___
Дело № 12-417/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 11 апреля 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Варламова А.М. на постановление заместителя министра финансов РС (Я) Ивановой В.П. №-КС от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламова А.М.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя министра финансов РС (Я) Ивановой В.П. от ____ должностное лицо Варламов А.М. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Варламов А.М. обратился в Якутский городской суд РС (Я) с жалобой. В обоснование жалобы в части выплаты аванса указывает на то, что действующим законодательством предусмотрено объявление закупок так называемых «Под ключ» в отношении объектов капитального строительства, МКУ «Главстрой» объявило закупки, предметом которых является выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению работ по капитальному ремонту дворовых территорий МКД на территории ГО «город Якутск». В последующем заключены контракты, которые прошли государственную экспертизу. В техническом задании, являющемся приложением к контрактам, заказчиком предусматривается, что вид работ – капитальный ремонт. Контракты заключены по осуществлению капитального ремонта с элементами благоустройства. Дополнительные соглашения об установлении авансовых платежей заключались в рамках пп. "д" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, а именно в случае возникновении обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения. В части продления сроков выполнения работ, отмечает, что заказчиком указанным подрядчикам до заключения дополнительных соглашений по изменению сроков выполнения работ, выставлялись претензии по уплате неустоек, которые подрядчиком были произведены, соответственно продление сроков выполнения работ по контрактам, соответствует действующему законодательству. Просит постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание Варламов А.М. не явился, извещен надлежащим образом, направил своего защитника. Суд с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
В судебном заседании защитник Варламова А.М. по доверенности Оконешников С.П. доводы жалобы поддержал.
Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Мигалкина П.А. просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен закрытый перечень случаев, на основании которых стороны контракта имеют право внести в него изменения.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Согласно части 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, срок выполнения работ является существенным условием Контракта.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680) установлен порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускается изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Закона о контрактной системе ранее изменялся;
Таким образом, для возможности применения подпункта "а" пункта 1 Постановления N 680, а также части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе на дату заключения дополнительного соглашения должны быть подтверждено, что возникли обстоятельства, независящие от сторон контракта и влекущие невозможность исполнения контракта.
При этом, согласно пункту 4 Постановления N 680 с целью изменения в соответствии с указанным постановлением существенных условий контракта:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
- заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения такого предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.
Таким образом, на дату заключения дополнительного соглашения стороны дополнительного соглашения должны подтвердить не только возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, но и соблюсти процедуру, предусмотренную пунктом 4 Постановления N 680.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Частью 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из материалов дела, по итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты города Якутска «Проверка средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Организация и обеспечение благоустройства дворовых территорий («Мой двор») муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа «город Якутск» на 2020-2024 годы» за 2021-2022 годы и текущий период 2023 года» (параллельное контрольное мероприятие со Счетной палатой Республики Саха (Якутия))» в МКУ «Главстрой» городского округа «город Якутск» установлено следующее.
Руководителем МКУ «Главстрой» ГО «город Якутск» Варламовым А.М. путем подписания дополнительных соглашений от ____ к контракту от ____ № (___), ____ к контракту от ____ № (___), ____ к контракту от ____ № (___), ____ к контракту от ____ № (___), ____ к контракту от ____ № (___), ____ к контракту от ____ № (___), внесены изменения в части выплаты аванса (к 6 контрактам), в части продления сроков исполнения (к 3 контрактам).
Согласно условиям контрактов авансирование не предусмотрено.
Документы, обосновывающие изменение существенных условий контракта материалы дела не содержат.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением главы окружной администрации г. Якутска №-л от ____ Варламов А.М. был назначен на должность директора МКУ «Главстрой» городского округа «город Якутск».
Дополнительные соглашения к 6 контрактам подписаны директором МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламовым А.М.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламова А.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
____ по результатам рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление №-КС о назначении директору МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламову А.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии директора МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламова А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, является верным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Довод жалобы о том, что контракты заключены по осуществлению капитального ремонта с элементами благоустройства, в связи с чем предмет подпадает под действие постановления №, подлежит отклонению.
Учитывая положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы по благоустройству территории не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие оснований, влекущих невозможность исполнения подрядчиками контракта в первоначальном виде, и обоснованность последующего внесения изменений условия данного контракта, автором жалобы не представлено.
Административное наказание назначено должностному лицу Варламову А.М. в пределах санкции статьи ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица Варламова А.М. к административной ответственности по ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя министра финансов РС (Я) №-КС от ____ в отношении директора МКУ «Главстрой» Городского округа «город Якутск» Варламова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья ___ М.В. Макаров
___
___