Решение по делу № 2а-3396/2020 от 27.08.2020

Дело № 2а-3396/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года                                         г. Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бабушкина С.А.,

при секретаре                               Лихановой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонгард ФИО53 к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Леонгард С.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления.

В обоснование требований указала, что является собственником <адрес> в <адрес>. Решением межведомственной комиссии Администрации города Бийска в 2017 году указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 21.12.2017 года № 3047 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. После того, как срок проведения работ по сносу дома истек 01 января 2019 года, они неоднократно обращались в Администрацию города Бийска с письменными обращениями по вопросу принятия решения по изъятию земельного участка их жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В ответ на обращения собственников помещений административный ответчик лишь незаконно продлил срок для выполнения работ по сносу дома: постановлением от 12.08.2019 года № 1327 срок выполнения работ по сносу дома был продлен до 01.01.2022 года.

Постановление Администрации города Бийска от 12.08.2019 года № 1327 издано с нарушением ст. 32 Жилищного кодекса РФ, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Установленный срок до 01.01.2022 года является неразумным, так как техническое состояние многоквартирного дома оценивается, как аварийное, проживание в доме грозит жизни и здоровью.

Просят признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1327 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 21.12.2017 года № 3047 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.

Административный истец Леонгард С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, на доводах и по основаниям иска, дала аналогичные пояснения. Дополнительно указала, что о постановлении узнала только 29.06.2020 года и получила его на руки. Многоквартирный дом с 2017 года не ремонтировался и пришел еще в более аварийное состояние.

Представитель административного истца Костенков А.Г. в судебном заседании требования административного иска поддержал, суду дал аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика Администрации города Бийска Сагадеева Д.С., в судебном заседании требования истца не признала на доводах и по основаниям письменного отзыва, дополнительно пояснила, что срок сноса дома продлен из-за отсутствия в бюджете денежных средств. Срок переноса сноса дома продлен на три года, без определения конкретных работ в этот срок и соответствует ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. При отсутствии законодательно определенного понятия «разумного срока» устанавливаемый собственникам срок для сноса или реконструкции дома обоснованно определен, исходя из финансовой возможности органа местного самоуправления, реализовать процедуру изъятия жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд. Постановлением Администрации города Бийска от 21 ноября 2019 года № 2070 утверждена муниципальная адресная программа «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы». В данную программу включен многоквартирный дом № 43в по ул. Аркадия Гайдара в г. Бийске, срок реализации программы в отношении указанного дома определен 2027 годом. Оспариваемое постановление права и охраняемые законом интересы собственников помещений многоквартирного дома не нарушает.

В судебном заседании заинтересованные лица – Потешкина И.Ю., Дорофеева Л.П., Языкова А.П., Трусова О.И., Носкова О.А. требования административного иска поддержали, просили их удовлетворить, указывая, что проживание в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Аркадия Гайдара, 43в, опасно для жизни и здоровья, установленный Администрацией города Бийска новый срок для проведения работ по сносу дома является неразумным, нарушает их жилищные права.

Заинтересованные лица Казанцева Г.Ш., Образцова А.А., Икина О.М., Дорофеев А.А., Русанов С.В., Выходцева А.П., Терских А.Е., Терских А.Е., Тихонова О.И., Шепелева Н.В., Новожилова И.А., Новожилова Е.Е., Новожилова Е.А., Плотников А.В., Потешкин М.Д., Соколова Г.Я., Попова Н.М., Бочкарева К.А., Трусов П.Е., Озерова Ю.В., Махайлов М.В., Черемисина И.О., Харитонова А.А., Баранов А.А., Платохин А.В., Платохин В.В., Прокопенко В.А., Куликов С.В., Носкова А.А., Носков И.О., Кисилев В.С., Терентьев Ю.П., Коробова М.И., Леонгард В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ст.ст.150, 152 КАС РФ определил провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Леонгард С.В. является на праве общей совместной собственности собственником жилого помещения по адресу: <адрес>

В соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной Войны от 14.12.2017 года № 638 выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: г. Бийск, ул. Аркадия Гайдара, 43в, аварийным и подлежащим сносу.

На основании постановления Администрации города Бийска от 21.12.2017 года № 3047 многоквартирный дом по адресу: г<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (п.1). Пунктом 2 данного постановления собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. В п. 4 разъяснено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в п. 2 данного постановления, не осуществили снос многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Постановлением Администрации города Бийска от 12.08.2019 года № 1327 внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 21.12.2017 года № 1327 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», расположенного по адресу: <адрес>, в п. 2 постановления слова «до 01 января 2019 года» заменены словами «до 01 января 2022 года».

Указанный многоквартирный жилой дом включен в муниципальную адресную программу «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», утвержденную постановлением Администрации города Бийска от 21 ноября 2019 года № 2070.

Административный истец, полагая, что новые сроки отселения и сноса не соответствуют принципам разумности, обратились за судебной защитой.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Часть 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Как установлено по делу, срок сноса многоквартирного дома был установлен административным ответчиком до 01 января 2019 года, затем перенесен до 01 января 2022 года.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства: фотоматериалы, заключение ООО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № 43в по ул. Аркадия Гайдара в г. Бийске от 2017 года № 199-2017-ТЗ, показания свидетеля Николаевой Н.Н., главного специалиста ООО «Промгражданпроект», которая в судебном заседании показала, что после осмотра дома в 2017 году было дано техническое заключение, которым дом признан аварийным и подлежащим сносу, в 2020 году при осмотре дома было установлено, что жилой дом не ремонтировался, увеличились трещины в стенах и состояние дома значительно ухудшилось и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, пояснения заинтересованных лиц (собственников) о том, что многоквартирный дом представляет угрозу обрушения, в результате которой может быть причинен вред жизни и здоровью, имуществу собственников помещений и неопределенного круга лиц.

Так, согласно заключению ООО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № 43в по ул. Аркадия Гайдара в г. Бийске от 2017 года № 199-2017-ТЗ. Многоквартирный дом 1974 года постройки. При визуальном осмотре было обнаружено: изнутри подпольного пространства наблюдается разрушение бетона плит пола объемных блоков, обнаружено и корридирование арматуры; - в наружных стеновых панелях местами имеются трещины, раскрытием до 0,3 см, сколы, места разрушения бетона, обнаружение корродирования арматуры; - в нескольких объемных блоках наблюдаются прогибы потолков величиной до 1/50 пролета (что значительно более допустимого значения 1/150). Из-за прогиба перекрытий внутренние перегородки деформированы, имеют перекосы дверных проемов, блоки установлены друг на друга без дополнительного перекрытия, что недопустимо; - в помещениях и лестничных клетках на потолках второго этажа имеются многочисленные места протечки, следу вздутия и отшелушивания защитного бетонного слоя; - отсутствие утеплителя в швах между блоками-комнатами, в результате стены продуваются и промерзают. Швы местами заполнены монтажной пеной, в зазорах между стенами обитают крысы; - из-за промерзания стен, на стенах, в углах, на полах, на мебели внутри помещения везде черная плесень; - из-за отсутствия вентиляции в помещениях ощущается повышенная влажность, запах сырости и плесени.

В 2014 году жилой дом попал в зону подтопления, уровень воды находился выше уровня пола первого этажа. Жители жалуются, что у жителей дома повышенная заболеваемость органов дыхания.

Стены местами имеют расслоение, разрушение наружной версты кладки стен по всей высоте здания с выпадением отдельных кирпичей, трещины в кладке, отслоение, разрушение штукатурного слоя снаружи и внутри здания, места штукатурка полностью отсутствует; - под перекрытие установлено усиление из стальных швеллеров с заделкой его опорных частей во внутренние стены. Под местами опирания конструкции усиления имеются трещины, пересекающие более 4-х рядов кладки; - местами значительное выпучивание внутренних стен, сильное отклонение от вертикальной плоскости; - замачивание внутренних поверхностей стен в результате протекания кровли.

Категория технического состояния наружных и внутренних стен центральной части здания характеризуется деформациями и повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасностью внезапного обрушения и оценивается как аварийное.

Перекрытие – между стальными балками усиления и плитами перекрытия наблюдается зазор, образовавшийся вследствие проседания конструкций перекрытий и стального усиления, стык между плитами в коридоре снизу закрыт досками, доски разрушаются и в пространстве обитают крысы; замачивание плит перекрытий атмосферными осадками в результате протекания кровли, отслоение и разрушение отделочного слоя, поражение плесенью, выколы.

Категория технического состояния перекрытия центральной части здания характеризуется деформациями и повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасностью внезапного обрушения и оценивается как аварийное.

С учетом приведенных обстоятельств специалист ООО «Промгражданпроект» сделал вывод о том, что дом является аварийным, не пригодным для проживания, подлежащим сносу.

Представленные административным истцом в судебное заседание фотографии, сделанные на день обращения в суд с иском, свидетельствуют о том, что с 2017 года, когда было составлено указанное заключение, техническое состояние многоквартирного дома по адресу: г<адрес>, увеличились трещины в стенах, периодически происходит обрушение оштукатуренного слоя потолка и стен, проживание в доме опасно.

Заинтересованными лицами представлены медицинские документы (справки, выписки) о том, что жители дома Новожилова Е.Е. состоит на учете, Тарабрин И.О., Потешкин М.Д., Куликова В.С., Куликов М.С., Шипулина П.В., Казанцева Г.Ш. часто болеющие дети острыми инфекциями дыхательных путей, легочными заболеваниями.

Согласно протоколу измерений параметров микроклимата №27027 от 09.10.2020 года ФЗУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» относительная влажность в <адрес> составляет 67,4%, при норме 60%.

Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что проживание в многоквартирном доме по адресу: г<адрес> угрожает жизни и здоровью собственников помещений и третьих лиц, а установленный срок сноса дома является неразумным.

Суд считает, что Администрацией города Бийска в данном случае не доказана разумность установленного постановлением от 12 августа 2019 года № 1327 срока сноса многоквартирного дома - 01 января 2022 года, при этом учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Признавая неразумным установленные сроки сноса многоквартирного дома по адресу: г<адрес> суд исходит из того, что столь длительный срок сноса нарушает права и интересы административных истцов и заинтересованных лиц, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья по причине его критического состояния, может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

Суд, также находит несостоятельными доводы административного ответчика, обосновывающего установленный срок мероприятиями по включению многоквартирного дома в перечень объектов муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в период с 01.01.2019 года (установленной даты для сноса многоквартирного дома) по 12.08.2019 года (принятия оспариваемого постановления о переносе срока) административным ответчиком не принимались меры предусмотренные ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, суд с учетом приведенных обстоятельств считает, что административным ответчиком, в нарушение ч. 11, п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, не доказана законность постановления от 12 августа 2019 года № 1327 в части установления нового срока сноса многоквартирного дома, право административного истца и заинтересованных лиц на восстановление их жилищных прав в разумный срок нарушено.

Административные исковые требования Леонгард С.В. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, постановления Администрации города Бийска от 21.12.2017 года № 3047 признание оспариваемого постановления незаконным будет достаточным для восстановления нарушенного права административного истца.

Срок обращения с административным иском в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административными истцами не нарушен, так как о нарушении своего права истец узнала при получении постановления 29.06.2020 года, данный административный иск подан в суд 27.08.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.176–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Леонгард ФИО54 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1327 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 21 декабря 2017 года № 3047 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья                                                                    С.А. Бабушкин

2а-3396/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонгард Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация города Бийска
Другие
Трусова Павла Евгеньевича
Черемисина Ирина Олеговна
Тихонова Олег Иванович
Баранов Александр Анатольевич
Плахотин Василий Владимирович
Русанов Сергей Васильевич
Дорофеев Александр Анатольевич
Носкова Алина Алексеевна
Терских Алексей Евгеньевич
Плахотин Андрей Васильевич
Попова Надежда Михайловна
Озерова Юлия Викторовна
Кисилева Виктория Сергеевна
Костенков Александр Германович
Казанцева Галина Шораевна
Коробова Мария ивановна
Дорофеева Лидия Павловна
Харитонов Алексей Алексеевич
Носкова Олеся Александровна
Трусова Ольга Ивановна
Терских Артем Евгеньевич
Куликов Сергей Владимирович
Михайлов Максим Викторович
Выходцева Анжелика Петровна
Бочкарева Ксения Александровна
Икина Ольга Минехатовна
Соколова Галина Яковлевна
Леонгард Виктор Александрович
Потешкина Ирина Юрьевна
Информация скрыта
Языкова Алина Павловна
Новожилова Ирина Андреевна
Терентьев Юрий Павлович
Образцов Александр Алексеевич
Плотников Анатолий Викторович
Шепелева Наталья Васильевна
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Бабушкин Сергей Александрович
Дело на странице суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2020Предварительное судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее