Дело № 3-100/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2015 года г.Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
представителя Сирик Е.А. - Локатун Г.В.,
представителя ФГБУ «ФКП Росреестр» - М.М.Н., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия 3 года,
представителя Правительства Удмуртской Республики Т.А.А., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Министерства имущественных отношений УР Т.А.А., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
У С Т А Н О В И Л:
С.Е.А. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Данные требования обоснованы тем, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, 7 <адрес>. Использование земельного участка на праве аренды подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией г.Ижевска, в лице начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска и ИП С.Е.А. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. В то же время, согласно составленного по заказу заявителя отчета ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> руб. Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению её прав как арендатора этого земельного участка. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> в <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Правительство Удмуртской Республики и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
В судебном заседании представитель С.Е.А. - Л.Г.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» М.М.Н., против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель Правительства УР, Министерства имущественных отношений УР Т.А.А. против удовлетворения требований не возражала.
С.Е.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии, с участием представителя Л.Г.В., на заявленных требованиях настаивает.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В ранее представленных пояснениях указала, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явился был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В силу ст.ст. 246, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся заявителя и представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Ижевска, в лице начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска предоставила ИП С.Е.А. в пользование земельный участок (категория земель – размещение автостоянки открытого типа до 100 машиномест, не являющейся объектом недвижимости), с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, <адрес>.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275).
При этом перечень земельных участков, в составе земель г. Ижевска, подлежащих оценке, составлен по состоянию на 01 января 2007 года и включает в себя земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Сведения о вышеназванном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ГКН) 13 декабря 2010 года (л.д.44).
ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования данного земельного участка изменен на использование: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Исходя из нового вида разрешенного использования, была установлена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от _ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 36).
Данные обстоятельства также следуют из письменных пояснений представителя представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Д.Н.В. (л.д. 89-90).
Согласно отчета ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости данного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, <данные изъяты>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
В соответствии с положительным экспертным заключением № <данные изъяты> выполненным Некоммерческим партнерством «<данные изъяты>», членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, <данные изъяты>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Заявитель, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 16 марта 2015 года, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» установлена в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.
Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 245 ГПК РФ содержится перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, которыми кроме указанных, в том числе являются и иные, отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
В связи с чем, данное гражданское дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в силу п.8 ч.1 ст.26 ГПК РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 23 ГПК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявителем представлен отчет ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков» подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.
Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела суд, в силу ст.ст.56, 57, 79 и 80 ГПК РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный <данные изъяты> руб., установленный в отчёте об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в деле заинтересованные лица не оспаривали.
Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку увеличение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера внесения арендных платежей, расчет которых производится в соответствии с постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности УР, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы заявителя.
С учетом изложенного требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.246, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление С.Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов