Дело № 2а-339/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-000181-04)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 01 апреля 2021 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Жаворонкову Юрию Владимировичу о взыскании налога на доходы физических лиц, транспортного налога и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Жаворонкову Ю.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что в 2018 г. ответчик являлся собственником транспортных средств – мотоциклов марки KAWASAKI ZZ-R400 и ЯМАХА XVS400. Кроме того, за 2018 г. у него была выявлена сумма налога, не удержанная налоговым агентом АО «Ивановская городская теплосбытовая компания».
Инспекция в адрес налогоплательщика направляла налоговые уведомления о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного налога и налога на доходы физических лиц за 2018 г., а затем требования с указанием срока исполнения оплаты налога.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога не исполнена, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 272 Шатурского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
Мировым судьей 272 судебного участка Шатурского судебного района Московской области 07.09.2020 был вынесен судебный приказ, который определением от 01.10.2020 отменен в связи с поступлением в установленный срок возражений относительно его исполнения.
Поскольку до настоящего времени сведения об уплате должником налога и пени не поступали, просит взыскать с Жаворонкова Ю.В. налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 г. в размере 2782 руб., пени в размере 41,41 руб., транспортный налог за 2018 г. в размере 1632 руб., пени в размере 34,08 руб.
Административный истец - представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Жаворонков Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по последнему известному месту жительства, в представленном суду письменном заявлении считает заявленные требования незаконными.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Таким образом, обязанность по уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Статья 211 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении физическими лицами доходов в натуральной форме от организаций и индивидуальных предпринимателей. Действие указанной статьи Налогового кодекса РФ не применяется к случаям получения физическим лицом доходов в натуральной форме от другого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 4 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ в отношении дохода в натуральной форме, полученного физическим лицом - резидентом РФ, применяется налоговая ставка по НДФЛ, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13 %.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Правовая норма, закрепленная в п. 3 ст. 363 НК РФ, предусматривает обязанность налоговых органов по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога.
Материалами дела подтверждается наличие в собственности у Жаворонкова Ю.В. в отчетный период транспортных средств, а также получение административным ответчиком в отчетный период дохода в размере 21398,13 руб.
(сведения об имуществе налогоплательщика л.д. 28-29, справка о доходах л.д. 12), в связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области ему выставлено налоговое уведомление № от 23.08.2019 об оплате транспортного налога за 2018 г. на сумму 1632 руб., налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2018 г. в размере 2782 руб. в срок до 02.12.2019 (л.д. 13-14).
Указанное уведомление было направлено по адресу места регистрации административного ответчика 11.09.2019, что подтверждается почтовым штампом на реестре заказных писем (л.д. 15).
Согласно ст. 52 НК РФ по истечении шести дней с даты направления налогового уведомления у Жаворонкова Ю.В. возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на доходы.
Однако в указанный в уведомлении срок налог административным ответчиком не был уплачен, в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 69 НК РФ 22.02.2020 в его адрес налоговым органом было направлено требование № об уплате транспортного налога в размере 1632 руб. и пени в размере 24,29 руб., налога на доходы в размере 2782 руб. и пени в размере 41,41 руб. со сроком оплаты до 07.04.2020 (л.д. 21-22, 25).
Ранее в связи с неуплатой налогов Жаворонкову Ю.В. направлялось требование № от 17.07.2019 об уплате пени в сумме 100,11 руб. в срок до 01.11.2019 (л.д. 16-17, 18).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени, которые определяются в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка принимается как равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Расчет пеней, представленный административным истцом, суд находит верным.
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога и пени, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Судебный приказ о взыскании с Жаворонкова Ю.В. задолженности по обязательным платежам и санкциям отменен определением мирового судьи 272 судебного участка Шатурского судебного района Московской области от 01.10.2020 (л.д. 11).
Налоговая инспекция обратилась в суд общей юрисдикции с настоящим административным исковым заявлением 26.01.2021, то есть в установленные сроки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковоее заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области удовлетворить.
Взыскать с Жаворонкова Юрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, последнее известное место регистрации: <адрес>, в доход бюджета Московской области задолженность по уплате транспортного налога и пени за 2018 г. в размере 1666 (одна тысяча шестьсот шестьдесят шесть) рублей 08 коп., из которых 1632 (одна тысяча шестьсот тридцать два) рубля – транспортный налог, 34 (тридцать четыре) рубля 08 коп. - пени.
Взыскать с Жаворонкова Юрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, последнее известное место регистрации: <адрес>, в доход бюджета городского округа Шатура Московской области задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 2823 (две тысячи восемьсот двадцать три) рубля 41 коп., из которых 2782 (две тысячи семьсот восемьдесят два) рубля – налог на доходы физических лиц, 41 (сорок один) рубль 41 коп. - пени.
Взыскать с Жаворонкова Юрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, последнее известное место регистрации: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Н.А. Грошева