РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Муравленко 02 августа 2019 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре Шелиховой Е.В.,
с участием представителя истца Алексеева А.А., действующего на основании доверенности № от 07 ноября 2017 года,
представителя ответчиков Якиевой Д.Д., действующей на основании доверенностей от 01 ноября 2018 года, № от 29 декабря 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-395/2019 по иску Мутаева Гаджимагомеда Магомедгаджиевича к филиалу Акционерного общества «Единый расчетно-информационный центр ЯНАО» в городе Муравленко, филиалу Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Мутаев Гаджимагомед Магомедгаджиевич обратился в суд с иском к филиалу Акционерного общества «Единый расчетно-информационный центр ЯНАО» в городе Муравленко, филиалу Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» о перерасчете стоимости коммунальных услуг. В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. 20 июня 2017 года представителями ответчика Филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Муравленко «Тепло» (далее АО «ЯКЭ»), в ходе обследования данного жилого помещения составлен Акт снятия контрольных показаний приборов учета расхода холодной и горячей воды, основание: обнаружены и изъяты магниты. Истцу предъявили к оплате 165 449 руб. в качестве доначисления за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения (далее ГВС и ХВС соответственно) по нормативу за период с 20 марта 2017 года по 20 июня 2017 года с применением повышающего коэффициента 10. До настоящего времени вышеуказанная сумма доначисления предъявляется истцу к оплате. Счетчики ХВС и ГВС изготовлены в антимагнитном исполнении и устойчивы к воздействию магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом. Считает, что акт проверки от 20 июня 2017 года является незаконным, не имеющим юридической силы, поскольку ответчиком убедительных и бесспорных доказательств наличия на счетчиках магнитов не представлено, пояснения контролеров ничем объективно не подтверждаются. Просит признать незаконным Акт от 20 июня 2017 года снятия контрольных показаний приборов учета ГВС и ХВС в квартире истца в части обнаружения магнитов; обязать произвести истцу перерасчет показаний потребления холодной и горячей воды за период с 20 марта 2017 года по 20 июня 2017 года на сумму 164 449 руб. по показаниям действующих счетчиков ГВС и ХВС.
Истец Мутаев Г.М., извещенный о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Алексеев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. На удовлетворении исковых требований настаивал. Суду пояснил, что отсутствуют доказательства оказания влияния на счетчики магнитами.
Представитель ответчика Якиева Д.Д. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в актах ввода в эксплуатацию приборов учета расхода холодной и горячей воды истец был ознакомлен под роспись с порядком расчета в случае несанкционированного снятия пломб, установке магнитов, струбцин.
В судебном заседании свидетель ФИО4, работающий старшим мастером в филиале АО «ЕРИЦ ЯНАО» в г. Муравленко, суду пояснил, что счетчики ГВС и ХВС, установленные в квартире истца на момент проведения проверки, были не антимагнитные. Изъятые контролерами магниты, как и любые другие магниты, имеют воздействие на счетчики.
Свидетель ФИО5, работавшая контролером в АО «ЯКЭ» и проводившая проверку приборов учета в квартире истца 20 июня 2017 года, в судебном заседании пояснила, что в ходе проведения проверки индивидуальных приборов учета на счетчиках учета ГВС и ХВС, установленных в квартире истца, были обнаружены магниты, о чем был составлен акт, подписанный соседями. Наличие магнитов на приборах учета ГВС и ХВС свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в их работу.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По общему правилу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данной статьей также предусмотрена возможность применения повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги. Так, при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1 Правил).
Разделом VII Правил определены порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета, правильности снятия их показаний.
Согласно п. 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как следует из п. 81 (11) Правил, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение вышеуказанных показателей, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 83 Правил на ответчика как исполнителя возложена обязанность по проведению проверок приборов учета, расположенных в жилом помещении, при этом обязанность потребителя допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний прибора учета, проверки их состояния, а также достоверности переданных потребителем показаний предусмотрена положениями п. 34 Правил.
Порядок проведения проверок ИПУ установлен п. 85 Правил. Из данного пункта следует, что перед проведением проверки исполнитель обязан согласовать с потребителем дату (даты) и время допуска исполнителя для совершения проверки. Исполнитель в согласованные с потребителем дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Из материалов дела усматривается, что Мутаев Г.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в котором совместно с истцом проживают его бывшая супруга, дети и родственники, что никем не оспаривалось.
В квартире ответчика были установлены индивидуальные приборы учета потребления горячего водоснабжения СГВ-№ 07 мая 2014 года, и холодного водоснабжения СГВ-15 № 28 июня 2016 года, которые были приняты ответчиком на учет и опломбированы, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию приборов учета расхода холодной и горячей воды от 07 мая 2014 года и 28 июня 2016 года. На основании показаний указанных приборов учета производилось начисление оплаты за потребленный коммунальный ресурс.
20 июня 2017 года контролерами АО «ЯКЭ» ФИО5 и ФИО1 было произведено обследование технического состояния приборов учета расхода воды и снятия контрольных показаний, в ходе которого были сняты контрольные показатели счетчиков, установлены индикаторы пломб, обнаружены и изъяты магниты, установленные непосредственно на приборах учета.
По результатам проведения контролерами АО «ЯКЭ» проверки технического состояния приборов учета расхода воды, снятия показаний ИПУ в квартире истца, 20 июня 2017 года был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ холодного и горячего водоснабжения - установка магнитов на счетчиках ГВС и ХВС, от подписи жильцы квартиры № по <адрес>, отказались, о чем была сделана запись в акте. Акт подписан контролерами указанной организации ФИО5 и ФИО1 В акте имеются подписи двух соседей ФИО2 и ФИО3
Принадлежность выполненных в акте подписей не оспаривается. В акте подпись расположена после указания на установленные нарушения и не содержат каких-либо несогласий с ними или замечаний относительно процедуры проведения проверки и указанных в них нарушений.
Судом установлено, что контролеры были добровольно допущены в жилое помещение родственниками истца и не возражали относительно проведения проверки в отсутствие собственника жилого помещения, что не оспаривалось в судебном заседании.
Сотрудниками АО «ЯКЭ» при проведении проверки и составлении акта порядок, установленный п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 не нарушен, в связи с чем суд приходит к выводу о действительности и обоснованности акта АО «ЯКЭ» от 20 июня 2017 года.
АО «ЯКЭ» 21 июня 2017 года в адрес директора филиала «ЕРИЦ ЯНАО» в г. Муравленко направлен акт от 20 июня 2017 года и письмо с просьбой произвести начисление платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения АО нормативу, с применением повышающего коэффициента 10 – начиная с 20 марта 2017 года до момента выявления нарушения – 20 июня 2017 года, начисленную плату за потребленные объемы горячего и холодного водоснабжения снять в связи с тем, что установить достоверность показаний приборов учета горячего и холодного водоснабжения не представляется возможным. Начиная с 20 июня 2017 года начисление платы по коммунальным услугам горячего и холодного водоснабжения производить по показаниям приборов учета, начальными считать показания, зафиксированные в акте от 20 июня 2017 года: ГВС-00290, ХВС – 00101.
На основании данного акта Филиалом АО «ЕРИЦ ЯНАО» в г. Муравленко был произведен перерасчет платы за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ за период с 20 марта 2017 года по 20 июня 2017 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что начисление платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению по квартире истца исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента "10" за период с 20 марта 2017 года по 20 июня 2017 года (до даты установления факта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ холодного и горячего водоснабжения), является законным, поскольку в силу п. 81 (11) Правил начисление платы в повышенном размере в связи с выявлением несанкционированного вмешательства в работу прибора учета осуществляется не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Доводы представителя истца о том, что в результате проверки состояния прибора учета не выявлены нарушения, перечисленные в абзацах третьем - пятом п. 81 (1) Правил, основанием для признания Акта АО «ЯКЭ» незаконным служить не могут, в связи с тем, что выявление нарушений, перечисленных в п. 81 (1) Правил является достаточным и безусловным основанием для признания доказанным факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, при этом, предоставление доказательств, что в результате данного вмешательства произошло искажение данных прибора учета, не требуется.
Кроме того, указанными Правилами не запрещено выявление иных нарушений, влияющих на работу прибора учета, в этом случае необходимо доказать, что данные нарушения привели к искажению данных об объеме потребления.
Доводы представителя истца о том, что счетчики ГВС и ХВС, установленные в квартире истца изготовлены в антимагнитном исполнении и устойчивы к воздействию магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом опровергаются дубликатами руководств по эксплуатации (паспортов) на счетчики СГВ-15 с номерами №, №, выданными заводом-изготовителем «Бетар», в п. 1.1.4 которых указано, что воздействие на счетчик внешнего магнитного поля может привести к нарушению в его работе вплоть до непригодности.
Истцом доказательств отсутствия на приборах учета магнита в момент проведения проверки не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что акт проверки составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в нем указаны все необходимые сведения, данный акт подписан представителями ответчика и двумя незаинтересованными лицами, ввиду отказа от подписи представителя собственника, не содержит замечаний со стороны потребителя, установлен факт несанкционированного вмешательства истца в работу установленных в принадлежащем ему жилом помещении приборов учета, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания акта от 20 июня 2017 года незаконным.
При отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований о признании акта от 20 июня 2017 года незаконным, суд находит не подлежащими удовлетворению производных от них исковых требований о перерасчете показаний потребления холодной и горячей воды за период с 20 марта 2017 года по 20 июня 2017 года по показаниям действующих счетчиков ГВС и ХВС.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-395/2019 (░░░ 89RS0006-01-2019-000533-79) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.