УИД: 92RS0002-01-2021-001305-66
Дело № 2-1466/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего судьи Блейз И.Г.,
при секретаре Бойко Т.А.,
с участием представителя истца Калашниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матриенко Ю.Н. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Матвиенко А,В., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Матриенко Ю.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третье лицо – Матвиенко А,В., с иском о признании за ней права собственности на жилое помещение общей площадью 21,3 кв.м., жилой площадью 17,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (в ранее выданных документах <адрес>) в порядке приватизации; обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить договор передачи жилого помещения в собственность. В обоснование иска указала, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> в соответствии с договором социального найма жилого помещения №ДСН/19-942 от 16.10.2019, заключенным с истцом на основании распоряжения Департамента капитального строительства г. Севастополя от 16.10.2019 №1311. Жилое помещение предоставлено истцу и ее дочери – Матвиенко А,В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное жилое помещение внесено в Реестр собственности г. Севастополя. С момента вселения в указанное жилое помещение истец и члены ее семьи используют указанное жилое помещение по назначению, зарегистрированы и постоянно проживают в нем, пользуются жилым помещением на условиях договора социального найма, обеспечивают сохранность жилого помещения, несут бремя содержания жилого помещения в надлежащем состоянии, по проведению текущего ремонта и расходы по коммунальным платежам, текущим расходам. Учитывая указанные обстоятельства, истце полагает, что у нее относительно указанного жилого помещения существуют все предусмотренные Законом Украины от 4 сентября 2008 г. №500-VI законные основания для приватизации занимаемой ими комнаты в общежитии: ордер, фактическое проживание в общежитии более 5 лет, отсутствие на праве собственности иного жилья. Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного жилого помещения в собственность, однако решением от 04.03.2020 ответчиком отказано в предоставлении услуги №ОПР/20-19. Основанием для отказа послужило наличие разночтений в адресной части жилого помещения, его площади, а также непредоставление заявителем документов, подтверждающих, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, из всех мест проживания на территории РФ, сведений о технических характеристиках жилого помещения. Также ответчик указал, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. При этом Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя касательно разночтений в адресной части жилого помещения даны разъяснения о том, что адреса: <адрес> и <адрес> являются тождественными и относятся к одному и тому же объекту адресации. Площадь переданного жилого помещения соответствует действительной и арифметически совпадает с площадями, указанными в отказе Департамента капитального строительства г. Севастополя от 04.03.2020.
Обращение истца с заявлением о предоставлении услуги по заключению договора социального найма было обусловлено невозможностью реализации права на приватизацию занимаемой ими комнаты в общежитии без указанной процедуры. С целью реализации права на приватизацию занимаемого истцом жилья, истец вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала с учетом предоставленных суду письменных пояснений, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - Департамента капитального строительства г. Севастополя, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Матвиенко А,В., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
Представители привлеченных судом к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. В направленных суду письменных возражениях Правительство Севастополя просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45, статьи 35 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25.01.2016 №148-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития в Реестр собственности города Севастополя», жилое помещение – комната № в доме <адрес>, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилые помещения общежития.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Матриенко Ю.Н. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третье лицо – Матвиенко А,В., исковые требования Матриенко Ю.Н. удовлетворены, признано незаконным решение Департамента капитального строительства г. Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №ОРН/18-1374; на Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность заключить с Матриенко Ю.Н. договор социального найма жилого помещения – комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>
Указанным решением суда установлено, что истец в спорной комнате по вышеуказанному адресу проживает длительное время – с 2007 года, оплачивает коммунальные услуги. В данное жилое помещение истец вселилась на законных основаниях в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины. В настоящее время получить дубликат либо сведения, подтверждающие предоставление жилого помещения по указанному адресу, не представляется возможным, однако, поскольку истец и члены его семьи в то время вселены в квартиру на основании решения уполномоченного органа, учитывая длительность проживания их в спорном помещении, отсутствие требований об их выселении, суд пришел к выводу, что проживание истца и членов его семьи в спорном помещении обусловлено наличием правоотношений социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из представленного в дело договора социального найма жилого помещения №ДНС/19-942 от 16.10.2019, заключенного между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и Матриенко Ю.Н. на основании распоряжения Департамента от 16.10.2019 №1311-р/2019, вступившего в законную силу решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16.07.2019 по гражданскому делу №, Матриенко Ю.Н. является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя -комнаты, общей площадью 17,6 кв.м., по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение выделено нанимателю и членам ее семьи для проживания в нем и обеспечения предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
Как следует из представленной в материалы дела справки ГУПС ЕИРЦ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> общей площадью 21,3 кв.м., зарегистрированы: наниматель Матриенко Ю.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Матвиенко А,В. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилым помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 1 ФЗ №1541 от 04 июля 1991 г. Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Решением об отказе в предоставлении государственной услуги Департамента капитального строительства г. Севастополя от 04.03.2020 №ОПР/20-19 Матриенко Ю.Н. и Матвиенко А,В. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» ввиду установления наличия разночтений в предоставленных документах, непредоставления документов, необходимых для оказания государственной услуги. Кроме того, указано, что в соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25.01.2016 №148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях.
При этом доводы ответчика, изложенные в указанном решении об отказе, относительно разночтений в адресной части жилого помещения – <адрес> и <адрес> приведенные в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, являются несостоятельными, учитывая, наличие письменных разъяснений Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованных Матриенко Ю.Н., в которых указано, что адрес жилому помещению, расположенному: <адрес> не присваивался. Кроме того указано, что Распоряжением № установлены тождественные верному написанию (Маршала Блюхера) наименования улицы: <адрес> Таким образом, адреса: <адрес> и <адрес> являются тождественными и относятся к одному и тому же объекту адресации. При этом верным написанием адреса является: г<адрес>.
В ответ на судебный запрос ГУПС БТИ письмом от 25.05.2021 №3874 предоставило сведения о том, что по учетным данным архива право собственности на комнату № по <адрес> зарегистрировано в составе здания общежития за государством Украина, в лице Государственного комитета рыбного хозяйства Украины, на основании свидетельства о праве собственности от 21.09.2007.
БТИ обладает информацией о зарегистрированных правах собственности по состоянию на 31.12.2012 (с 01.01.2013 актуальной информации о зарегистрированном праве не имеется в связи с утратой БТИ полномочий по государственной регистрации права собственности и передачей таких полномочий Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя).
Согласно представленной ГУПС БТИ графической части поэтажного плана здания по адресу: <адрес>, с таблицей данных о параметрах жилых комнат в указанном здании, комната №, расположенная на 3м этаже здания, имеет общую и жилую площадь 17,6 кв.м.
В соответствии со ст. 6 ФЗ №1541 от 04 июля 1991 г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона о приватизации).
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ №1541 от 04 июля 1991 г. в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст. 7 ФЗ №1541 от 04 июля 1991 г. право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Истцы участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации не принимал, что подтверждается документами, представленным истцом.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, регистрация гражданина по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, регистрация по месту жительства является формой учета граждан в пределах РФ, носит уведомительный характер. Регистрация лица по месту жительства не является также и определяющим обстоятельством для признания за лицом права пользования жилым помещением и подлежит оценке наряду с другими имеющимися доказательствами.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии с направленными в адрес суда возражениями ответчика, спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду (общежитие), а передача в собственность граждан жилых помещений в общежитиях невозможна в силу ст. 4 ФЗ №1541 от 04.07.1991.
Согласно представленным третьим лицом – Правительством Севастополя - в материалы дела возражениям, ввиду того, что спорный объект входит в состав общежития, право собственности в порядке приватизации за истцом не может быть признано. Кроме того, истец выбрал неверный способ защиты своих прав, требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку спорное жилое помещение не относится ни к государственному, ни к муниципальному имуществу и не может быть передано Департаментом капитального строительства г. Севастополя истцу в порядке приватизации. При этом указанные доводы ответчика и третьего лица суд считает несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства г. Севастополя от 27 сентября 2016 г. №128-а/2016, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещения государственного жилищного фонда города Севастополя на условиях социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также несовершеннолетние граждане Российской Федерации, приватизировавшие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за которыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия, в том числе лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации выступать от имени заявителей при предоставлении государственной услуги (далее - Заявители).
В соответствии с п. 3 указанного Административного регламента государственным органом исполнительной власти города Севастополя, предоставляющим государственную услугу, является Департамент капитального строительства города Севастополя (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 г., к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Из системного анализа указанных норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии с п. 2.6 Постановления Правительства Севастополя №783-ПП от 11.08.2016 «Об утверждении порядка включения и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя» включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, на других законных основаниях, а также в случае наличия обременения прав на это имущество.
Кроме того, согласно ч. 1ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 июля 2019 г. по гражданскому делу №2-2243/2019 по иску Матриенко Ю.Н. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третье лицо – Матвиенко А,В., о понуждении к заключению договора социального найма, установлено, что сведения о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отсутствуют.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (п.8).
Поскольку при рассмотрении дела установлено и подтверждено материалами дела, истец Матриенко Ю.Н. не участвовала и не реализовала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации (справка от ДД.ММ.ГГГГ №СПР/21-94, выданная Департаментом капитального строительства г. Севастополя), исковые требования в части признания права собственности за истцом на комнату № в <адрес> подлежат удовлетворению.
Между тем требования истца обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить договор передачи жилого помещения в собственность фактически направлены на подмену административной процедуры судебным решением, в связи с чем в заявленных требованиях в данной части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Матриенко Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить частично.
Признать за Матриенко Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на жилое помещение общей площадью 21,3 кв.м., жилой площадью 17,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (в ранее выданных документах <адрес>) в порядке приватизации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 17 ноября 2021 года.
Судья И.Г. Блейз