Решение по делу № 2-547/2024 (2-10261/2023;) от 26.09.2023

Дело 2-547/2024 (2-10261/2023)

УИД 35RS0010-01-2023-011231-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вологда                                      30 сентября 2024 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Верховцевой Л.Н.,

с участием:

- истца Попова В.В., его представителя по доверенности Овчарук Н.Н.,

- представителей ответчика ПАО «МТС» Черепановой О.А., Криволапова П.А.,

- ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, СНТ «Труд» Бурыгина М.Ю.,

- представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрации города Вологды по доверенности Рунге Г.Э.

при секретаре Цуваревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова В.В. к Бурыгину М. Ю., ПАО «МТС» о возложении обязанности,

    установил:

    Попов В.В. обратился в Вологодский городской суд Вологодской области к Бурыгину М.Ю. с исковым заявлением о возложении обязанности.

        В обоснование исковых требований истец Попов В.В. указал, что имеет земельный участок для ведения садово-огороднической деятельности в СНТ «Труд» Льнокомбинат. С целью помещения садового участка пользуется дорогой общего пользования, которая проходит мимо садового участка, который принадлежит Бурыгину М.Ю. На земельном участке, принадлежащем Бурыгину М.Ю., расположена высокая металлическая конструкция, изготовленная из стальных труб. Указанная конструкция расположена в трех метрах от границы дороги общего пользования, практически нависая над ней. Полагает, что возведенная металлическая конструкция представляет угрозу для его жизни и здоровья, и жизни других садоводов, которые ходят или ездят по дороге общего пользования мимо земельного участка Бурыгина М.Ю.

    Просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать ПАО «МТС» демонтировать антенно-мачтовое сооружение связи, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами , .

    07.12.2023 протокольным определением привлечены к участию в деле в качестве ответчика ПАО «МТС», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, ФИО2, администрация г. Вологды.

    В судебном заседании истец Попов В.В., его представитель по доверенности Овчарук Н.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержали по доводам, изложенным в заявлении.

    В судебном заседании ответчик, представитель третьего лица СНТ «Труд» Бурыгин М.Ю. исковые требования не признал.

    В судебном заседании представители ответчика ПАО «МТС» Черепанова О.А., Криволапов П.А. исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзывах.

    Представитель третьего лица администрации города Вологды по доверенности Рунге Г.Э. разрешение исковых требований истца оставила на усмотрение суда.

    Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования Попова В.В. поддерживает.

    Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Из материалов дела следует, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>

Ответчик Бурыгин М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садово-огороднической деятельности, и земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садово-огороднической деятельности, что подтверждается выписками из ЕГРН.

    Между ПАО «МТС» и Бурыгиным М.Ю. 13.03.2023 заключен договор . Предметом договора является аренда части земельного участка с кадастровым номером для размещения многофункционального столба с правом размещения оборудования арендатора с возможностью прокладки кабеля электропитания до оборудования арендатора.

На указанном земельном участке было возведено антенно-мачтовое сооружение и размещено оборудование базовой станции подвижной радиотелефонной связи. В соответствии с исполнительной документации на строительство базовой станции стандартов с размещением оборудования на проектируемом металлическом столбе Н=35м, г Вологда, СТ «Труд» участок 61», высота данного объекта составляет 35 метров.

Установка антенно-мачтового сооружения завершена 07.08.2023, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 07.08.2023, подписанного подрядчиком ООО «ЭнергияИнвестИнжиниринг» и заказчиком ПАО «МТС».

Для правильного разрешения спора с целью установления, в том числе является ли вышеуказанное сооружение объектом недвижимого имущества, судом по настоящему делу была назначена комплексная судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО «Центр судебных экспертиз и исследований» и ООО «Гарант-Кадастр».

Согласно заключению АНО «Центр судебных экспертиз и исследований» от 03.05.2024 с учетом дополнительного заключения от 23.08.2024, антенно-мачтовое сооружение-трехсекционное, высотой 35 м., установлено на бетонном фундаменте и закреплено посредством анкерных болтов. Рядом на двух бетонных блоках установлен коммуникационный модуль. Данное сооружение по периметру 3,15х4,2 м. обнесено ограждением из металлического прутка, высотой 1,9м., поверх которого устроено ограждение из колючей проволоки высотой 0,5 м. В связи с выполнением работ по устройству фундамента, экспертом сделан вывод о том, что объект имеет признаки объекта капитального строительства. По результатам исследования и соответствия представленных документов и результата строительства нарушения строительных норм не обнаружено.

Однако, не смотря на признание спорного сооружения, объектом капитального строительства, выводы эксперта о применении к нему соответствующих требования строительных норм, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Пунктом 10.2 ГрК РФ определено понятие некапитального, строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 ГрК РФ.

Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 (ред. от 13.07.2021) «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.

Согласно статье 48.1 ГрК РФ, к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

Пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон № 126-ФЗ) определено, что особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.

Таким образом, не требуется получение разрешения на строительство в отношении объектов связи, указанных в пункте 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ и, на основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, установленных постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, при этом необходимо отметить, что положения части 17 статьи 51 ГрК РФ не распространяются на сооружения связи - антенные опоры (мачты и башни) высотой от 50 до 75 метров.

Кроме того, какие-либо нормативно-правовые акты, относящие сборно-разборные металлические башни и мачты сотовой и/или радиорелейной связи к объектам недвижимости, отсутствуют. Учитывая характер монтажных соединений, рассмотренная конструкция может быть монтирована и собрана многократно без изменения проектных качеств конструкций, без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению.

Выводы эксперта о нарушении градостроительных норм не соответствуют нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам в силу следующего.

В соответствии с абзацами шестьдесят первым - шестьдесят седьмым пункта 3.5 Правил благоустройства городского округа города Вологды на территории города Вологды запрещаются следующие действия (бездействие): размещение антенно-мачтовых сооружений на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках, земельных участках, предоставленных государственным и муниципальным организациям; размещение антенно-мачтовых сооружений без согласования проектной документации, предусматривающей размещение таких сооружений, с сетевыми организациями; размещение антенно-мачтовых сооружений на расстоянии менее: 25 метров до объектов жилой застройки, 150 метров до зданий, сооружений образовательных организаций; размещение антенно-мачтовых сооружений в зонах рекреационного назначения и зонах особо охраняемых территорий (виды и состав зон определены статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации); установка антенно-мачтовых сооружений на расстоянии менее 200 метров друг от друга (в том числе от существующих антенно-мачтовых сооружений и от мест, в отношении которых ранее согласовано размещение таких сооружений).

Пункт 3.5 Правил благоустройства городского округа города Вологды дополнен указанными абзацами решением Вологодской городской Думы от 25.05.2023 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 2 апреля 2007 года «О правилах благоустройства городского округа города Вологды», который вступил в силу с 01.09.2024.

Поскольку установка антенно-мачтового сооружения завершена 07.08.2023, то данный пункт в действующей редакции, не может распространяться на отношения сторон, возникшие до его вступления в силу.

Доводы истца и эксперта о том, что дата завершения строительства, а именно монтаж устройств, происходил позднее 01.09.2024, не имеет отношения к дате строительства антенно-мачтового сооружения. Кроме того, оценка представленных в материалы дела фотоматериалов, относится к компетенции суда как доказательства при вынесении решения, а не эксперта. Установка непосредственно передающих радиотехнических объектов, создающих электромагнитные поля радиочастотного диапазона, к возведению спорного объекта не относится, не влияет на изменение расстояния от жилых объектов и их инфраструктуры, и может быть проверено лишь на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.

Земельным кодексом Российской Федерации, регулирующим отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), в статье 1 закреплено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земель в Российской Федерации по целевому назначению, а также их правовой режим, определяемый в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, установлено, что Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе классификатор видов разрешенного использования земельных участков (пункт 1, подпункт 5.26(7.19) пункта 5).

Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В приложении к этому Приказу указано: связь (код 6.8) - размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1.

В соответствии с примечанием 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.

Таким образом, положение примечания 2 к Классификатору в части, допускающей без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, соответствует приведенным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что возможность размещения такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, обусловлено тем, что установка таких сооружений не приводит к нецелевому использованию земельных участков, осуществляется в случаях, когда в целях размещения антенно-мачтового сооружения не требуется образование земельного участка, использование такого участка допускается на условиях сервитута, публичного сервитута, использования земельного участка или земель на основании разрешения, аренды части земельного участка, при наличии согласия правообладателя земельного участка. Лишь в тех случаях, когда для размещения антенно-мачтовых сооружений необходимо образование земельного участка, установление соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев, установленных федеральным законом) является необходимым.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 35:24:0502005:48 и земельный участок с кадастровым номером относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садово-огороднической деятельности.

В соответствии с постановлением Правилам застройки и землепользования г Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 территория СНТ относится к зоне Ж1 «Зона застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами».

Зона Ж1 установлена за границами исторического поселения для обеспечения правовых условий размещения и эксплуатации индивидуальных жилых домов, а также объектов повседневного обслуживания, связанных с проживанием граждан.

Следовательно, размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Запрета на размещение антенно-мачтового сооружения на земельном участке, предназначенном для садоводства, Федеральный закон от 29.07.2027 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит.

Выводы эксперта об угрозе жизни и здоровью граждан возведенным антенно-мачтовым сооружением также не соответствуют нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам в силу следующего.

Приказом Минтруда России от 07.12.2020 № 867н утверждены Правила по охране труда при выполнении работ на объектах связи (далее - Правила).

В соответствии с п. 71 Правил опасной зоной вокруг мачт и башен при эксплуатации считается зона, граница которой находится от центра основания опоры на расстоянии, равном 1/3 ее высоты.

Согласно п. 1 Правил по охране труда при выполнении работ на объектах связи, они устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и выполнении работ в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, станциях космической связи, в радиобюро, коммутационно- распределительных аппаратных, на станциях радиоконтроля, в организациях проводного вещания, на телефонных станциях, на телеграфах и станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение, осуществляющих работы по строительству и обслуживанию воздушных линий связи, линий проводного вещания, радиорелейных линий, линейных сооружений кабельных линий передачи (далее - объекты связи).

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими деятельности на объектах связи (пункт 2 Правил).

Зона 1/3 от высоты основания опоры устанавливается для защиты персонала при проведении работ на объектах связи.

При этом указанные стороной истца правила по охране труда регулируют отношения по охране труда персонала при обслуживании антенно-мачтовых сооружений, правила производства работ в опасной зоне сооружения и не содержат требований по включению указанной зоны в границы мест размещения объектов связи.

Факт безопасности возведенного сооружения для жизни и здоровья подтверждается протоколом испытаний от 10.01.2024 , согласно которому превышения предельно-допустимых значений электромагнитных полей не выявлено; санитарно-эпидемиологическим заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.07.2023, согласно которому базовая станция соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, организация санитарно-защитной зоны не требуется, для существующих зданий организация зоны ограничения застройки не требуется, экспертным заключением ООО «Алгоритм» от 12.01.2024.

Значения электро-магнитных показателей во всех контрольных точках расчета, не превышают предельно-допустимые значения в 10 мкВт/кв.см по СанПин 2.1.8./2.2.4.1190-03 и СанПин 2.1.8./2.2.4.1383-03.

При этом вывод эксперта о размещении базовой станции ПАО «Вымпелком» на спорном антенно-мачтовом сооружении также сделан на предположениях эксперта без необходимых исследований, истребования документов.

Работа сети ПАО «Вымпелком» обеспечивается на оборудовании ПАО «МТС», и не относится к предмету настоящего спора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь статьями 98, 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Попова В.В. к Бурыгину М. Ю., ПАО «МТС» о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                             Л.Н. Верховцева

Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2024

2-547/2024 (2-10261/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Виктор Викторович
Ответчики
ПАО "МТС"
Бурыгин Матвей Юрьевич
Другие
Овчарук Наталья Николаевна
Рунге Галина Эвальдовна
Черепанова Оксана Александровна
СНТ "Труд" Льнокомбинат
Администрация города Вологды
Криволапов Павел Александрович
Свирский Виктор Сергеевич
Особливый Андрей Павлович
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Верховцева Любовь Николаевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.10.2023Предварительное судебное заседание
07.12.2023Предварительное судебное заседание
10.01.2024Предварительное судебное заседание
24.01.2024Предварительное судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
24.05.2024Производство по делу возобновлено
27.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
30.09.2024Производство по делу возобновлено
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024Дело оформлено
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее