УИД 61RS0031-01-2024-000308-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2024 года ст. Егорлыкская
Егорлыкский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солодовник А.В.,
с участием истца и его представителя адвоката Носалевой Е.А., действующей по ордеру от 31 мая 2024 года и доверенности от 12 марта 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тыщенко Андрея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский», Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тыщенко Ирина Владимировна о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Тыщенко Андрей Анатольевич обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тыщенко Ирина Владимировна о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая на то, что он состоял на военной службе в Вооруженных силах РФ, 05 июня 2001 года был уволен в запас, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 62978 № 115 от 05 июня 2001 года. Во время прохождения службы на основании постановления Главы администрации Егорлыкского района № 122 от 14 марта 1996 года истцу, на семью из двух человек, была предоставлена двухкомнатная отдельная квартира, общей площадью 30,77 кв.м., расположенная по адресу <адрес>
Квартира была предоставлена на условиях социального найма, служебной не является. Постановлением администрации Егорлыкского района от 14 марта 1996 года № 122 спорная квартира не включена в состав служебных и, соответственно, не отнесена к специализированному жилищному фонду.
Прилагаемый ордер № 184 от 27 марта 1996 года является в силу ранее действовавшего ЖК РСФСР основанием для вселения в жилое помещение и единственным доказательством заключения договора социального найма.
Обязанности помимо выдачи ордера заключения договора социального найма в письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами, ране действовавшим ЖК РСФСР предусмотрено не было.
Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р военный городок, в котором находится спорная квартира, был исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков вооруженных сил РФ.
Истец ранее в приватизации жилья не участвовал. В соответствии с прилагаемым согласием от 20 февраля 2024 года, удостоверенным нотариально, третье лицо Тыщенко Ирина Владимировна не возражает против приватизации спорной квартиры истцом.
16 февраля 2024 года истец обратился в ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о разрешении приватизации занимаемой им квартиры, что подтверждается прилагаемой копией заявления и квитанцией об отправке.
ФГАУ «Росжилкомплекс» было принято решение № 11 от 05 мая 2024 года об отказе в передаче спорного жилого помещения в порядке приватизации в виду того, что заявитель не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и по причине отсутствия договора социального найма, предусмотренного п. 4 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра РФ от 10 ноября 2022 года № 676, а также в связи с тем, что согласно ордеру квартира является служебной.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. ст. 2, 6, 11 Закона РФ 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно п. 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
На основании п. 2 Постановления Правительства РФ № 1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, а также осуществляет от имени РФ защиту имущественных прав, осуществляет приватизацию имущества.
На основании изложенного, учитывая, что иной порядок восстановления прав истца на приватизацию квартиры, кроме судебного, отсутствует, истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру № 32, расположенную в доме <адрес>, общей площадью 30,77 кв.м.
В ходе судебного разбирательства, истец в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просит суд признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру № 32, расположенную в <адрес>, общей площадью 57,1 кв.м., кадастровый номер №.
Определением от 20 мая 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить в полном объеме, пояснив в судебном заседании, что в соответствии с ордером № 184 от 27 марта 1996 года истцу, на семью из двух человек, была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 30,77 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> Согласно постановлению Главы администрации Егорлыкского района № 122 от 14 марта 1996 года данная квартира была включена в состав служебных. Исходя из выписки ЕГРН от 08 мая 2024 года, спорная квартира находится в федеральной собственности и передана в оперативное управление ФГАУ «Росжилкомплекс», однако сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда, отсутствуют (л.д.30).
Согласно ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, в виду того, что спорная квартира находится в оперативном управлении в ФГАУ «Росжилкомплекс», то для сохранения статуса служебной данной квартиры необходимо соответствующее решение указанного органа, в противном случае квартира не может считаться служебной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 октября 2000 года N 13-П определение статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств, осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения.
В материалы дела не представлено допустимых доказательств, подтверждающих отнесение спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, что снимает запрет на её приватизацию.
Тыщенко А.А. в приватизации не участвовал, что подтверждается ответом из ГБУ «Центр содействия развитию имущественно земельных отношений Ростовской области» Сальский филиал (л.д.45), квартира в настоящее время не является служебной, так как решением органа, осуществляющего управление жилищным фондом не отнесена к специализированному жилищному фонду, иной порядок восстановления прав истца на приватизацию квартиры, кроме судебного, отсутствует.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено отчетом об отслеживания отправления с почтовым идентификатором (л.д.128), представитель в назначенное судом время не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.122).
Руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.
Из возражений Министерства обороны РФ следует, что с заявленными требованиями истца Минобороны России РФ не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений Министерством обороны Российской Федерации регулируется положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) согласно которым Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями по договору социального
|
|
|
Спорное жилое помещение предоставлено Тыщенко Л.А. и членам его семьи, супруге Тышенко И.В., на основании ордера от 27 марта 1996 года № 184.
Порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах в указанный период был установлен в соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (далее - Положения), утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 (утратил силу с 26 июня 2000 года), согласно которому жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях.
Данным Положением разъяснен порядок обеспечения жилой площадью как военнослужащих, так и рабочих и служащих Советской Армией и Военно- Морского Флота.
Между тем материалы дела не содержат сведений и истцом не подтверждено документально на каких условиях Тыщенко А.А. предоставлено спорное жилое помещение, как военнослужащему, либо как гражданскому персоналу Минобороны.
Кроме того, Приказом Министра обороны СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» от 10 ноября 1975 года № 285 устанавливался статус жилых помещений в военных городках как служебных.
Предоставление жилого помещения в закрытом военном городке, определяло назначение такого жилого помещения по правилам статей 101, 104 Жилищного кодекса РСФСР.
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через квартирно-эксплуатационные части районов (далее - КЭЧ района) в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площадью выдавались КЭЧ района (гарнизона).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирноэксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) па основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р жилищный фонд военного городка ст. Егорлыкская Егорлыкского района исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в 1996 году на момент выдачи ордера Тыщенко А.Л., ст. Егорлыкская Егорлыкского района входила в состав закрытых военных городков.
Факт предоставления Тыщенко А.Л. спорного жилого помещения в закрытом военном городке указывает на то, что жилое помещение относилось к специализированному жилому фонду.
Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Жилые помещения в домах закрытых военных городков предназначены для расквартирования воинских частей, размещения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей. Наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей. Именно специализированным характером закрытых военных городков обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений.
Нахождение спорного жилого помещения в закрытом военном городке на момент его предоставления автоматически относило его к специализированной части жилищного фонда, не подлежащего приватизации. Допустимых доказательств того, что в дальнейшем данное жилое помещение изменило свой статус в связи с исключением городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, материалы дела не содержат.
При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Из этого следует, что независимо от того, принималось ли решение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, данное жилое помещение на момент его предоставления являлось служебным.
Так как последующее исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков, само по себе не влечет утрату жилым помещением статуса служебного, а решение органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом об исключении спорного жилого помещения из специализированного фонда, не принималось, на момент разрешения спора на жилое помещение относится к служебному помещению.
Кроме того, в ордере от 27 марта 1996 года № 184 на основании которого Тыщенко А.А. и членам его семьи предоставлено спорное жилое помещение имеется отметка - «служебная».
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Исходя из изложенного, Министерством обороны Тыщенко А.А. и членам его семьи на основании ордера от 27 марта 1996 года № 184 предоставлено спорное жилое помещение в закрытом военном городке в качестве служебного жилья.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного (служебного) фонда уполномоченным органом не принималось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ог 4 июля 1991 года № 1541-1 (далее - Закон № 1541-1), не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Истцом не доказано, что у Минобороны России возникла обязанность по обеспечению их жилым помещением в постоянное пользование. Жилые помещения фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
При этом договор социального найма с истцом не заключался, спорное жилое помещение предоставлено на основании ордера в закрытом военном городке в качестве служебного жилого помещения, в связи с чем, основания о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации у истца отсутствуют.
На основании вышеизложенного Минобороны РФ просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Ответчики Федеральное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский» и Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации извещены о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 34766094009516, 34766094009530 (л.д.129,130), их представители в назначенное судом время не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Третье лицо, Тыщенко И.В., о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено почтовым уведомлением, в назначенное судом время не явилась (л.д.131), обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.103).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков: Федерального автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский», Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения истца и его представителя, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Егорлыкского района Ростовской области от 14 марта 1996 года № 122 в связи с вводом в эксплуатацию военного городка, в число служебных, в том числе включена квартира <адрес> (л.д.52-57).
Судом установлено, что 27 марта 1996 года второй Ростовской КЭЧ района Тыщенко А.А. на состав семьи из двух человек, включая жену Тыщенко И.В., выдан ордер № 184 на право занятия двухкомнатной квартиры № 32, расположенной по адресу: <адрес>. В ордере имеется отметка о том, что жилое помещение является служебным (л.д.6).
Согласно адресной справке от 04 марта 2024 года, истец с 24 декабря 1997 года зарегистрирован по указанному адресу (л.д.13).
Из возражений ответчика следует, что распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р военный городок ст. Егорлыкской был включен в перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Приказом командира СКВО № 03 от 09 января 2001 года Тыщенко А.А. был уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с невыполнением условий контракта, что также подтверждается послужным списком (л.д.132-139).
Истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, указывает на то, что распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р военный городок ст. Егорлыкской был исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. Данное обстоятельство не отрицает и ответчик в письменных возражениях (л.д.117-122).
Право собственности на квартиру № 32, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер № зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления - за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08 мая 2024 года № КУВИ-001/2024-127577857 (л.д.30-32).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает на то, что ранее в приватизации он не участвовал, Тыщенко И.В. дано нотариально удостоверенное согласие 61АВ0054813 от 20 февраля 2024 года о том, что она не возражает против приватизации истцом спорной квартиры, в связи с чем, он обратился в ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче ему квартиры в частную собственность, однако решением № 11 от 05 марта 2024 года ему было отказано в приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Согласно пункта 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П) (п. 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления истцу ордера № 184 от 27 марта 1996 года, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР и действующим на тот момент законодательством Союза ССР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Предоставление жилого помещения лицам из военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в военном городке, определяло назначение такого жилого помещения по правилам статей 101, 104 Жилищного кодекса РСФСР.
Так, в силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение была установлена Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР).
В соответствии со статьей 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно пункту 17 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (приложение N 1 к Приказу министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте") все вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью военнослужащих, должны были решаться по месту прохождения ими службы.
Заселение жилой площади производилось по ордерам (пункт 26 указанного выше Положения).
Инструкцией о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утвержденной Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны СССР 04 октября 1978 года N 147/15/35060, предусмотрено, что КЭЧ района выдавала ордера на жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона о приватизации приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Следовательно, не подлежат приватизации жилые помещения, относящиеся к служебным, либо расположенные в домах закрытых военных городков.
Согласно письму № 71.05/497 от 21.05.2024 Администрации Егорлыкского района, спорная квартира не является муниципальной собственностью Егорлыкского района и в реестре муниципального имущества не значится (л.д.38).
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии Министерством обороны Российской Федерации решения о передаче данного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, такое решение об обеспечении Тыщенко А.А. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к вводу, что спорное жилое помещение выделялось истцу исключительно в связи со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве служебного, а не как нуждающемуся в жилье в порядке очередности, имевшейся в администрации района.
Доводы истца о том, что в настоящее время квартира № 32, расположенная по адресу: <адрес>, исключена из перечня закрытых военных городков, соответственно, утратила статус служебного жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку на момент выдачи Тыщенко А.А. ордера на вселение № 184 от 27 марта 1996 года спорная квартира являлась ведомственным жилищным фондом Министерства обороны, ордер с отметкой о служебном статусе предоставляемого жилья выдан КЭЧ истцу в 1996 году.
Установление в последующем статуса закрытого военного городка (01 июня 2000 года) подтверждает закрепление за ведомственным жилым фондом военного ведомства статуса служебного, в отношении которого действует запрет на передачу в собственность граждан в силу статьи 4 Закона Российской Федерации N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и который не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 80 от 15 февраля 2000 года было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.
При этом дальнейшее прекращение статуса военного городка само по себе не изменяет статуса спорного жилья. Допустимых доказательств того, что жилое помещение изменило свой статус в связи с исключением городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, материалы дела не содержат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного уполномоченным органом не принималось.
Данное обстоятельство подтверждает и Министерство обороны РФ в письменных возражениях на иск (л.д.117-122).
Ссылка истца и его представителя на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса «служебной», в связи с чем, к спорным правоотношениям применяются нормы, регулирующие социальный наем жилых помещений, необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Ордер № 184 от 27 марта 1996 года с отметкой о служебном статусе предоставляемого жилья, дающий право на временное проживание истца и членов его семьи в спорной квартире, не оспорен и недействительным не признан.
Таким образом, поскольку исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков, само по себе, не влечет утрату жилым помещением статуса служебного, а решение органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда не принималось, то на момент разрешения спора данное жилое помещение относится к служебному жилому помещению.
То обстоятельство, что истец зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством пользования им указанным помещением на условиях договора социального найма.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования Тыщенко Андрея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский», Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тыщенко Ирина Владимировна о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворению не подлежат.
РЕШИЛ:
Исковые требования Тыщенко Андрея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) территориальный отдел «Ростовский», Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тыщенко Ирина Владимировна о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Пивоварова
Мотивированное решение составлено – 24 июня 2024 года
%
4
1