УИД: 51RS0003-01-2024-000365-26
Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2024 года
Дело № 2-754/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2024 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Якуповой М.Б.,
с участием:
представителя истца Яковлевой М.И.
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворовой Елены Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», войсковой части 06982 о защите нарушенных трудовых прав,
установил:
Суворова Е.В. обратилась в суд с иском к филиалу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», войсковой части 06982 о защите нарушенных трудовых прав.
В обоснование иска указано, что истец работает в войсковой части 06982 в должности сторож КСО. В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» ей выплачивалась премия. Работодателем нарушаются ее права, поскольку включение премии в минимальный размер оплаты труда нивелирует и обнуляет суть премии как дополнительного материального стимулирования, поскольку фактически она данной премии не получает.
С учетом уточнения просила взыскать с войсковой части № 06982 через лицевые счета филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» доплату до МРОТ в размере 32 533 рублей 48 копеек за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, судебные расходы в размере 8500 рублей.
Истец не явилась, извещена, представитель истца в судебном заседании поддержала требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» и филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» -«2 финансово-экономическая служба» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Заявили о пропуске срока обращения в суд.
Представитель ответчика войсковой части 06982 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просил в иске отказать, заявил пропуск срока.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Суворова Е.В. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № работает в войсковой части 06982 в должности сторож КСО (л.д. 12-15).
По условиям пункта 4.1 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад в размере 3710 рублей; районный коэффициент к заработной плате – 1,5, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (80%), компенсационные и стимулирующие выплаты согласно приказу Министра Обороны Российской Федерации 2008 года № 555, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора (п. 4.2 договора), премия согласно действующему положению о премировании (п. 4.2.1 договора); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (п. 4.2.2 договора); доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за условия труда: за работу в ночное время в размере 35%, за выслугу лет в воинских частях и предприятиях Министерства обороны Российской Федерации (п. 4.2.3 договора).
Выплата заработной платы производится в сроки и в порядке, установленных коллективным договором (п. 4.3 договора).
Приказом командира войсковой части 06982 от 14.02.2023 № ФИО6 уволена с 28.02.2023 по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с выходом на пенсию.
В соответствии с дополнительным соглашением № к трудовому договору (контракту) от ДД.ММ.ГГГГ Суворова Е.В. ознакомлена под роспись с результатами специальной оценки условий труда, утвержденными сводным отчетом от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчетом специальной оценки условий труда на рабочем месте сторожа команды сторожевой охраны (г.Мурманск) условия труда признаны допустимыми (2 класс). Работник имеет право на получение гарантий по занимаемой должности в соответствии с результатами проведенной специальной оценки условий труда и Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 43).
Дополнительным соглашением № от 8 октября 2020 г. ФИО7 с 1 октября 2020 г. Установлен должностной оклад в размере 6706 рублей 00 копеек(л.д. 44).
Сменная работа по должности истца введена дополнительным соглашением № от 24 мая 2021 г. (л.д. 45).
В соответствии с дополнительным соглашением № от 17 октября 2022 г., с 1 октября 2022 г. Суворовой Е.В. установлен должностной оклад в размере 6975 рублей 00 копеек (л.д. 47)
Приказом командира войсковой части 06982 от 15.06.2023 № Суворова Е.В. уволена с 29 июня 2023 года по инициативе работника – п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с выходом на пенсию (л.д. 56).
Приказом командира войсковой части 06982 от 03.08.2023 № Суворова Е.В. принята с ДД.ММ.ГГГГ на вакантную должность сторожа команды сторожевой охраны (г.Мурманск) (л.д. 57).
С работником заключен трудовой договор № от 03.08.2023 на аналогичных условиях (л.д. 48-53).
Дополнительным соглашением к нему от 23.10.2023 № работнику установлен должностной оклад в размере 7359 рублей 00 копеек (л.д. 54).
В соответствии с приложениями №1, №2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлена: 1 тарифная группа; должностной оклад от занимаемой должности в размере 6975 рублей в месяц; процентная надбавка к должностному окладу за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностям и другим местностям с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных) в размере 80%; процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в учреждениях Министерства обороны Российской Федерации в размере 30%.
Согласно расчетным листкам и дополнительным соглашениям оклад составлял с января по июню 2023 – 6975 рублей, с августа 2023 по декабрь 2023 – 7359 рублей.
В ходе рассмотрения сторонами не оспаривалось, что войсковая часть 06982 состоит на финансовом обеспечении в филиале ФКУ ОСК СФ – 2 ФЭС.
На основании приказов от работодателя Суворовой Е.В. в спорный период выплачивалась пропорционально отработанному времени премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Согласно пункту 5.5 Положения о порядке и условиях премирования работников войсковой части 06982, оплата труда работникам войсковой части производится в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 и включает в себя следующие выплаты: должностные оклады (тарифные ставки); выплаты компенсационного характера (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работы, работе в ночное время и при выполнен работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием; выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокий результаты работы, за стаж непрерывной работы и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы), а также премия по результатам работы за месяц, квартал, год за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы (п. 5.9 Положения).
Выплата премии по результатам работы за месяц осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утверждён постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 г.), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял: с 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ – 16 242 рублей в месяц, с 01.01.2024 согласно Федеральному закону от 27.11.2023 № 548-ФЗ - 19 242 рубля.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 (действует с 1 октября 2019 г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с приложением № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Порядок № 1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
Согласно представленной справке - расчету по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС» в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + выслуга лет (30%) + ежемесячная премия + ЕДВ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010.
Таким образом, в исковой период истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Учитывая, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. №1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, указанная выплата не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного, суд приходит, что требования Суворовой Е.В. о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
Оценивая заявление ответчиков о примени положений ст. 392 ТК РФ, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, суд исходит из следующего.
Положением о порядке и условиях премирования работников войсковой части, утвержденным 30.10.2020, предусмотрено, что заработная плата работникам выплачивается в рублях 23 числа за первую половину текущего месяца и 8 числа за вторую половину предыдущего месяца.
Следовательно, о нарушении своих прав о невыплате заработной платы за январь 2023 года истец узнала 08.02.2023, иск подан в суд, в том числе в отношении задолженности за январь 2023 года – 22.01.2024, в связи с чем по уточненным исковым требованиям срок не пропущен.
Размер задолженности согласно расчету ответчика составит 32 533,48 рублей, с учетом НДФЛ.
Сторона истца с данным расчетом согласилась.
Учитывая, что суд не является налоговым агентом, при взыскании заработной платы в судебном порядке налог на доходы физических лиц не может быть исчислен к удержанию (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В силу статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя, которые суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, учитывая категорию спора, представление одним и тем же представителем нескольких истцов, значительное число исков данной категории, поступивших в суд, что свидетельствует о типовом характере спора, принимая во внимание, что финансирование ответчика осуществляется за счет бюджета, определяет в размере 5000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», войсковой части 06982 о защите нарушенных трудовых прав – удовлетворить.
Взыскать с войсковой части 06982 через лицевые счета, открытые в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «2 финансово-экономическая служба», в пользу Суворовой Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, задолженность по заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 32 533 рубля 48 копеек, судебные расходы в размере 5000 рублей 00 копеек.
В удовлетворении требований Суворовой Елены Владимировны о взыскании судебных расходов размере, превышающем 5000 рублей 00 копеек– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Ленинский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В. Мацуева