дело в„– 2Р°-3766/2019 РЈРР” 76RS0014-01-2019-002274-92 РёР·Рі. 01.10.2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
01 октября 2019 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фрунзенского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по Ярославской области о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Фрунзенского района Рі. Ярославля, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РїСЂРѕСЃРёР» признать информацию, размещенную РІ информационно-коммуникационной сети Рнтернет РїРѕ адресу www.medspravki-yaroslavl.ru, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, направить решение СЃСѓРґР° РІ Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Рё Управление Роскомнадзора РїРѕ Ярославской области для включения доменных имен указанных сайтов РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой в ходе проведения проверки были выявлен сайт www.medspravki-yaroslavl.ru, содержащие находящуюся в свободном доступе информацию о продаже медицинских документов (медицинских справок, листков нетрудоспособности). Указанные сайты предлагают получение медицинских документов различным категориям граждан без прохождения установленной законом процедуры получения медицинских документов, распространение которых в соответствии с действующим законодательством в РФ запрещено под угрозой уголовного наказания.
В судебном заседании прокурор Мельников А.С. исковые требования поддержал.
Представители административных ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), Управления Роскомнадзора по Ярославской области, ответчик Зуев В.В., извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа, статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации – за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Р’ силу Рї. 2 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» основаниями для включения РІ единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Ограничение доступа к информации, в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации на территории Российской Федерации не может противоречить действующему законодательству.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу осуществления незаконной деятельности.
РџРѕ делам Рѕ признании указанной информации размещенной РІ сети Рнтернет, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети Рнтернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной РІ сети Рнтернет, запрещенной.
Основы приобретения медицинских справок в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 № 441н, которым утвержден «Порядок выдачи медицинским работникам справок и медицинских заключений».
РР· материалов гражданского дела следует, что РЅР° сайте РІ сети В«Рнтернет» РЅР° сайте www.medspravki-yaroslavl.ru размещена информация Рѕ продаже медицинских документов (медицинских справок, листков нетрудоспособности, медицинских заключений) Р·Р° плату без прохождения установленной законом процедуры получения медицинских документов, без медицинского обследования.
Доступ к указанному сайту не ограничен, сайты свободны к посещению пользователей, информация не ограничена к копированию и распространению любым пользователем.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Пунктом 3 статьи 78 вышеуказанного Федерального закона установлено, что медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений установлено, что справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с пунктом 7 Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Таким образом, прямой запрет закона на осуществление указанных действий и положения Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются основаниями для признания информации, размещенной на данных сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Наличие в свободном доступе на указанном сайте предложений о получении за денежные средства медицинских справок нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок, распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения и безопасности дорожного движения, о противодействии коррупции, и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в установленном законом порядке, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и естественной нравственности.
Признание вышеуказанной информации информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, влечет последующее включение Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ соответствии СЃ Рї.Рї. 1, 2, 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„–149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» Рё Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 16.03.2009 в„– 228 «О Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций» РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Признать информацию, размещенную РІ информационно-коммуникационной сети Рнтернет РїРѕ адресу www.medspravki-yaroslavl.ru, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Направить решение СЃСѓРґР° РІ Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Рё Управление Роскомнадзора РїРѕ Ярославской области для включения доменного имени сайта www.medspravki-yaroslavl.ru РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья В.В.Барышева