. Дело №2-67/2022
УИД: 60RS0003-01-2021-001701-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Остров Псковской области *** 2022 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Радова Е.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Островского межрайонного прокурора Богдановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» муниципального образования «Островский район» и Иному органу местного самоуправления Управлению образования Островского района об обязании обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Островского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском, в котором просил обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» муниципального образования «...» (далее – МБОУ ДО «ДДТ») в срок до *** обеспечить охрану объекта МБОУ ДО «ДДТ», расположенного по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района в срок до *** обеспечить финансирование расходов МБОУ ДО «ДДТ» по обеспечению охраны указанного объекта.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ ДО «ДДТ» законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних в образовательной организации. По результатам проверки установлено, что антитеррористическая защищенность учреждения в полной мере не обеспечена. Констатируя принадлежность МБОУ ДО «ДДТ» к объектам третьей категории опасности, истец указывает, что в нарушение установленных требований законодательства к антитеррористической защищенности объектов данная образовательная организация сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не охраняется, соответствующий договор не заключен. Пунктом 10 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Островский район» определено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Данные полномочия в силу ч. 2 ст. 27.1 Устава возложены на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района. В соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Устава МБОУ ДО «ДДТ» учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «Островский район». ИОМС Управление образования Островского района осуществляет функции и полномочия учредителя, в связи с чем является также субъектом противодействия террористической деятельности при реализации полномочий в области образования. Истец констатирует, что отсутствие охраны объектов образовательного учреждения сотрудниками охранных организаций отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, позволяющая обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении работников учреждения и обучающихся, которые в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно защищать свои права.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Богданова М.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МБОУ ДО «ДДТ», будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В представленном отзыве на исковое заявление требования истца признал, просил установить срок для исполнения решения суда до ***.
Представитель ответчика – Иного органа местного самоуправления Управление образования Островского района, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что признает заявленные исковые требования, при этом, в связи с возможностью решения вопроса о финансировании расходов по обеспечению охраны объектов в образовательном учреждении при формировании бюджета муниципального образования «Островский район» на 2023 год просил суд при удовлетворении исковых требований установить срок исполнения решения суда до ***.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.
При этом, согласно ст. 38 Конституции РФ детство находится под особой защитой государства.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
На основании ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ч. 7 указанной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, указанные нормы закона содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
Согласно Уставу МБОУ ДО «ДДТ» является образовательным учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в сфере дополнительного образования.
Из совокупного анализа вышеприведенных норм закона следует прямая и непосредственная обязанность МБОУ ДО «ДДТ» обеспечивать безопасность детей во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Во исполнение Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02 августа 2019 года №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – объект (территория).
Пунктом 13 Требований устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования: объекты (территории) первой категории опасности, объекты (территории) второй категории опасности, объекты (территории) третьей категории опасности, объекты (территории) четвертой категории опасности.
Согласно паспорту безопасности, МБОУ ДО «ДДТ», являющееся объектом массового пребывания людей, имеет 3 категорию опасности объектов.
В соответствии с пп. «б» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
По результатам проведенной Островской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта МБОУ ДО «ДДТ», расположенного по адресу: ..., в полной мере не обеспечена: охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется.
Ответчиками факт допущенного нарушения в части отсутствия охраны объектов образовательной организации сотрудниками охранных организаций, указанных в Постановлении Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, не оспаривался.
В связи с выявленными нарушениями законодательства Островской межрайонной прокуратурой *** в адрес руководства МБОУ ДО «ДДТ» внесено представление о принятии незамедлительных мер по устранению допущенных нарушений законодательства. Однако нарушения в части обеспечения соответствующей требованиям закона охраны объекта образовательного учреждения до настоящего времени не устранены.
Доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности ответчиками в суд также не представлено.
Таким образом, суд полагает установленным, что МБОУ ДО «ДДТ» в нарушение антитеррористического законодательства не обеспечено охраной сотрудниками частной охранной организации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Образовательное учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть, относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, в связи с чем отсутствие физической охраны объекта отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций либо террористических актов может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью и жизни детей.
Несоблюдение указанных требований закона свидетельствует о несоблюдении руководством образовательного учреждения основных гарантий прав и законных интересов детей, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Кроме того, невыполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности в образовательном учреждении нарушает интересы Российской Федерации по исполнению взятых обязательств по обеспечению безопасности в учреждениях, в данном случае – по обеспечению противодействия терроризму в образовательном учреждении.
При изложенных обстоятельствах, на МБОУ ДО «ДДТ» следует возложить обязанность по обеспечению охраны данного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из п. 2.1, п. 2.2 Устава МБОУ ДО «ДДТ» следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Островский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Островский район» осуществляет Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 5.2 указанного выше закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 10 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Островский район» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Устава данные полномочия возложены на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.
Согласно п. 2.4 раздела 2 Положения об ином органе местного самоуправления Управление образования Островского района, утвержденного решением Собрания депутатов Островского района от 28.07.2016 № 279, Управление образования Островского района в области общего и дополнительного образования организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
В силу п. 2.7 раздела 2 Положения Управление образования Островского района в области финансово-экономической деятельности осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него задач и функций; участвует в планировании и расчете нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества; является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, исходя из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что содержание помещений и территории образовательных учреждений, в том числе приведение их в соответствие с требованиями антитеррористического законодательства, является не только обязанностью образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
В силу того, что Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района наделено полномочиями по организации предоставления образования и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, а также осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него задач и функций, суд считает, что обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению объекта МБОУ ДО «ДДТ» охраной сотрудниками частной охранной организации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, должна быть возложена именно на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.
При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить обязанности по обеспечению объектов МБОУ ДО «ДДТ» охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и финансированию расходов на данные цели ответчиками до *** суд находит разумным, достаточным для принятия ответчиками направленных на исполнение решения суда мер и подлежащим установлению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу требований ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Принимая во внимание вышеназванные требования ст.103 ГПК РФ, а также то, что на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, а п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождает от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то понесенные судом по настоящему делу судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199, 320, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» муниципального образования «Островский район» и Иному органу местного самоуправления Управлению образования Островского района об обязании обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории образовательной организации, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» муниципального образования «Островский район» в срок до *** обеспечить охрану объекта по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Иной орган местного самоуправления - Управление образования Островского района в срок до *** обеспечить финансирование расходов муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» муниципального образования «Островский район» по обеспечению охраны объекта по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Радов
.
.