86RS0№-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ханты-Мансийский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном <адрес> Администрации <адрес>
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с иском <адрес> о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение и возложении обязанности заключить договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что на основании договора приватизации жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ № истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором приватизации жилого дома, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к <адрес> <адрес> с заявлением о передаче в муниципальную собственность квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отказал истцу в приеме в муниципальную собственность квартиры принадлежащей на праве собственности истцу, указав, что квартира истца расположена в многоквартирном жилом доме, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Истец не согласен с данным решением ответчика, считает его незаконным и просит суд возложить на ответчика обязанность, принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> возложении обязанности на ответчика заключить с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО1.
В последствии истец увеличил исковые требования, в соответствии с которыми просит суд, возложить на ответчиков обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>. Обязать <адрес> заключить с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение, включив в члены семьи нанимателя по договору ФИО1.
Истец, представитель ответчика <адрес> <адрес>, третье лицо, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили. Истец просил о рассмотрении дела в его отсутствии. С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц.
Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности <адрес> <адрес>, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и действующий порядок принятия в муниципальную собственность.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец на основании договора приватизации жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ № является собственниками квартиры, назначение: <данные изъяты> адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В спорном жилом помещении проживают истец и ФИО1 (дочь истца), проживавшая в спорном жилом помещении и до его приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в <адрес> с заявлением о передаче в муниципальную собственность <адрес> в <адрес>.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом муниципальной собственности Администрации <адрес>, ФИО2 сообщено что в соответствии с распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для отказа в названном сообщении ответчика указано, что в соответствии с пунктом 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма жилых помещений подлежат расторжению, поэтому, рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения и заключении договора социального найма на жилое помещение не представляется возможным.
Как указано в статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статьи 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований».
Доказательств наличия у истца иных объектов недвижимости ответчиками суду не представлено.
В силу положений статьи 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, приватизировавших жилые помещения передать принадлежащие им жилые помещения в муниципальную собственность, а на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, обязательства сторон договора приватизации подлежат прекращению.
Названные положения статьи 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», как и статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», не содержат обязательных требований и указаний, по каким мотивам, причинам может быть передано жилое помещение в собственность муниципальных образований, следовательно, мотивы и причины передачи жилого помещения в муниципальную собственность правового значения не имеют. Вместе с тем, законодательством не предусмотрены основания для отказа в принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления жилых помещений, передаваемых гражданами в муниципальную собственность.
При принятии решения по настоящему спору, судом учтено, что названные положения статьи 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», как и статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливают право гражданина на передачу жилого помещения и безусловную обязанность органов местного самоуправления принять квартиру. Доводы ответчиков об аварийности жилого дома не имеют правового значения.
С учетом вышеуказанных норм, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец вправе был реализовать свое право на передачу принадлежащего ему жилого помещения, являющегося его единственным местом жительства и свободного от обязательств, в муниципальную собственность, а Администрация <адрес> и Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> обязаны были принять указанное помещение в собственность и заключить с истцом договор социального найма.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Поскольку спорное жилое помещение не предоставляется ответчику впервые, а имеет место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения, то правовые нормы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не распространяются на отношения, возникающие при изменении правового статуса жилого помещения.
Согласно пункта 12 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности <адрес>, утвержденного Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация города осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе принимает решения о принятии в муниципальную собственность приватизированных жилых помещений.
Как указано в статье 7 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности <адрес>, утвержденного Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент муниципальной собственности осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе в осуществляет функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 5 статьи 7) и обеспечивает принятие в муниципальную собственность приватизированных жилых помещений (пункт 9 статьи 7).
Таким образом, на Администрацию <адрес> и Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> судом принимается решение о возложении обязанности по принятию спорного жилого помещения в муниципальную собственность. А на Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> принимается решение о возложении обязанности по заключению с ФИО2 договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, <адрес>, с включением в члены семьи нанимателя по договору ФИО1.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с Администрации <адрес> и Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> в пользу ФИО2 сумма уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ <░░░░░> <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 150 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 150 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░>-░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.