Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-356/2019
Судья Димитриева Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, поступившее по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Прокуратура Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее – МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения) о признании незаконными действий по прекращению подачи горячей воды в многоквартирные дома г. Мариинский Посад: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница» Минздрава Чувашии по ул. <.........>, возложении обязанности обеспечить бесперебойное круглогодичное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года через присоединенную сеть, установленного качества, в том числе температуры, в указанные многоквартирные дома.
Требования мотивированы тем, что согласно договору и акту приема-передачи от 19 декабря 2017 года администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики закрепила за МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество – котельную «<.........>», расположенную по адресу: <.........>, и котельную «<.........>», расположенную по адресу: <.........>. МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения является ресурсоснабжающей организацией и поставляет через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в многоквартирные дома г. Мариинский Посад. В нарушение действующего жилищного законодательства, МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения на основании приказа от 19 апреля 2018 года № <.........> в связи с повышением температуры наружного воздуха и отсутствием возможности подачи горячей воды, с 19 апреля 2018 года прекратило подачу горячей воды в 16 многоквартирных домах: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница» Минздрава Чувашии по ул. <.........>. Кроме того, по сведениям потребителей, до прекращения горячего водоснабжения температура воды в точке водоразбора не соответствовала нормативам и была ниже требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C). И.о. прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в отношении директора МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения 19 июня 2018 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения меры по устранению нарушений жилищного законодательства не приняты, горячее водоснабжение в многоквартирные дома не возобновлено.
В судебном заседании представитель прокуратуры Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Егорова Е.С. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Михайлов Н.П. исковые требования не признал, пояснив, что у ресурсоснабжающей организации нет технической возможности для обеспечения жилых домов горячей водой в летний период.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлева И.В. пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. Котельные, переданные МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения, не приспособлены для работы в летнее время. В многоквартирные дома г. Мариинский Посад горячая вода подавалась лишь в отопительный период. В администрацию поселения жалобы от населения по поводу приостановления подачи горячей воды не поступали.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года постановлено:
- признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по прекращению подачи горячей воды в многоквартирные дома г. Мариинский Посад, а именно: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница им. Н.А.Геркена» Минздрава Чувашии по ул. <.........>;
- обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обеспечить бесперебойное, круглосуточное и круглогодичное горячее водоснабжение через присоединенную сеть установленного качества, в том числе температуры, в многоквартирные дома г. Мариинский Посад, а именно: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница им. Н.А.Геркена» Минздрава Чувашии по ул. <.........>, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Указанное решение обжаловано ответчиком МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что у ресурсоснабжающей организации не имеется технической возможности для обеспечения жилых домов горячей водой. Переданные им котельные не приспособлены для работы в летнее время. Кроме того, ответчик не имеет правового основания для подачи горячего водоснабжения, так как здания бойлерных в г. Мариинский Посад находятся на земельных участках, собственность которых не разграничена, и на праве хозяйственного ведения МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения не передавались. В настоящее время администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проводится работа по оформлению права собственности на данные земельные участки.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Михайлова М.П. и Пустынниковой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Овчинниковой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 в качестве одного из условий предоставления коммунальных услуг потребителю установлено, что их предоставление осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 Требований к качеству коммунальных услуг (приложение № 1 к Правилам № 354) допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего и водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В силу подпункта «б» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 121 указанных Правил предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, муниципальное имущество - котельная «<.........>», расположенная по адресу: <.........>, и котельная «<.........>», расположенная по адресу: г<.........>, на основании постановления администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 15 декабря 2017 года № <.........> «О передаче недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения» передано на праве хозяйственного ведения МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения, что подтверждается договором от 19 декабря 2017 года и актом приема-передачи муниципального имущества от 19 декабря 2017 года.
МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения является ресурсоснабжающей организацией, поставляет через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в многоквартирные дома г. Мариинский Посад: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница» Минздрава Чувашии по ул. <.........>.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что на основании приказа директора МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения от 19 апреля 2018 года № <.........> с 19 апреля 2018 года была прекращена подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома г. Мариинский Посад: ул. <.........>, а также в Бюджетное учреждение «Мариинско-Посадская центральная районная больница» Минздрава Чувашии по ул. <.........>. При этом причиной отключения горячего водоснабжения явилось то, что при температуре наружного воздуха от +8 до -10 градусов подавать горячую воду температурой ниже 60 градусов технической возможности существующие котельные не имеют, так как система подачи горячего водоснабжения осуществляется путем нагрева холодной воды в бойлерах за счет температуры теплоносителя в системе отопления. При повышении температуры наружного воздуха, МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения понижает температуру в системе отопления, соответственно идет снижение температуры в системе горячего водоснабжения. При этом горячая вода не будет соответствовать требуемой температуре. Также указывается на убыточность (нерентабельность) для предприятия подавать горячую воду с использованием существующих котельных в летний период.
По результатам проведенной прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проверки выявлены нарушения МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселенияПравил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, (температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C).
И.о. прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в адрес директора МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения 19 июня 2018 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Удовлетворяя исковые требования и признавая незаконными действия МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения по прекращению подачи горячей воды в многоквартирные дома, возлагая на ответчика обязанность обеспечить бесперебойное круглосуточное и круглогодичное горячее водоснабжение в многоквартирные дома г. Мариинский Посад, суд первой инстанции пришел к выводу, что у МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения отсутствовали правовые основания для приостановления горячего водоснабжения в многоквартирные дома г. Мариинский Посад, и такие действия ответчика повлекли нарушение прав потребителей на получение коммунальной услуги.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он в полной мере соответствуют обстоятельствам дела и основан на верном применении и толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 86, пункту 87 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о временном прекращении или ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 85 настоящих Правил, в течение 1 дня со дня такого временного прекращения или ограничения. Прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае: получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества горячей воды установленным требованиям; самовольного подключения объекта, на котором осуществляется потребление горячей воды, к системам горячего водоснабжения; аварийного состояния водопроводных сетей абонента; аварийного состояния водопроводных сетей организаций, осуществляющих транспортировку горячей воды и эксплуатацию таких сетей; наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором.
Ответчиком не представлено допустимых, достоверных и относимых доказательств того, что приостановление подачи горячего водоснабжения связано с событиями, перечисленными в соответствующих нормах права.
Прекращение подачи горячего водоснабжения одновременно с прекращением отопительного сезона связывается ресурсоснабжающей организацией с неприспособленностью переданных ей котельных для работы в летнее время.
Однако данное обстоятельство не может служить основанием для нарушения законных прав граждан и освобождения МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения от возложенной на него обязанности по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, установление конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативно правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Заключением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 5.10.2018 в рассматриваемых действиях МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения, не соответствующих требованиям Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 16.11.2018 постановлено признать в действиях МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
29 ноября 2018 года Комиссия Чувашского УФАС России выдала ответчику предписание о прекращении в срок до 2 декабря 2019 года нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем разработки программы, в том числе инвестиционной по реконструкции системы горячего водоснабжения в целях поставки энергоресурсов в виде горячей воды потребителям Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района в летний период.
Указанные решение и предписание антимонопольного органа носят обязательный характер и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции в арбитражный суд ответчиком не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку именно в результате действий ответчика прекращено горячее водоснабжение в многоквартирных домах г. Мариинский Посад.
Иных доводов, по которым решение суда могло быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова