№2-2065/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Левченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коляганова ФИО7 к Благотворительному фонду «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области» о ликвидации,
Установил:
Коляганов В.В. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области» о ликвидации благотворительного фонда, указав в обоснование заявленных исковых требований, что БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области» был создан 09 июня 1999 года на основании Протокола № собрания учредителей Благотворительного фонда «Фонд поддержки Отряда милиции особого назначения при ГУВД Московской области» и зарегистрирован в качестве юридического лица Московской областной регистрационной палатой 01 июля 1999 года. Сведения о государственной регистрации фонда внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по г.Щелково Московской области 20 декабря 2002 года за основным государственным регистрационным номером №. В дальнейшем, 25 мая 2009 года и 15 марта 2012 года на основании решений Совета фонта его наименования было изменено на Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда милиции особого назначения Московской области» и Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области» соответственно.
В настоящее время фонд фактически прекратил уставную деятельность в связи с отсутствием финансирования. Добровольные пожертвования в фонд от его участников и иных лиц, оказывающих содействие фонду, не поступают более двух лет. Операции на расчетном счете фонда не проводятся. Задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сборов и страховых взносов отсутствует. Продолжение деятельности фонда невозможно по причине недостаточности имущества для осуществления целей деятельности фонда и отсутствия реальной возможности получения необходимого имущества. 18 сентября 2017 года Советом фонда приняты решения о ликвидации БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области», назначении ликвидационной комиссии, а также об утверждении порядка и сроков ликвидации фонда. Истец, являясь учредителем фонда и имеющий правовой интерес в его ликвидации, просит суд ликвидировать БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области» и назначить для проведения процедуры ликвидации фонда ликвидационную комиссию в составе трех человек.
В судебное заседание истец Коляганов В.В. не явился, извещен. Его представитель по доверенности (в деле) Елизарова М.М., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо – Управление министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещено надлежащим образом, письменной позиции по существу спора не представило.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против ликвидации фонда не возражал.
Третьи лица – Кукушкин А.Г. и Кукушкин С.Г. в судебное заседание не явились, своевременно извещены о дате и времени рассмотрения дела.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п.1 ст.123.17 Гражданского кодекса РФ, ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда милиции особого назначения при ГУВД Московской области» зарегистрирован в качестве юридического лица 01.07.1999 года Московской областной регистрационной палатой на основании Протокола № собрания учредителей от 09.06.1999 года (л.д.19-21).
20.12.2002 года Инспекцией МНС России по г.Щелково Московской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года, за основным государственным регистрационным номером 1025006527083.
25.05.2009 года фонд на основании решения Совета фонда переименован в Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда милиции особого назначения Московской области», а 15.03.2012 года наименование фонда изменено на Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области».
Фонд действует на основании Устава (новая редакция №2), утвержденного Советом фонда 30.12.2011 года (л.д.32-40).
В соответствии Уставом (п.3.1), основной целью деятельности фонда является добровольное формирование имущественных взносов для осуществления благотворительной деятельности.
Фонд осуществляет свою деятельность в целях содействия сотрудничеству на международном, государственном и региональном уровнях между общественными организациями (объединениями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, предпринимателями и любыми иными организациями и лицами, заинтересованными в поддержке и оказании безвозмездной помощи ветеранам Отряда мобильного особого назначения ГУ МВД России по Московской области, Отряду мобильного особого назначения «Зубр» ЦСН СР МВД России, Центру специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России.
Согласно п.11.2 Устава источниками формирования имущества фонда могут являться:
- взносы учредителей;
- благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
- доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
- поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
- доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труд добровольцев;
- иные не запрещенные законом источники.
Как следует из материалов дела, в настоящее время фонд фактически прекратил уставную деятельность, поскольку добровольные пожертвования не поступают в фонд более двух лет, а иные источники формирования имущества у фонда отсутствуют. Также у фонда отсутствует имущество и денежные средства, достаточные для продолжения уставной деятельности, что подтверждается бухгалтерской (финансовой) отчетностью фонда за 2017 год, выписками из лицевого счета фонда.В материалах дела имеются сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, в соответствии с которыми у фонда открыт расчетный счет № в Щелковском Отделении № ПАО Сбербанк (л.д.49).
Согласно выпискам из лицевого счета за периоды с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года и с 01.01.2017 года по 08.11.2017 года денежные средства на расчетный счет фонда не поступают, операции по счету не проводятся.
Одновременно, фонд не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, что подтверждается справкой № от 22.01.2018 года (л.д.63).
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Пунктом 1 ст.29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что порядок управления фондом, определяется его уставом.
Согласно ст.5 Устава фонда, его высшим органом управления является Совет фонда, который состоит из учредителей и участников фонда, а исполнительным органом – Исполнительный директор.
В силу пп.8 п.6.1.1 Устава фонда, к компетенции Совета фонда относится, в том числе изменение количественного состава Совета фонда.
Материалами дела подтверждается, что с 10.07.2004 года в состав Совета фонда избраны: Коляганов В.В. (истец по делу), Кукушкин А.Г. (третье лицо), Кукушкин С.Г. (третье лицо), что подтверждается протоколом № Совета благотворительного фонда от 10.07.2004 года (л.д.82-84).
В соответствии со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц истец, Коляганов В.В., также является учредителем и исполнительным директором фонда (л.д.11-18).
18.09.2017 года состоялось заседание Совета фонда, на котором было единогласно принято решение ликвидировать фонд в судебном порядке в связи с невозможностью продолжения деятельности фонда по причине недостаточности имущества, а также утвержден порядок и сроки ликвидации фонда и назначена ликвидационная комиссия в составе трех человек: Коляганов В.В., Кукушкин С.Г., Кукушкин А.Г. (л.д.56-60). Коляганову В.В. поручено представить исковое заявление и комплект прилагаемых документов в суд для ликвидации фонда.
В силу п.5 ч.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для ликвидации фонда установлен ст.123.20 ГК РФ и ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с пп.1 п.2 ст.123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации фонда, поскольку обстоятельство того, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, нашло свое подтверждение. Также суд принимает во внимание, что фонд фактически прекратил свою деятельность из-за отсутствия финансирования и добровольных пожертвований, не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов и страховых взносов.
Согласно п.3 ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом №7-ФЗ порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Порядок ликвидации фонда, как некоммерческой организации, подробно регламентирован положениями ст.63 ГК РФ и ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Частью 5 ст.61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Поскольку действующим законодательством закреплены императивные требования о необходимости соблюдения установленного ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст.63 ГК РФ порядка ликвидации фонда, суд полагает обоснованными требования истца о назначении судом для проведения процедуры ликвидации фонда ликвидационной комиссии в составе трех человек: Коляганов В.В., Кукушкин С.Г., Кукушкин А.Г., а также о возложении на ликвидационную комиссию обязанности по осуществлению ликвидации БФ «Фонд поддержки ОМОН Московской области».
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Коляганова ФИО8 к Благотворительному фонду «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области» о ликвидации благотворительного фонда – удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области», зарегистрированный Московской областной регистрационной палатой 01.07.1999 года (регистрационный №), сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по г.Щелково Московской области 20.12.2002 года за основным государственным регистрационным номером №, адрес (место нахождения): <адрес> <адрес>.
Назначить ликвидационную комиссию в составе трех человек:
Руководитель ликвидационной комиссии: Коляганов ФИО9
Секретарь ликвидационной комиссии: Кукушкин ФИО10
Член ликвидационной комиссии: Кукушкин ФИО11.
Возложить на ликвидационную комиссию обязанность по осуществлению ликвидации Благотворительного фонда «Фонд поддержки Отряда мобильного особого назначения Московской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья Е.В. Савина