Дело № 2-3/2020 (33-1755/2020) судья Куликова Н.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Булавкина А.А. и Голубевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
11 июня 2020 года
по докладу судьи Булавкина А.А.
дело по апелляционному представлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области на решение Кимрского городского суда Тверской области от 16 января 2020 года с учетом дополнительного решения от 27 января 2020 года, которыми постановлено:
«Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и неопределенного круга лиц, к главе Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тельман» (индивидуальному предпринимателю) и физическому лицу - Багирову Телману Муршуд оглы о признании незаконными результатов межевания от 23 января 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, произведенного кадастровым инженером Бонюшкиной А.Ю. при уточнении границ данного земельного участка, признании отсутствующим права собственности Багирова Т.М.о. на земельный участок с кадастровым номером №, признании незаконным выделения Багировым Т.М.о. земельного участка с кадастровым номером № в счет земельной доли из обще долевой собственности СПК «Маяк» Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, признании реестровой ошибкой описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Багирову Т.М.о., установленных в соответствии с результатами межевания от 23 января 2016 года, проведенными кадастровым инженером ООО «Райзем» Бонюшкиной А.Ю. и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № оставить без удовлетворения.
Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства в пользу Бонюшкиной Анны Юрьевны расходы на оплату услуг эксперта в размере 22500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей».
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор, действуй в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с требованиями, неоднократно уточнявшимися в ходе судебного разбирательства, последний раз 23 декабря 2019 года Кимрский межрайонный прокурор уточнил требования, указав, что полагает необходимым считать ответчиком Багирова Т.М.о. как главу Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тельман», как индивидуального предпринимателя и как физическое лицо, а также, что исковое заявление заявлено не только в интересах Российской Федерации, но и в интересах неопределенного круга лиц, поскольку деятельность по охране окружающей среды и природных ресурсов относится к сфере экологических правоотношений, просил признать отсутствующим право собственности главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тельман» (индивидуального предпринимателя) Багирова Т.М.о. на земельный участок с кадастровым номером №. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» по вопросу законности постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку выявлено наложение данного земельного участка на земли лесного фонда. В ходе проведения проверки установлено, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности Багирову Т.М.о., право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке на 1/11 долю в праве 18 декабря 2012 года, регистрационная запись №, и на 10/11 доли в праве 03 октября 2012 года, регистрационная запись №. Земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 6017 кв.м, состоит из 2 контуров. Данный земельный участок выделен в счет земельной доли из общедолевой собственности <адрес>. Кадастровые работы проводились кадастровым инженером Давроншоевым Х.Г. Дата присвоения кадастрового номера 22 ноября 2011 года. 08 сентября 2015 года при рассмотрении Кимрским городским судом Тверской области гражданского дела № 2-783/15 по иску ЗАО «Евро-Волга» к Багирову Т.М.о. определением суда утверждено мировое соглашение, заключенное между сторонами, согласно которому ответчик Багиров Т.М.о. признает факт наличия кадастровой ошибки при определении границ земельного участка с кадастровым номером №, с целью устранения выявленного наложения координат земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером № из земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения обязуется произвести уточнение границ земельного участка с кадастровым номером № чтобы избежать наложение данного участка (пересечения его границ) на земельный участок истца с кадастровым номером №; производство кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером № производится ООО «Райзем» согласно договору от 25 августа 2015 года в течение 70 календарных дней. Уточненные границы земельного участка с кадастровым номером № отражены на прилагаемом к настоящему мировому соглашению плане, составленном кадастровым инженером ООО «Райзем» Бонюшкиной А.Ю. В случае невозможности уточнения границ земельного участка с кадастровым номером № по причинам, независящим от истца, ответчик добровольно обязуется отказаться от своего права собственности на данный земельный участок в течении двух недель со дня получения от органа, осуществляющего ведение кадастрового учета, уведомления (решения) об отказе в поставке земельного участка с уточненными границами на кадастровый учет. Из объяснений кадастрового инженера Бонюшкиной А.Ю. от 07 мая 2018 года, полученных в ходе проведения проверки, следует, что с целью устранения выявленного наложения из земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения производилось уточнение границ земельного с кадастровым номером №. Уточненные границы земельного участка с кадастровым номером № располагались в кадастровом квартале с категорией земель земли населенного пункта и не являлись предметом согласования в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 6 Земельного кодекса РФ. Вместе с тем, по данным ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» земельный участок с кадастровым номером №, после уточнения его границ, полностью налагается на земли лесного фонда по материалам лесоустройства СПК «Маяк». Согласно информации Министерства лесного хозяйства Тверской области от 30 мая 2018 года № 2709/07-01 земельный участок с кадастровым номером № фактически сформирован из земель лесного фонда, расположенного в квартале 10 (выделы 28,29) Кимрского участкового лесничества (леса, ранее находившиеся во владении СПК «Маяк») Кашинского лесничества Тверской области. Информация о данном лесном участке внесена в ЕГРН в виде сведений о земельном участке с кадастровым номером № без установления координат границ. Право собственности Российской Федерации на указанные земли зарегистрировано 06 августа 2008 года. В отношении земель, на которых расположен лесной участок с кадастровым номером №, был принят акт о переводе из земель сельскохозяйственного значения в земли лесного фонда - распоряжение администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 546-ра. Генеральный план Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, учитывающий включение лесных участков в границы населенных пунктов, не согласовывался Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, определенном статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ. Учитывая изложенное, а также необходимость исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 06 июля 2017 года № ДК-П13-182пр о проведении сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий в рамках контроля за реализацией Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Министерство считает целесообразным обращение в суд в целях защиты интересов Российской Федерации в области лесных отношений. При анализе проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Маяк» Кимрского района Тверской области (текстовой и графической) от 1992 года, представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, и уточненного местоположения земельного участка с кадастровым номером № установлено, что данный земельный участок сформирован при уточнении его границ за пределами общедолевого земельного участка. Статьями 13-14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливается право выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а также особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности. Участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей доли, если это не противоречит требованиям к образованию земельного участка, установленным Земельным кодексом РФ. В соответствии с требованиями п. 10 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Приватизация земель совхоза «Маяк» Кимрского района Тверской области проводилась на основании Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе», иных законодательных актов, а также Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы обязаны были в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах (п. 3 Указа). Согласно п. 6 этого же Указа коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, в срок, до 01 марта 1992 года предписывалось принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии (п. 3). Районным и внутрихозяйственным комиссиям предписывалось провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности, передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность (п. 4). Владельцами имущественных паев и земельных долей совхоза «Маяк» Кимрского района Тверской области было принято решение образовать на базе совхоза «Маяк» акционерное общество. Указанное решение оформлено протоколом общего собрания трудового коллектива совхоза «Маяк» от 31 августа 1992 года. Также данным протоколом общего собрания трудового коллектива совхоза «Маяк» Кимрского района утвержден проект землеустройства реорганизации хозяйства, предусматривающий организацию акционерного общества с коллективно-долевой формой собственности на землю и согласно расчетов с учетом качества земель за акционерным обществом закрепляется 3091 га сельскохозяйственных угодий. Земельные массивы, переданные при приватизации совхоза «Маяк» в коллективно-долевую собственность членов трудового коллектива, в проекте землеустройства указаны в расчетной ведомости по контурам полей - видам сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокос, пастбище). Для каждого земельного массива указывается его номер, принадлежность к тому или иному виду сельскохозяйственных угодий, площадь, оценочный балл, сумма баллогектаров. На графической части проекта землеустройства - чертеже проекта землеустройства, являющегося приложением к проекту землеустройства, каждое поле пронумеровано и имеет указание на площадь. Кадастровый инженер Бонюшкина А.Ю. при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером № не использовала проект землеустройства, его текстовую и графическую части, поскольку фактически данный участок был сформирован ею не из земель, переданных в коллективно-долевую собственность, а отнесенных к лесам и, как следует из её объяснений, местоположение данного земельного участка указал заказчик работ по межеванию Багиров Т.М.о. Факт принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выданным 06 августа 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области, из которого следует, что лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 4178 га, адрес объекта <адрес> условный номер №, запись о регистрации права от 06 августа 2008 года № №. Факт выдела спорного земельного участка не из земель, находящихся в общедолевой собственности СПК «Маяк», а из земель лесного фонда, подтверждается также таксационным описанием лесных участков, планом лесного участка, являющимся приложением к вышеуказанному свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Из всего изложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером № фактически сформирован при уточнении его границ в январе 2016 года на землях, которые не передавались в состав общедолевого участка совхоза «Маяк» и фактически выделены из земель лесного фонда. Кадастровый инженер несет ответственность за результат выполненной им работы. В данном случае кадастровый инженер выполнил работы с нарушением действующего законодательства, что привело к существенному нарушению интересов Российской Федерации. Кадастровый инженер Бонюшкина А.Ю. при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером № не использовала проект землеустройства совхоза «Маяк», несмотря на то, что земельный участок формировался из общедолевого земельного участка №, границы которого в установленном порядке не определены, а, следовательно, единственным документом, из которого можно было бы установить местоположение формируемого земельного участка, являлся проект землеустройства СПК «Маяк» (его текстовая и графическая части). В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границ земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ). Согласно проекту землеустройства совхоза «Маяк» в бессрочное постоянное пользование АО «Маяк» передано 4177 га лесов. Согласно распоряжению администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 546-ра «О переводе земель из одной категории в другую» земли общей площадью 69853 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения переведены в категорию земель лесного фонда, в том числе площадью 4178 га по СПК «Маяк» (правопреемник АО «Маяк»). В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Подобных решений в отношении спорного земельного участка после 2006 года не принималось. В соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного кодекса РФ и статьи 5 Лесного кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ определены категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли лесного фонда (подпункт5). В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В соответствии со ст. 27 Лесного кодекса РФ, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, данные участки не могут быть предоставлены в частную собственность. В настоящее время создалась ситуация, когда право собственности Российской Федерации и право собственности Багирова Т.М.о. в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы на один и тот же объект недвижимости - земельный участок с указанием различной категории земель. Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное v обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Одним из способов защиты прав согласно ст. 12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, и пресечение действий, нарушающих право. Исходя из положений ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Представитель ответчика - главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тельман» (индивидуального предпринимателя) и физического лица - Багирова Т.М.о., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Багировой З.М.к. - Теперина Т.В. заявленные требования не признала, возражала в их удовлетворении. Показала суду, что границы земельного участка № установлены на основании определения Кимрского городского суда от 08 сентября 2015 года. В экспертном заключении эксперт делает вывод о том, что указанный земельный участок границы лесного участка не пересекает, находится в границах фонда перераспределения, а лесной фонд совхоза «Маяк» не был передан в ведение Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Право собственности Федерального агентства лесного хозяйства на спорный участок не зарегистрировано в ЕРГП, границы участка, принадлежащего истцу, не определены в установленном законом порядке, в связи с чем оснований для обращения в суд с требованием о признании права собственности Багирова Т.М.о. отсутствующим не имеется.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства лесного хозяйства Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Кашинское лесничество Тверской области» Теплухин А.А. исковые требования Кимрского межрайонного прокурора полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Показал суду, что согласно экспертному заключению спорный земельный участок расположен на лесоустроенных землях СПК «Маяк», которые в силу закона относятся к землям лесного фонда.
Представитель истца - Федерального агентства лесного хозяйства, ответчик - глава Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тельман» (индивидуальный предприниматель) и физическое лицо - Багиров Т.М.о., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Багирова З.М.к., Багиров А.М.о., Давроншоев Х.Г., Зубков Е.А., кадастровый инженер Бонюшкина А.Ю., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Тверской области, Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Администрации Кимрского района Тверской области, ООО «Райзем» в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, что подтверждено документально. При этом от Багирова Т.М.о., представителей Администрации Кимрского района Тверской области, Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в материалы дела представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Согласно возражений кадастрового инженера Бонюшкиной А.Ю. на исковое заявление (том 3 л.д. 226-228), местоположение границ спорного земельного участка утверждено определением Кимрского городского суда от 08 сентября 2015 года. При выполнении кадастровых работ для проверки и исключения факта наложения уточняемых границ земельного участка на охраняемые государством территории ею, кадастровым инженером, запрашивался кадастровый план территории населенного пункта Бурцево с кадастровым номером №. Данный кадастровый план подтверждает отсутствие земель лесного фонда в границах населенного пункта Бурцево.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Уткина Т.В. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Указывает, что, несмотря на уточнение прокурором исковых требований, прокурор вынес решение не по уточненным исковым требованиям. Выражает несогласие с тем, что, несмотря на имеющиеся в деле доказательства, в том числе выписки из государственного лесного реестра, согласно которой спорная территория является землями лесного фонда, материалам землеустройства и лесоустройства СПК «Маяк», из которых видно, что спорная территория вошла из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда согласно распоряжению администрации Тверской области № 546-ра от 27 ноября 2006 года, лесоустроительные документы ГКУ «Кашинское лесничество» Тверской области, суд согласился с выводом эксперта о том, что спорный земельный участок находится в границах фонда перераспределения. При этом суд не принял во внимание, что данная территория является лесоустроенной. Также прокурор выражает несогласие с тем, что с Федерального агентства лесного хозяйства в пользу Бонюшкиной А.Ю. взысканы расходы на оплату услуг эксперта в размере 22500 рублей, указывая, что в дополнительном решении суд не указал, чем фактическое поведение Бонюшкиной А.Ю. как участника процесса способствовало принятию судебного акта в пользу ответчика Багирова Т.М.о.
Министерство лесного хозяйства Тверской области, администрация Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области в отзывах на апелляционное представление прокурора поддержали содержащиеся в нем требования.
Ответчиком Багировым Т.М.о., третьим лицом Бонюшкиной А.Ю. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Земельный участок с кадастровым номером № был выделен Зубковым Е.А. в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером № в границах сельскохозяйственного производственного кооператива «Маяк» (СПК «Маяк») и поставлен на кадастровый учет 22 ноября 2011 года на основании заявления о постановке на государственный учет объекта недвижимости от 06 августа 2011 года, межевого плана от 28 октября 2011 года, выполненного кадастровым инженером Давроншоевым Х.Г.
На основании договоров купли-продажи доли в праве собственности от 04 августа 2012 года и 19 сентября 2012 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером № было приобретено Крестьянским хозяйством «Тельман» в лице главы хозяйства Багирова Т.М.о.
Согласно выписке из ЕГРН от 25 сентября 2019 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за Багировым Т.М.о.
Координаты земельного участка с кадастровым номером №, установленные определением Кимрского городского суда от 08 сентября 2015 года, полностью соответствуют сведениям о координатах данного земельного участка, отраженным в ЕГРН.
Как правильно установил суд первой инстанции, правовыми основаниями для удовлетворения исковых требований прокурора мог являться факт наложения земельного участка с кадастровым номером № на земли лесного фонда. Такие обстоятельства по делу не установлены.
Частью 4 ст. 6.1 Лесного кодекса РФ определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В силу п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно действующего на момент возникновения спорных правоотношений лесного законодательства, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного Кодекса).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
По мнению прокурора, заявившего иск, факт принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выданным 06 августа 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области, из которого следует, что лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 4178 га, адрес объекта <адрес>, условный номер №, запись о регистрации права от 06 августа 2008 года № №.
Вместе с тем, данное утверждение прокурора не нашло свое подтверждение.
Согласно заключению эксперта Кынтиковой А.В. № 2019/10-11 от 22 октября 2019 года, выполненному на основании определения Кимрского городского суда от 26 июня 2019 года, пересечений земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № не имеется, поскольку земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию «земли лесного фонда» и территориально находится в границах бывшего АО «Маяк», а земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и территориально находится в границах <адрес> (земли населенных пунктов). Таким образом, наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земли лесного фонда не имеется, имеется наложение на лесоустроенные территории квартала 10 (выделы 28, 29), но они не являются землями лесного фонда. Границы земельного участка определены в системы координат МСК-69 в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку речь идет о сформированном земельном участке, то его местоположение не ограничивается контурами сельскохозяйственных угодий СПК «Маяк». Фактически данный земельный участок расположен в кадастровом квартале №. Лесной фонд совхоза «Маяк» не был передан в ведение Приволжского сельского поселения. Заявленная Кашинским лесничеством спорная территория не была включена в данную передачу. Частичное наложение спорного земельного участка на лесоустроенные территории квартала 10 (выделы 28, 29) и отсутствии наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда не опровергают друг друга, поскольку спорный земельный участок расположен в границах фонда перераспределения земель совхоза «Маяк», земли которого не были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, а положения ст.ст. 6, 7 Лесного кодекса РФ допускают нахождение лесов и на землях сельскохозяйственного назначения.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, поскольку они основаны на исследовании представленных материалов дела, являются мотивированными, а заключение подготовлено лицом, обладающим специальным образованием в исследуемой им области. В судебном заседании эксперт подробно разъяснил сделанные им выводы и основания, по которым он к ним пришел.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что земельный участок с кадастровым номером № был выделен в счет земельной доли из общедолевой собственности <адрес>, а его границы установлены мировым соглашением, утвержденным 08 сентября 2015 года Кимрским городским судом Тверской области. Указанное решение суда не оспорено и вступило в законную силу. Информация же об участке, отнесенным в землям лесного фонда, о наложении на который спорного земельного участка ответчика утверждает прокурор, внесена в ЕГРН в виде сведений о земельном участке с кадастровым номером № без установления координат границ.
Остальные доводы представление прокурора не имеют правового значения при оценке обоснованности решения суда. Доводы прокурора о том, что суд рассмотрел требования, которые не заявлялись, были предметом оценки суда первой инстанции, с которой соглашается судебная коллегия, поскольку изначально заявленные требования прокурора в ходе судебных заседаний дополнялись, изменялись, уточнялись, излагались в новой редакции, при этом отказа от ранее заявленных требований от прокурора не поступало.
Взыскание с Федерального агентства лесного хозяйства как материального истца расходов на оплату услуг эксперта в размере 22500 рублей в пользу Бонюшкиной Анны Юрьевны судом мотивировано. Агентством решение суда не обжаловано.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимрского городского суда Тверской области от 16 января 2020 года с учетом дополнительного решения от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи А.А. Булавкин
О.Ю. Голубева