Решение по делу № 2а-4/2019 от 19.09.2018

Дело № 2а-4/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2019 РіРѕРґР°                                    Рі. РљСѓСЃР°

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Жеребовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Ополеву Алексею Валерьевичу о прекращении действия специального права управления транспортными средствами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кусинского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Ополеву А.В. о прекращении действия специального права управления транспортными средствами.

Административные исковые требования прокурором мотивированы тем, что Ополев А.В. имеет водительское удостоверение категорий «В», «С». Согласно сведениям ГБУЗ «Районная больница г. Куса», административный ответчик Ополев А.В. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: «<данные изъяты> с ДАТА, что согласно представленной лечебным учреждением информации является противопоказанием к управлению транспортными средствами. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области от ДАТА Ополев А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за употребление наркотического средства без назначения врача. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА Ополев А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за <данные изъяты>.

Ссылаясь на положения норм статьи 55 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании», допускающих возможность ограничения прав гражданина в целях защиты в том числе – прав и законных интересов других лиц, положения Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно статье 28 которого ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, указывая, что наличие установленного у Ополева А.В. заболевания и нахождение его на учете у врача-нарколога свидетельствует об имеющихся противопоказаниях к управлению транспортными средствами, а Ополев А.В. может быть допущен к управлению транспортом только после прохождения полного курса лечения и получения заключения медицинской комиссии наркологического учреждения о возможности управления транспортным средством, установленными обстоятельствами создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, прокурор Кусинского района Челябинской области просил прекратить действие специального права управления транспортными средствами Ополева А.В.

В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Челябинской области Гагарина Н.В. предъявленные требования поддержала по основаниям, изложенным выше.

Административный ответчик Ополев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что добровольно написал заявление о нахождении под наблюдением врача-нарколога, считает, что у него нет противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Представитель заинтересованного лица - ОМВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал (л.д. 146).

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В силу положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать прав других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона).

Частью 1 статьи 23.1 Федерального закона установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статьи 23 Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, к таковым отнесены психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в который в качестве противопоказаний к управлению транспортными средствами помимо прочих включены также: алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств; вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства органов внутренних дел.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» устанавливается срок диспансерного наблюдения не менее 3 лет в зависимости от установленного диагноза.

Совокупность перечисленных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что противопоказанием к управлению транспортным средством является факт нахождения лица на диспансерном учете и наличие у лица установленного в предусмотренном законом порядке заболевания/расстройства или расстройства поведения, внесенного в соответствующий перечень противопоказаний (Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утв. Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29 декабря 2014 года, раздел I – Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, F00-F09, F20-F29, F 30-F39, F40-F48, F60-F69, F70-F79), раздел II – Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) – F 10-F16, F18, F19; разделы III, IV).

При решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

Ремиссией после лечения алкоголизма или наркомании, токсикомании является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

К числу юридически значимых обстоятельств по данному делу относятся: наличие у Ополева А.В. водительского удостоверения, срок действия которого не истек, наличие заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами согласно указанным выше Перечням противопоказаний и нахождение в связи с ним на диспансерном учете нарколога, а также отсутствие стойкой ремиссии в течение установленного законом срока.

По материалам дела установлено, что Ополев А.В., ДАТА рождения, имеет водительское удостоверение НОМЕР на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», выданное ДАТА, сроком действия – до ДАТА, право управления транспортными средствами не прекращено (л.д. 13).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области от ДАТА Ополев А.В. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача (л.д. 29), ему назначено наказание.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА Ополев А.В. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <данные изъяты> (л.д. 56-57), ему назначено наказание.

По ходатайству представителя административного истца судом по делу назначена судебная экспертиза. Перед экспертами поставлены вопросы о том, страдает ли Ополев А.В. <данные изъяты> (если да, то какой именно (с указанием кода по <данные изъяты>), какова степень и характер расстройства? Имеются ли в отношении Ополева А.В. в связи с данным заболеванием противопоказания к управлению транспортным средством, в том числе категории «В»? Имеется ли у Ополева А.В. состояние стойкой ремиссии?

Согласно заключению судебной экспертизы НОМЕР от ДАТА (л.д. 134-140), Ополев А.В. обнаруживает <данные изъяты>. Указанный диагноз, выявленный у Ополева А.В. является противопоказанием к управлению транспортными средствами, в том числе категорий «В, С». Состояние стойкой ремиссии может быть установлено только наркологом по месту жительства при условии регулярного наблюдения и обследования у него.

Представленное заключение обоснованно, неясностей не содержит, оно дано предупрежденными об уголовной ответственности компетентными экспертами, имеющими длительный стаж работы, квалификация которых сомнений не вызывает, в связи с чем данное экспертное заключение принимается судом.

К доводам ответчика о том, что в случае необнаружения наркотических веществ в моче он будет снят с учёта с выздоровлением, суд относится критически, поскольку на момент рассмотрения дела судом, Опалевым А.В. суду не представлено доказательств наличия состояния стойкой ремиссии.

Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что Ополев А.В., имеющий водительское удостоверение, срок действия которого не истек, страдает заболеванием – препятствующим управлению транспортными средствами, включенным в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, с которым состоит на диспансерном учете у <данные изъяты>, состояние стойкой ремиссии в течение установленного законом срока у Ополева А.В. отсутствует.

Административным ответчиком, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не предоставлено доказательств наличия стойкой ремиссии заболевания, сведений о снятии административного ответчика с диспансерного учета нарколога, соответствующего заключения учреждения, в котором наблюдается административный ответчик, либо лечащего врача, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что сам факт нахождения Ополева А.В. на учете у врача-нарколога в связи с употреблением наркотических средств до настоящего времени и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета являются основанием для прекращения действия права Ополева А.В. на управление транспортными средствами, в связи с чем административные исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.

Поскольку при подаче административного иска прокурор был освобожден от несения судебных расходов, требования прокурора судом удовлетворены, с Ополева А.В. в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей, исчисленную в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Ополеву Алексею Валерьевичу о прекращении действия специального права управления транспортными средствами удовлетворить.

Прекратить действие специального права Ополева Алексея Валерьевича, ДАТА рождения на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением НОМЕР, выданным ДАТА.

Копию решения суда направить в РЭО ГИБДД ОМВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области для изъятия у Опалева А.В. водительского удостоверения.

Взыскать с Опалева Алексея Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, а прокурором на него может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                    РЎ.Р’. Васильев

2а-4/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Ополев А.В.
Прокурор Кусинского района
ОМВД России по Златоустовскому городскому округу
Суд
Кусинский районный суд Челябинской области
Дело на сайте суда
kusa.chel.sudrf.ru
19.09.2018Регистрация административного искового заявления
19.09.2018Передача материалов судье
24.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018Подготовка дела (собеседование)
09.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2018Судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
22.04.2019Производство по делу возобновлено
22.04.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.04.2019Судебное заседание
26.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее