дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2016 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Мерлиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Видлицкий дом интернат для престарелых и инвалидов» (далее, в том числе ГБСУ СО «Видлицкий ДИ») к Е.В.В. о изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском к Е.В.В. по тем основаниям, что хх.хх.хх г. между Е.В.В. и ГБСУ СО «Видлицкий ДИ» был заключен договор № от хх.хх.хх г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с указанным договором ГБСУ СО «Видлицкий ДИ» обязалось принять Е.В.В. на стационарное обслуживание и оказывать ему социальные услуги в соответствии с ГОСТ Р 52143-2003, а Е.В.В. обязался ежемесячно оплачивать данные услуги в установленном размере.
В хх.хх.хх г.. социальными работниками ГБСУ СО «Видлицкий ДИ» Е.В.В. было представлено дополнительное соглашение об изменении суммы ежемесячной платы по договору в связи с новым повешением размера пенсию. С хх.хх.хх г. размер пенсии Е.В.В. составил "СУММА"., соответственно размер платы за стационарное обслуживание составил бы "СУММА". Подписывать дополнительное соглашение об изменении платы за стационарное обслуживание с хх.хх.хх г.. Е.В.В. отказался.
На основании изложенного истец, просит внести изменение в договор № от хх.хх.хх г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенный между ГБСУ СО «Видлицкий ДИ» и Е.В.В. в части установления с хх.хх.хх г. конкретного размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в размере "СУММА".(пункт 2.1. договора). Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца, ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала требования по основаниям изложенным в иске. Просила внести изменение в договор № от хх.хх.хх г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенный между ГБСУ СО «Видлицкий ДИ» и Е.В.В. в части установления с хх.хх.хх г. конкретного размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в размере "СУММА".(пункт 2.1. договора) и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины. Пояснила, что фактически на содержание Е.В.В. в доме интернате затрачивается больше средств, чем он оплачивает на основании договора.
Ответчик Е.В.В. с исковыми требованиями не согласился, основывая свои доводы на том, что взыскание 75 процентов от начисленной ему пенсии является необоснованным, поскольку он не в состоянии после удержаний по исполнительным листам выплачивать требуемую сумму.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 1 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ, действовавшего на момент заключения договора с ответчиком о стационарном обслуживании, предусматривалось, что социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые представляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Статья 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавшего на момент заключения договора стационарного обслуживания предусматривала формы социального обслуживания, одной из которых является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии со ст. 24 данного Закона порядок оплаты стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.02.2006 № 14-П(признано утратившим силу Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.03.2015 № 80-П) было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты указанного обслуживания.
В соответствии с п. 23 указанного Постановления размер платы, взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов за социальные услуги, пересматривается администрацией учреждения при изменении размеров пенсий граждан, среднедушевого дохода семьи, в которых они проживают, величины прожиточного минимума установленной в Республике Карелия для соответствующей социально-демографической группы, но не реже двух раз в год.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75 процентов установленной трудовой пенсии по старости или пенсии по инвалидности (п. 30).
В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", с 01.01.2015 г. Федеральный закон от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" признан утратившими силу.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"(переходные положения) в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минтруда России от 06.05.2015 N 12-3/10/П-2598 «О реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"» данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.
Что касается формы сохранения данного размера - конкретная денежная сумма либо предельный процент платы - это может быть определено исходя из условий, указанных в договоре с данным гражданином, который определял размер платы за получение социальных услуг на 31 декабря 2014 года.
Исходя из изложенных положений, сохранение размера платы за стационарное обслуживание предполагает исключение резкого повышения этой платы в связи с расчетом по новому закону предусматривающего осуществление этого расчета не только из размера пенсии, а из совокупности доходов лица пользующегося услугой социальных учреждений. Напротив, в случае если по расчету предусмотренному новым законом размер платы для гражданина станет меньше, то подлежат применению положения нового закона улучшающий положение гражданина. Кроме того, в новом законе обращено внимание на необходимость проверки и применения в качестве суммы платежа стоимости фактически оказанной услуги за месяц.
В то же время «заморозка» стоимости услуги по состоянию на 31.12.2015 года будет не обоснованной и повлечет нарушение прав организации оказывающей услугу, что повлечет убытки и дополнительные расходы с надлежащего бюджета, а в рассматриваемом случае будет противоречить договору предусматривающему увеличение платы за обслуживание в связи с изменением размера пенсии.
Статьей 19 Федерального закона N 442-ФЗ установлено, что социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
В соответствии со ст. 30 названного Закона источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются, в том числе средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В соответствии с п. 4 ст. 32 Федерального закона N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 4 ст. 31 Федерального закона N 442-ФЗ отсылает к Порядку определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, который устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пп. «ж» п. 5 Постановления Правительства РФ 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" в составе доходов подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления и предоставлении социальных услуг. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
Порядок взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг утвержден Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.12.2014 года № 393-П «О утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания», абзацем 2 пункта 7 которого предусмотрено, что решение об изменении размера платы за предоставление социальных услуг принимается организацией социального обслуживания, являющейся поставщиком социальных услуг, при изменении размера среднедушевого дохода получателя социальной услуги, величины прожиточного минимума установленного в Республике Карелия для соответствующей социально-демографической группы населения: в течение трех рабочих дней со дня уведомления получателем социальных услуг об изменении размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Организация социального обслуживания, являющаяся поставщиком социальных услуг, письменно уведомляет получателя социальных услуг об изменении размера платы за предоставление социальных услуг в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. Изменение условий оплаты социальных услуг осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к договору и предоставлении социальных услуг.
Из материалов дела следует, что Е.В.В., хх.хх.хх г. года рождения, является инвалидом Х группы и с хх.хх.хх г. находится на стационарном обслуживании в доме интернате на основании договора от хх.хх.хх г., согласно которому Е.В.В. должен вносить плату за стационарное обслуживание, включая затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в размере не превышающем 75 процентов установленной трудовой пенсии по старости.
Размер платы за стационарное обслуживание пересматривается при изменении размера пенсии, получаемой истцом, в связи с ежегодным изменением стоимости затрат по стационарному, социальному обслуживанию, величины прожиточного минимума, установленной в Республике Карелия для соответствующей социально-демографической группы. Изменение размера платы за стационарное обслуживание по договору оформляется дополнительным соглашением, подписанным сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора.
хх.хх.хх г. Е.В.В. было предложено подписать дополнительное соглашение к договору и стационарном обслуживании № от хх.хх.хх г., согласно которому с хх.хх.хх г. размер ежемесячной платы изменяется и составляет "СУММА"., поскольку с хх.хх.хх г. трудовая пенсия по старости, назначенная Е.В.В. составляет "СУММА" От подписания соглашения Е.В.В. отказался. В связи с чем истец просит внести изменения в п.2.1. договора в части установления ежемесячной платы за стационарное обслуживание с хх.хх.хх г. в размере "СУММА".
Требование истца о внесении изменений в договор является правомерным, основанным на положениях заключенного договора от хх.хх.хх г. о стационарном обслуживании и положениях вышеприведенного законодательства.
Однако, основываясь на нормах Закона действующего на момент изменения правоотношений, то есть с 01.02.2015 размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания должен рассчитываться на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Исходя из правил подсчета среднедушевого дохода расчет производится исходя из суммы доходов за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг. Для одинокого гражданина доход определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
Исходя из данных норм, расчет должен производиться из дохода Е.В.В. за период с 01.02.2014 по 31.01.2015 поделенный на 12.
Исходя из вышеизложенного, размер платы за ежемесячное стационарное обслуживание составляет "СУММА". из расчета "СУММА" (сумма полученных пенсионных выплат за год)/12х75%).
При расчете судом использован доход в виде пенсии ответчика. Другие виды дохода (предусмотренных п. 5 «Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно") суд не учитывал, поскольку о их наличии истец и ответчик суду не сообщили.
Поскольку новый закон в связи с выявленными обстоятельствами (наличие одного вида дохода) улучшил положение ответчика, то суд полагает обоснованным удовлетворяя требования истца внести изменения в договор с установлением с хх.хх.хх г. конкретного размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в размере "СУММА".
Оснований уменьшать сумму платы за стационарное обслуживание до стоимости фактически оказанной услуги не имеется, так как стоимость услуги из ее тарифов значительно превышает установленную судом сумму.
Довод ответчика о том, что размер платы за стационарное обслуживание в ГБСУ СО «Видлицкий дом-интернат» превышает размер пенсии ответчика после произведенных удержаний и составляет свыше 75 процентов, суд признает несостоятельным, поскольку размер среднедушевого дохода ответчика с 01.02.2015 составляет "СУММА"., размер платы за ежемесячное стационарное обслуживание составляет "СУММА"., что не превышает 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
В силу ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика государственную пошлину оплаченную истцом при подаче иска в суд.
Довод истца о том, что он является инвалидом Х группы и с него не может быть удержана государственная пошлина не принимается судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - инвалиды I и II группы, а поскольку Е.В.В. по данному гражданскому делу является ответчиком, то положения п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ к нему не применимы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Внести изменения в договор № от хх.хх.хх г. о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключенный между государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Республики Карелия «Видлицкий дом интернат для престарелых и инвалидов» и Е.В.В. в части установления с хх.хх.хх г. конкретного размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в размере "СУММА"пункт 2.1. договора).
В остальной части иска отказать.
Взыскать в пользу государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Видлицкий дом интернат для престарелых и инвалидов» с Е.В.В. госпошлину оплаченную при подаче иска в суд в размере "СУММА"
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Хольшев А.Н.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено хх.хх.хх г.