГК предполагает возмездность любого договора, если иное не установлено законом. Следовательно, в данном случае речь идет об отсутствии оснований для безвозмездных правоотношений. Поэтому, учитывая статью 1102 ГК, применение неосновательного обогащения является правомерным. Это же подтверждает статьей 1103 ГК, которая распространяет правила о неосновательном обогащении также на случаи возмещения вреда, причиненного недобросовестным поведением контрагента. Таким образом, ответчик по настоящему иску сберег имущество (денежные средства в размере платы за подключение), которое при схожих обстоятельствах подлежало передаче МУП г. Сочи «Водоканал», в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости за подключение (технологическое присоединение) объекта: жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул.Павла Корчагина, рядом с домом №11 на земельном участке с кадастровым номером № к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
11.08.2021 года истцом в адрес ответчика направлена претензия № 08.2.1/6877 с требованием оплаты стоимость за технологическое присоединение объекта строительства в размере, указанном в настоящем иске. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором претензия была вручена ответчику. Претензия со стороны ответчика оставлена без ответа.
В судебном заседании представитель истца Федорова Е.В. заявленные требования поддержала сославшись на доводы иска, просила их удовлетворить. Кроме того, представила письменные возражения на заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, ссылаясь на положения п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также указывает, что истцу стало известно о нарушении своего права после прошедшей на Предприятии прокурорской проверки по исполнению законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса в деятельности Предприятия по заключению договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения. По итогам проведённой проверки, прокуратурой г. Сочи 13.05.2019 г. было вынесено представление об устранении выявленных нарушений норм действующего законодательства РФ, которое в силу требований ст. 6 Федерального закона от 17,01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», подлежит обязательному исполнению. Принимая во внимание дату получения представления прокуратуры города Сочи, которая определена 13.05.2019, и применяя правила исчисления сроков исковой давности, установленные нормой ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности истекает 13.05.2022. Кроме того, по результатам проведенной прокуратурой города Сочи проверки исполнения законодательства в области водоснабжения и водоотведения, Прокурором Центрального района г. Сочи было утверждено обвинительное заключение в отношении директора МУП г. Сочи «Водоканал» <данные изъяты> С.Л. по уголовному делу по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285, п. «в» ч. 3 ст. 286, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 285, ч. 1.1 ст. 293, ч. 3 ст. 285 УК РФ. Приговором Центрального районного суда г. Сочи от 27.04.2021 бывший директор МУП г. Сочи «Водоканал» <данные изъяты> СЛ. признан виновным в совершении указанных преступлений. Приговором был установлен в том числе факт незаконного заключения договора № от 21.12.2017 г.. Таким образом, МУП г. Сочи «Водоканал» с должной степенью достоверности узнало о нарушении прав и законных интересов по заключенному с ответчиком договором № от 21.12.2017, с момента вступления в силу Приговора Центрального районного суда г.Сочи от 27.04.2021, а именно, 01.06.2021. Принимая во внимание дату вступления Приговора Центрального районного суда г.Сочи от 27.04.2021 в силу, которая определена 01.06.2021, и которым был установлен факт незаконного заключения директором Предприятия <данные изъяты> С.Л. договора № от 21.12.2017, то с учетом правил исчисления сроков исковой давности установленных нормой ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, крайняя дата истечения срока исковой давности по заявленному требованию определяется 01 июня 2024 г..
Ответчик Абдыгафаров Р.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, процессуальные права реализовал участием в судебном разбирательстве представителя Давлатяна Б.А., который в судебном заседание, иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью по доводам, изложенным в письменных отзывах. В обосновании сослался на обстоятельства пропуска истцом срока исковой давности, который следует исчислять с даты заключения договора, соответственно срок исковой давности истек 21.12.2020 года, а истец обратился с иском спустя более чем 1 год после истечения срока давности, а также на доводы изложенные в письменных отзывах, в которых указала, что на дату заключения договора 21.12.2017 года у истца отсутствовали утвержденные и действующие в установленном порядке тарифы на подключение (технологическое присоединение), в связи с чем исковые требования и произведенный истцом расчет суммы иска являются необоснованными, обращаясь в суд с иском о взыскании платы за подключение МУП г. Сочи «Водоканал» нарушает ст.10 ГК РФ и злоупотребляет своим правом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Суд, изучив объяснения сторон данные в письменной форме, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в дело копий, а также объяснений сторон суд установил, что 21.12.2017 года между истцом (МУП города Сочи «Водоканал») и ответчиком Абдыгафаровым Р.А. был заключен договор № о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, а именно жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул.Павла Корчагина, рядом с домом №11 на земельном участке с кадастровым номером № к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на основании выданных Технических условий от 21.12.2017 г. (приложение № 1 к договору ).
По условиям договора истец принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение —11,0 куб. м/сутки; водоотведение —11,0 куб. м/сутки.
В настоящее время объект подключения получает возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объёмах, абонентом осуществляется оплата за поставленный коммунальный ресурс.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления заказчика подключения в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 15 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с положениями статьи 18 Закона о водоснабжении технологическое присоединение может быть исключительно платным.
По смыслу пункта 94 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013-№ 644, именно организация водопроводно-канализационного хозяйства готовит и направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение), утверждаемых для организаций водопроводно-канализационного хозяйства органами регулирования после утверждения инвестиционной программы (статьи 31, 33, 40 Федерального закона № 416-ФЗ), либо индивидуальной платы, установленной регулирующим органом (пункт 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406).
При этом в части 4 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В соответствии с пунктом 101 Правил № 644 при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Постановлением администрации города Сочи от 08.12.2017 № 2107 для МУП г. Сочи «Водоканал» были установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения города Сочи, которые начали действовать с 01.01.2018 (пункт 8 названного постановления) в соответствии со сроком начала реализации инвестиционной программы истца на 2018 - 2022 годы.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406, при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Истец в обосновании требований ссылается на п. 1.6 постановления Администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 г. «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № 11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Водоканал».
Суд критически оценивает в этой части доводы истца, поскольку п.1.2. постановления администрации г.Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 утверждено Решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 4 декабря 2017 года N 7/2016-в "О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 13 ноября 2015 года N 9/2015-в "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2018 годы" (приложение N 2).
А также п.1.6. этого же постановления утверждено Решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 4 декабря 2017 года N 11/2017-в "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" (приложение N 6).
Вместе с тем п.8 этого же постановления администрации г.Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 установлено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 пункта 1 постановления, вступающих в силу с 1 января 2018 года.
Соответственно доводы истца об установлении и действии тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи «Водоканал» на момент заключения договора от 21.12.2017 г. с ответчиком Абдыгафаровым Р.А., судом отвергаются, как не соответствующие действовавшим во время возникновения спорного правоотношения правовым нормам.
Соответственно на момент заключения между МУП г.Сочи «Водоканал» и ответчиком спорного договора о подключении (21.12. 2017 года) у истца. отсутствовали утвержденные и действующие в установленном порядке тарифы на подключение (технологическое присоединение), а, следовательно, отсутствовала возможность формирования и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) для включения в раздел V спорного договора о подключении.
За установлением индивидуальной платы истец в орган регулирования не обращался, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В силу части 14 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, кроме платы за подключение, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
При этом, проект спорного договора о подключении (технологическом присоединении) в обозначенной редакции без платы за подключение подготовлен самим истцом и представлен ответчику для подписания.
Спорный договор исполнен сторонами в полном объеме, объект ответчика в установленном порядке подключен (технологически присоединен) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения города Сочи без замечаний и возражений со стороны истца, что подтверждается представленными в материалы дела заключенным договором, согласованным истцом, и техническими условиями, подготовленными и подписанными истцом, а также фактом выдачи абонентской книжки выданной МУП г.Сочи «Водоканал», кроме того суд принимает во внимание доводы сторон о фактическом исполнении заключенного договора, а также пользование на настоящее время коммунальными ресурсами водоснабжения и водоотведения в вышеуказанном доме на настоящее время.
Соответственно истцом с ответчиком было достигнуто соглашение, заключены сделки, договор о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения и договор на водоснабжение и водоотведение, в соответствии с которыми объект ответчика в штатном режиме был технологически подключен к коммунальным сетям и снабжается истцом ресурсами из централизованных сетей водоснабжения и (или) водоотведения в пределах подключаемой нагрузки, установленной спорным договором о подключении (технологическом присоединении).
Самим истцом в адрес ответчика подготовлены, представлены и согласованы все документы, установленные Правилами № 644, подтверждающие правомерность подключения объекта ответчика к централизованным системам водоснабжения и водоотведения города Сочи, надлежащих доказательств обратного материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства, в том числе, заключение истцом в последующем договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении объекта ответчика, свидетельствуют о том, что на момент заключения спорного договора при отсутствии у истца инвестиционной программы по выполнению мероприятий по развитию (модернизации) централизованных сетей водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на подключение, у истца имелась техническая возможность подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения объекта ответчика и свободная мощность, необходимая для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекта ответчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства РФ N 645 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Стоимость платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ответчика к централизованной системе холодного водоснабжения в соответствии с требованием части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" рассчитывается путем произведения величины заявленной заказчиком подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и действующего тарифа на подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 данной статьи, ничтожны.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно подпункту ж) пункта 12 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - типовой договор), заказчик обязан внести плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения в размере и сроки, которые предусмотрены данным договором.
Разделом V типового договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) урегулирован посредством отсылки к приложению N 4, которое содержит указание и порядок расчетов в зависимости от необходимости провести мероприятия по созданию (реконструкции) объектов централизованной системы холодного водоснабжения, не связанные с увеличением мощности централизованной системы холодного водоснабжения, и связанные с таковой.
При этом, во втором случае в приложении указывается конкретная сумма платы за подключение (технологическое присоединение) по договору, установленная индивидуально решением органа регулирования тарифов.
В договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения от 01.12.2017 г. № ТУ/464 указанные условия отсутствуют.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения о неосновательном обогащении ответчика за счет истца по основаниям положений ст.1102,1103 ГК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Применительно к вышеприведенной норме, обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий, а именно, если: имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствуют правовые основания для получения имущества, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно. Для возникновения обязательства важен сам факт безвозмездного перехода имущества от одного лица к другому или сбережения имущества одним лицом за счет другого при отсутствии к тому правовых оснований.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
В данном случае исходя из выше изложенного суд пришел к выводу о недоказанности истцом юридически значимых обстоятельств, на которых он основывает заявленные требования.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности к требованиям истца.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Принимая во внимание, что истцом заявлены требования о взыскании неосновательного обогащения, к которым применяется общий трехгодичный срок исковой давности, который исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве, а в данном случае с момента начала исполнения договора, который определяется датой заключения договора, суд приходит к выводу о том, что указанный срок начал исчисляться с 21.12.2017 г. и соответственно истек 21.12.2020 г., а с настоящим иском истец обратился в суд 24.02.2022 года. Тем самым установленный законом срок на обращение за защитой нарушенного права истцом пропущен.
Доводы истца об иных датах для начала течения срока исковой давности по данному спору не принимаются судом, поскольку истец, являясь самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, юридическим лицом, самостоятельно выступает в гражданских правоотношениях, действуя в своих интересах через свои органы управления.
Ответственность за действия и решения органов управления юридического лица несет само юридическое лицо в гражданских правоотношениях с другими лицами.
Обстоятельства на которые ссылается истец, как то, проведенная проверка прокуратуры г.Сочи по соблюдению действующего законодательства в 2019 г., а также состоявшийся приговор Центрального районного суда г.Сочи от 27.04.2021 г., установивший виновность бывшего директора организации истца МУП г.Сочи «Водоканал» в совершении преступлений предусмотренных ч.3 ст.285, п. «в» ч.3 ст.286, ч.1 ст.286,ч.1 ст.285, ч.3 ст.285 УК РФ, вступивший в законную силу 01.06.2021 г., не имеют преюдициального значения в смысле положений ст.61 ГПК РФ при разрешении настоящего дела, а также не являются основанием для установления иной даты начала течения срока исковой давности по данному спору.
При этом суд учитывает, что по вышеуказанному уголовному делу МУП г.Сочи «Водоканал» являлось потерпевшим от признанных преступными действий <данные изъяты> С.Л. в период заключения им договоров на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи «Водоканал» вследствие чего приговором суда установлены обстоятельства неполучения этим предприятием прибыли в общей сумме 823 865 551,11 рублей. Истец не лишен права обращения за судебной защитой признанного нарушенным права в соответствии с вышеуказанным приговором суда, установившего виновность конкретного лица в причинении вреда организации истца.
При установленных обстоятельствах оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст.68 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, в том числе вследствие пропуска истцом срока исковой давности.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не подлежат взысканию в пользу истца с ответчика понесенные истцом судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░13 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 25 ░░░ 2022 ░..
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.