Решение от 11.01.2024 по делу № 33-89/2024 (33-13514/2023;) от 14.11.2023

УИД 34RS0030-01-2023-000539-34

Судья Захаров Р.П. дело № 33-89/2024 (33-13514/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Шиповской Т.А., Кудрявцевой А.Г.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-360/2023 по иску Губановой Н. Ф. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии,

по апелляционной жалобе и дополнению к ней Губановой Н. Ф.

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2023 г., которым постановлено:

исковые требования Губановой Н. Ф. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии – удовлетворить частично;

взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в пользу Губановой Н. Ф. недополученную сумму за период с 01.01.2015 года по август 2017 года в размере 38 465 рублей 26 копеек;

в удовлетворении требований истца Губановой Н. Ф. в части зачета предпринимательского стажа за период с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года для перерасчета страховой пенсии в сторону увеличения – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Подлесных Е.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, возражавшего против доводов апелляционной жалобы Губановой Н.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Губанова Н.Ф. обратилась с иском в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что является получателем страховой пенсии с 13.03.2002 года.

Полагала, что при расчете пенсии необоснованно было отказано в зачете в страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года. В нарушение требований действующего законодательства фактически истцу была выплачена пенсия не в полном объеме. Так, при выходе на пенсию по состоянию на 13.03.2002 года стажевый коэффициент истца составил 0,62 (27 лет страхового стажа). При изменении пенсионного законодательства с 01.01.2015 года в соответствии с Законом № 400-ФЗ стажевый коэффициент уменьшился на три года ( 0.59). Стороной ответчика истцу было разъяснено, что уменьшение стажа было произведено в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет трижды, поскольку у истца трое детей. То есть стаж был уменьшен в 2015 году, а баллы (ИПК - 16.2) ответчиком были начислены только с сентября 2017 года. Таким образом, с учетом указанных нарушений истцу не была доплачена пенсия в размере 38 465 рублей 26 копеек.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила засчитать в страховой стаж период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года для перерасчета страховой пенсии в сторону увеличения; - взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.01.2015 года по август 2017 года в размере 38 465 рублей 26 копеек.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Губанова Н.Ф. просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года, принять в указанной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований. для перерасчета страховой пенсии.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В заседание суда апелляционной инстанции Губанова Н.Ф. не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, перевода с одного вида пенсии на другой, проведение проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Обязанность по реализации социальной политики РФ в области государственного пенсионного обеспечения граждан, возложены на Пенсионный фонд РФ, в рамках исполнения которых последний, через свои территориальные органы, в числе прочего, осуществляет пенсионное обеспечение граждан, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе, проводит информационную работу по этим вопросам.

Таким образом, граждане при обращении в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе, информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов пенсионного обеспечения в целях правовой и социальной защиты указанных лиц, произвести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения. В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные, в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем, чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, действующее на момент возникновения спорных правоотношений).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том о порядке и условиях перерасчета пенсии, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона исчисляются с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период ухода за ребенком до полутора лет засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Пунктом 22 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» предусмотрено, что граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Аналогичная обязанность на гражданина возложена ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Губанова Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости с 13.03.2002 года.

С 01.01.2015 года пенсия истцу рассчитана в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с сохранением пенсионных прав, сформированных в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Для расчета величины ИПК Губановой Н.Ф. ответчиком учтены не страховые периоды, а именно: периоды ухода за детьми: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ими возраста полутора лет. Так, величина ИПК по уходу за первым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 2,7 балла; величина ИПК по уходу за вторым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 5,4 балла и величина ИПК по уходу за третьим ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 8,1 балл.

Таким образом, сумма дополнительных пенсионных коэффициентов за не страховые периоды по уходу за детьми, до достижения ими возраста полутора лет составляет – 16,2 баллов (2,7 балла+5,4 балла+8,1 балла).

15.05.2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей недополученной пенсии за период с 01.01.2015 года по август 2017 года, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, с учетом дополнительных пенсионных не страховых коэффициентов по уходу за детьми, как наиболее выгодный вариант.

Истцу на указанное выше заявление были даны ответчиком разъяснения, согласно которым перерасчет пенсии возможен только на основании заявления /л.д. 18-20/, поскольку истец обратилась с заявлением о перерасчете только в 2017 году, то и перерасчет был произведен с 2017 года.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.2015г. по август 2017г., суд исходил из того, что информирование истца Губановой Н.Ф. в области изменения законодательства, а также о порядке и условиях увеличения размера пенсии в связи с изменением законодательства в нарушение требований пенсионного законодательства не проводилось, права и обязанности в области пенсионного обеспечения не разъяснялись. Как указал суд первой инстанции истец Губанова Н.Ф. фактически была лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к пенсии в 2015 году (со дня ведения в действие Федерального закона «О страховых пенсиях») по вине ответчика, которое не разъяснило ей её право на такой перерасчет.

Разрешая исковые требования Губановой Н.Ф. о возложении на пенсионный орган обязанность зачесть период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994г. по 14.11.1996г., и принимая решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований, суд исходил из того, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств уплаты Губановой Н.Ф. страховых взносов за период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Доводы апелляционной жалобы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о несогласии с решением суда в части взыскания суммы недополученной пенсии не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны пенсионного органа надлежащего выполнения обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения, в рамках исполнения которой Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Учитывая положения вышеприведенных норм материального права, в том числе положений части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что недополученная по вине пенсионного органа сумма страховой пенсия, должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения какого-либо срока.

Доводы апелляционной жалобы Губановой Н.Ф. о необоснованном, по мнению заявителя, отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж спорного периода осуществления предпринимательской деятельности, несмотря на то, что Губанова Н.Ф. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а также что данный факт мог быть подтвержден показаниями свидетелей, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ).

Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз.3 п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Поскольку доказательств, достоверно подтверждающих уплату Губановой Н.В., осуществляющей предпринимательскую деятельность, страховых взносов за период с 23.06.1994 по 14.11.1996, представлено не было, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Губановой Н.Ф. о включении данного периода в страховой стаж, является верным.

Ссылка в апелляционной жалобе Губановой Н.В. на свидетельские показания, судебной коллегией отклоняется.

В спорных правоотношениях факт уплаты страховых взносов показаниями свидетелей не подтверждается, поэтому в силу статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу решения об удовлетворении требований истца.

Данный вывод ответчика подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 950-О-О, о том, что лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области, изложенные в суде апелляционной инстанции, о неверно произведенном расчете суммы недополученной пенсии.

В соответствии с статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что размер пенсии истца в спорные периоды был менее суммы общего материального обеспечения в пределах прожиточного минимума, установленного в регионе, в связи с чем указанный размер доводился до установленного минимума за счет выплаты сумм, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (сумма выплат по линии центра социальной защиты населения и федеральной социальной доплаты).

Таким образом, сумма доплаты при осуществлении перерасчета пенсии истцу положена только в те периоды, где сумма размера пенсии после перерасчета составляет больший размер по сравнению с суммой размера пенсии с учетом мер социальной поддержки.

С учетом сведений, представленных пенсионным органом по запросу судебной коллегии и приобщенных к материалам дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ, сумма недополученной пенсии за спорный период составляет 8719 руб. 79 коп. (январь 2015г. 34руб. 41 коп. + февраль 2015г. 789 руб. 58 коп. + март 2015г. 789 руб. 58 коп. + апрель 2015г. 789 руб. 58 коп. + май 2015 г. 789 руб. 58 коп. + июнь 2015 г. 789 руб. 58 коп. + июль 2015г. 789 руб. 58 коп. + август 2015г. 789 руб. 58 коп. + сентябрь 2015 г. 789 руб. 58 коп. + октябрь 2015 г. 789 руб. 58 коп. + ноябрь 2015г. 789 руб. 58 коп. + декабрь 2015 г. 789 руб. 58 коп.). За иные месяцы в рамках спорного периода размер пенсии Губановой Н.Ф., с учетом вышеприведенного законодательства, не подлежит перерасчету.

При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение в части размера взысканной в пользу Губановой Н.Ф. суммы недополученной пенсии за период с 01.01.2015г. по август 2017 г. подлежит изменению, путем уменьшения размера взыскания до 8719 руб.79коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2023 г. изменить в части размера взысканной в пользу Губановой Н. Ф. суммы недополученной пенсии за период с 01.01.2015г. по август 2017 г., уменьшив размер взыскания до 8719 руб.79коп.

В остальной части решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Губановой Н. Ф., Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующи Судьи

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

УИД 34RS0030-01-2023-000539-34

Судья Захаров Р.П. дело № 33-89/2024 (33-13514/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Шиповской Т.А., Кудрявцевой А.Г.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-360/2023 по иску Губановой Н. Ф. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии,

по апелляционной жалобе и дополнению к ней Губановой Н. Ф.

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2023 г., которым постановлено:

исковые требования Губановой Н. Ф. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии – удовлетворить частично;

взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в пользу Губановой Н. Ф. недополученную сумму за период с 01.01.2015 года по август 2017 года в размере 38 465 рублей 26 копеек;

в удовлетворении требований истца Губановой Н. Ф. в части зачета предпринимательского стажа за период с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года для перерасчета страховой пенсии в сторону увеличения – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Подлесных Е.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, возражавшего против доводов апелляционной жалобы Губановой Н.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Губанова Н.Ф. обратилась с иском в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о зачете в страховой стаж периодов работы и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что является получателем страховой пенсии с 13.03.2002 года.

Полагала, что при расчете пенсии необоснованно было отказано в зачете в страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года. В нарушение требований действующего законодательства фактически истцу была выплачена пенсия не в полном объеме. Так, при выходе на пенсию по состоянию на 13.03.2002 года стажевый коэффициент истца составил 0,62 (27 лет страхового стажа). При изменении пенсионного законодательства с 01.01.2015 года в соответствии с Законом № 400-ФЗ стажевый коэффициент уменьшился на три года ( 0.59). Стороной ответчика истцу было разъяснено, что уменьшение стажа было произведено в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет трижды, поскольку у истца трое детей. То есть стаж был уменьшен в 2015 году, а баллы (ИПК - 16.2) ответчиком были начислены только с сентября 2017 года. Таким образом, с учетом указанных нарушений истцу не была доплачена пенсия в размере 38 465 рублей 26 копеек.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила засчитать в страховой стаж период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года для перерасчета страховой пенсии в сторону увеличения; - взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.01.2015 года по август 2017 года в размере 38 465 рублей 26 копеек.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Губанова Н.Ф. просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года, принять в указанной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований. для перерасчета страховой пенсии.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В заседание суда апелляционной инстанции Губанова Н.Ф. не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, перевода с одного вида пенсии на другой, проведение проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Обязанность по реализации социальной политики РФ в области государственного пенсионного обеспечения граждан, возложены на Пенсионный фонд РФ, в рамках исполнения которых последний, через свои территориальные органы, в числе прочего, осуществляет пенсионное обеспечение граждан, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе, проводит информационную работу по этим вопросам.

Таким образом, граждане при обращении в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе, информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов пенсионного обеспечения в целях правовой и социальной защиты указанных лиц, произвести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения. В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные, в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем, чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, действующее на момент возникновения спорных правоотношений).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том о порядке и условиях перерасчета пенсии, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона исчисляются с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период ухода за ребенком до полутора лет засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Пунктом 22 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» предусмотрено, что граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Аналогичная обязанность на гражданина возложена ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Губанова Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости с 13.03.2002 года.

С 01.01.2015 года пенсия истцу рассчитана в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с сохранением пенсионных прав, сформированных в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Для расчета величины ИПК Губановой Н.Ф. ответчиком учтены не страховые периоды, а именно: периоды ухода за детьми: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ими возраста полутора лет. Так, величина ИПК по уходу за первым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 2,7 балла; величина ИПК по уходу за вторым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 5,4 балла и величина ИПК по уходу за третьим ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет составляет – 8,1 балл.

Таким образом, сумма дополнительных пенсионных коэффициентов за не страховые периоды по уходу за детьми, до достижения ими возраста полутора лет составляет – 16,2 баллов (2,7 балла+5,4 балла+8,1 балла).

15.05.2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей недополученной пенсии за период с 01.01.2015 года по август 2017 года, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, с учетом дополнительных пенсионных не страховых коэффициентов по уходу за детьми, как наиболее выгодный вариант.

Истцу на указанное выше заявление были даны ответчиком разъяснения, согласно которым перерасчет пенсии возможен только на основании заявления /л.д. 18-20/, поскольку истец обратилась с заявлением о перерасчете только в 2017 году, то и перерасчет был произведен с 2017 года.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.01.2015г. по август 2017г., суд исходил из того, что информирование истца Губановой Н.Ф. в области изменения законодательства, а также о порядке и условиях увеличения размера пенсии в связи с изменением законодательства в нарушение требований пенсионного законодательства не проводилось, права и обязанности в области пенсионного обеспечения не разъяснялись. Как указал суд первой инстанции истец Губанова Н.Ф. фактически была лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к пенсии в 2015 году (со дня ведения в действие Федерального закона «О страховых пенсиях») по вине ответчика, которое не разъяснило ей её право на такой перерасчет.

Разрешая исковые требования Губановой Н.Ф. о возложении на пенсионный орган обязанность зачесть период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994г. по 14.11.1996г., и принимая решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований, суд исходил из того, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств уплаты Губановой Н.Ф. страховых взносов за период осуществления предпринимательской деятельности с 23.06.1994 года по 14.11.1996 года, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Доводы апелляционной жалобы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о несогласии с решением суда в части взыскания суммы недополученной пенсии не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны пенсионного органа надлежащего выполнения обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения, в рамках исполнения которой Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Учитывая положения вышеприведенных норм материального права, в том числе положений части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что недополученная по вине пенсионного органа сумма страховой пенсия, должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения какого-либо срока.

Доводы апелляционной жалобы Губановой Н.Ф. о необоснованном, по мнению заявителя, отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж спорного периода осуществления предпринимательской деятельности, несмотря на то, что Губанова Н.Ф. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а также что данный факт мог быть подтвержден показаниями свидетелей, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ).

Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз.3 п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Поскольку доказательств, достоверно подтверждающих уплату Губановой Н.В., осуществляющей предпринимательскую деятельность, страховых взносов за период с 23.06.1994 по 14.11.1996, представлено не было, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Губановой Н.Ф. о включении данного периода в страховой стаж, является верным.

Ссылка в апелляционной жалобе Губановой Н.В. на свидетельские показания, судебной коллегией отклоняется.

В спорных правоотношениях факт уплаты страховых взносов показаниями свидетелей не подтверждается, поэтому в силу статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу решения об удовлетворении требований истца.

Данный вывод ответчика подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 950-О-О, о том, что лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области, изложенные в суде апелляционной инстанции, о неверно произведенном расчете суммы недополученной пенсии.

В соответствии с статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что размер пенсии истца в спорные периоды был менее суммы общего материального обеспечени░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 1999 ░░░░ № 178-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.327.1 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8719 ░░░. 79 ░░░. (░░░░░░ 2015░. 34░░░. 41 ░░░. + ░░░░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░ 2015 ░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░ 2015 ░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░░░ 2015 ░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░░ 2015 ░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░ 2015░. 789 ░░░. 58 ░░░. + ░░░░░░░ 2015 ░. 789 ░░░. 58 ░░░.). ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2015░. ░░ ░░░░░░ 2017 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 8719 ░░░.79░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2015░. ░░ ░░░░░░ 2017 ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 8719 ░░░.79░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-89/2024 (33-13514/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Губанова Нина Филипповна
Ответчики
ОСФР по Волгоградской области
Другие
Ракова Анна Филипповна
Сухорукова Наталия Владимировна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Шиповская Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
15.11.2023Передача дела судье
07.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Передано в экспедицию
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее