№ 2а-761/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 27 октября 2017 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Тарасовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-761/2017 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Актабаеву Николаю Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Актабаеву Н.А. о взыскании налога на имущество с физических лиц за 2012 год в сумме 680 рублей 06 копеек, транспортный налог за 2012 год в сумме 1 900 рублей 00 копеек и пени в сумме 44 рубля 38 копеек, налог на имущество за 2015 год в сумме 780 рублей и пени в сумме 12 рублей 53 копейки, всего 3 416 рублей 97 копеек.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик в 2012, 2015 годах являлся собственником квартиры по адресу: <адрес>, площадью 118,4 кв.м., кадастровый №. Актабаев Н.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, за 2012, 2015 года ему начислен налог на имущество, были направлены налоговые уведомления, однако в установленный законом срок налог не уплачен. Для оплаты налога и пени заказным письмом с уведомлением о вручении было направлены требования № 42335 от 19.11.2013 года, № 25645 от 12.12.2016 года.
Кроме того, административный ответчик в 2012 году являлся собственником транспортных средств: <данные изъяты>. Актабаев Н.А. является плательщиком транспортного налога, за 2012 год ему начислен транспортный налог в размере 1 900 рублей. На уплату транспортного налога ответчику было направлено налоговое уведомление, в установленный законом срок транспортный налог не уплачен, для оплаты налога и пени ответчику было направлено требование; поскольку в установленные законом сроки налог не уплачен, ему на дату выставления требования начислены пени в размере 44 рубля 38 копеек.
11.04.2017 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Актабаева Н.А налога на имущество с физических лиц за 2012 год в сумме 680 рублей 06 копеек, транспортного налога на 2012 год в сумме 1 900 рублей 00 копеек и пени в сумме 44 рубля 38 копеек, налога на имущество за 2015 год в сумме 780 рублей и пени в сумме 12 рублей 53 копейки, всего 3 416 рублей 97 копеек. 23 мая 2017 года судебный приказ был отменен на основании возражений административного ответчика. До настоящего времени ответчик транспортный налог, налог на имущество не уплатил. Ссылаясь на положения статей 31, 48, 75 НК РФ, административный истец просит удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания посредством СМС – уведомления, направил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока давности по требованию о взыскании налогов за 2012 год, также указал, что он, являясь пенсионером с 2014 года, освобожден от уплаты налога на имущество за 2015 год.
Суд, рассмотрев административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Приходя к такому выводу суд, исходит из следующего:
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи.
Плательщиками транспортного налога в соответствии с нормами ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы соответственно транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Понятия объектов налогообложения по транспортному налогу определены в п. 1 ст. 338 Налогового кодекса Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст. 1 Закона Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 "О транспортном налоге" ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя, и составляет для грузовых автомобилей мощностью до 100 л.с. – 25 рублей. От уплаты налога освобождены физические лица владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,22 кВт) включительно. Согласно ст. 2 указанного закона в редакции, действующей в период возникновения обязанности по уплате спорного налога, транспортный налог, причитающийся к уплате за налоговый период, подлежал уплате не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административный ответчик в 2012 году являлся владельцем автотранспортных средств: <данные изъяты>. (л.д. 17).
В соответствии с установленными ставками и примененными налоговыми льготами налогоплательщику начислен транспортный налог за 2012 год в сумме 1 900 рублей в отношении грузового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, <данные изъяты> г.в., мощностью 76 л.с. (25х76=1 900 рублей). Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 229780 со сроком уплаты до 15.11.2013 года (л.д. 15), отправлено согласно почтовому реестру 29.03.2013 года.
Административный ответчик с 2008 года, в том числе в 2012, 2015 годах, являлся собственником квартиры (доля в праве <данные изъяты>) по адресу: <адрес>, площадью 118,4 кв.м. (л.д. 18).
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе жилые дома, жилые помещения (квартира, комната), в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговые ставки для исчисления налога на имущество в отношении жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест установлены Решением Ялуторовской Городской думы от 26.11.2014 г. № 27-VI «О налоге на имущество физический лиц в муниципальном образовании город Ялуторовск»: суммарная стоимость объектов налогообложения (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300 000 рублей включительно – ставка налога 0,1%, свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно – 0,2 %, свыше 500 000 рублей – 0,35%.
В соответствии с установленными налоговыми ставками и стоимостью имущества налогоплательщику начислен налог на имущество за 2012 год исходя из стоимости имущества – 680 057 рублей - 680 рублей 06 копеек со сроком уплаты до 01.11.2013 года (л.д. 15), за 2015 год (стоимость имущества – 780 025 рублей) - 780 рублей со сроком уплаты до 01.12.2016 года (л.д. 16).
Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления № 229780 – за 2012 год (л.д. 15) направлено согласно почтовому реестру 29.03.2013 года, № 104191911 - за 2015 год (л.д. 16) направлено 07.10.2016 года, доказательств уплаты налога в установленный срок налогоплательщик не представил.
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок налогоплательщику были направлены требования № 25645 в отношении налога на имущество за 2015 год со сроком уплаты налога и пени до 14 февраля 2017 года, направлено 28 декабря 2016 года (л.д. 11), требование № 42335 в отношении налога на имущество и транспортного налога за 2012 год (л.д. 12) со сроком уплаты налога и пени до 31.12.2013 года, направлено 21.11.2013 года.
Почтовые отправления были направлены по месту жительства налогоплательщика по адресу: <адрес>, как следует из копии паспорта административного ответчика, он зарегистрирован по указанному адресу с 05.10.1993 года.
В силу абз. 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Разрешая заявленные требования и оценивая доводы налогоплательщика, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, суд руководствуется следующим:
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. В соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, если налогоплательщик не подал заявление о предоставлении льготы в течение налогового периода, то он лишается права воспользоваться названной льготой за указанный налоговый период.
При этом допускается возможность обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении льготы за текущий налоговый период в последующих налоговых периодах.
В данном случае перерасчет суммы налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (пункт 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Актабаев Н.А., став пенсионером ДД.ММ.ГГГГ, обращался в спорный налоговый период (2015 год) к административному ответчику с подобного рода заявлением.
С учетом вышеуказанной правовой позиции законодателя, право на предоставление налоговой льготы по спорному налоговому периоду за 2015 год на дату начисления недоимки и пени по налогу на имущество у налогоплательщика не имелось.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Поскольку факт направления налоговым органом уведомления (требования) по адресу регистрации налогоплательщика подтвержден соответствующими реестрами, имеющимися в материалах административного дела, указанные документы считаются полученными налогоплательщиком в срок, определенный в законе.
Истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику налоговых уведомлений и требований по уплате транспортного налога за 2012 год, налога на имущество за 2012, 2015 годы.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Названным абзацем установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что 26 апреля 2017 года мировому судье поступило заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности на налогам, а 23 мая 2017 года и.о. мировой судья судебного участка № 2 Ялуторовского судебного района города Ялуторовска Тюменской области отменил судебный приказ о взыскании транспортного налога и налога на имущество, по поводу которых возник спор, разъяснив налоговому органу право на обращение в районный суд с требованиями о принудительном взыскании налоговой недоимки и пеней (л.д. 21).
Таким образом, срок обращения административного истца в суд с требованиями об уплате спорных налогов, общая сумма которого за 2012 год не превышает 3 000 рублей (1 900 + 680,06+15,69) (л.д. 12), по требованию со сроком уплаты до 31.12.2013 года, истекает 31.12.2016 года.
Однако, в связи с выставлением требования об уплате № 25645 на сумму 780 рублей в отношении налога на имущество за 2015 год от 12.12.2016 года со сроком уплаты до 14.02.2017 года, сумма задолженности превысила 3 000 рублей. Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 19.04.2017 года (л.д. 13), а после отмены судебного приказа (определение от 23.05.2017 года), в районный суд – 28.08.2017 года, т.е. срок на обращение в суд соблюден.
В соответствии с нормами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1), сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку административный ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога, то налоговым органом обоснованно начислены пени с учетом положений ст. 75 НК РФ.
Административным ответчиком доказательств исполнения обязанности по уплате налогов не представлены, расчеты по начислению транспортного налога, налога на имущество, пени не оспорены, учитывая то обстоятельство, что исковое заявление о взыскании подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
С учетом изложенного требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. С административного ответчика надлежит взыскать 400 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Актабаеву Николаю Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени – удовлетворить.