Дело № 21-417/2017 судья Иванов Ю.И.
РЕШЕНИЕ
25 октября 2017 года г.Тверь
Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» Леонова О.В. на решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 07 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Росприроднадзора по Тверской области С.А.К. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экоспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 (сто десять тысяч) рублей (л.д.5-11).
Решением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 07 августа 2017 года постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Росприроднадзора по Тверской области С.А.К. №35-128-2017 от 26 июня 2017 года оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Экоспецстрой» Леонова О.В. - без удовлетворения (л.д.44-46).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд заявитель, критикуя выводы судьи, просит решение отменить, полагая, что дело рассмотрено с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении. Прекращение деятельности по размещению ТБО на санкционированной свалке ТБО, расположенной по адресу: <адрес> без организации со стороны органов местного самоуправления иного пригодного и доступного места размещения отходов неминуемо приведет к серьезному ухудшению экологической обстановки на территории города Кимры, поскольку вывоз мусора на иные объекты размещения отходов нереален. Считает, что вина ООО «Экоспецстрой» в эксплуатации свалки ТБО не включенной в государственный реестр объектов размещения отходов отсутствует, поскольку данное нарушение имеет место по причине бездействия Главы города Кимры и Администрации города Кимры. При рассмотрении жалобы ООО «Экоспецстрой» на постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности не учтены и не оценены доводы представителя общества о грубых нарушениях процедуры привлечения ООО «Экоспецстрой» к административной ответственности, ненадлежащем уведомлении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое извещалось о рассмотрении дела на 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, когда дело рассмотрено в 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-53).
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ООО «Экоспецстрой» по доверенности Можайкина С.В., поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, возражения представителя Управления Росприроднадзора по Тверской области Быховца А.В., прихожу к следующему.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда ООО «Экоспецстрой» эксплуатирует земельный участок с кадастровым номером 69 42:0070127:0001, расположенный по адресу: 7 км <адрес>, по договору субаренды, заключенным с ООО «Жилищное благоустройство», для складирования и захоронения бытовых отводов сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. ООО «Экоспецстрой» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, обезвреживание отходов II класса опасности, размещение отходов I-IV класса опасности, на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и эксплуатируется ООО «Экоспецстрой» в нарушение п.7 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Экоспецстрой» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (л.д.38-43).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Росприроднадзора по Тверской области С.А.К. вынесено постановление №, которым ООО «Экоспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей (л.д.5-11).
Вместе с тем, с выводами должностного лица и судьи городского суда согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что ООО «Экоспецстрой», осуществляет деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, обезвреживание отходов II класса опасности, размещение отходов I-IV класса опасности, на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.242-249), и в указанных целях эксплуатирует земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: 7 км <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № находится во владении и пользовании ООО «Экоспецстрой» на основании договора субаренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Жилищное благоустройство», сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.164-166).
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО «Экоспецстрой». По результатам проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «Экоспецстрой» осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на объекте размещения отводов, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), и размещает отходы на почве, а именно: на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.196-201).
Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Росприроднадзора по Тверской области С.А.К. вынесено постановление №, которым ООО «Экоспецстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей (л.д.5-11).
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В силу ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.7). Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержден приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года №792 (далее – Порядок).
Согласно пункту 16 указанного Порядка, государственный реестр объектов размещения отходов включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав указанных земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в том числе к зонам специального назначения (ст. 85 ЗК РФ).
Учитывая изложенное, согласно требованиям законодательства Российской Федерации запрещается захоронение отходов на земельном участке, находящемся в границах населенного пункта.
В соответствии с п.17 Порядка объекты захоронения отходов в том числе, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации, не подлежат включению в ГРОРО.
При решении вопроса о наличии в деянии ООО «Экоспецстрой» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ не учтено, что весь земельный участок с кадастровым номером №, площадью 67845 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к землям населенных пунктов, что подтверждается постановлением Главы администрации г.Кимры № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158), п. 1.1 Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.159-162), п. 1.1 Договора субаренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.163-166).
Материалами дела достоверно установлено, что ООО «Экоспецстрой» осуществляет деятельность по размещению отходов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 67845 кв.м., входящих в состав земель населенных пунктов, в границах г.Кимры в нарушение прямого запрета установленного ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 Порядка, и поэтому с ДД.ММ.ГГГГ (со дня заключения договора субаренды) до ДД.ММ.ГГГГ (день составления акта проверки) объект захоронения отходов по адресу: <адрес>, не мог быть внесен в реестр объектов размещения отходов.
С учетом изложенного, ставить под сомнение доводы заявителя о том, что требования законодательства не могли быть им исполнены, оснований не имеется.
То обстоятельство, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «Экоспецстрой» выдавалась лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов по адресу: <адрес>, в рамках настоящего дела правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах в деянии ООО «Экоспецстрой» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного в обсуждение иных доводов жалобы не вступаю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области Управления Росприроднадзора по Тверской области С.А.К. № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 07 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья П.А.Сергуненко