Решение по делу № 2-544/2024 от 17.06.2024

УИД: 10RS0005-01-2024-001004-95                          № 2-544/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2024 года                                                                                      г.Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                      Корольковой Е.Н.,

при секретаре                                                   Елистратовой Е.Д.,

с участием прокурора Саванюка П.П., представителя ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница №1» Маркова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костомукши в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1», Министерству здравоохранения Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Костомукши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Межрайонная больница №1» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> на основании решения от 28.12.2023 № 67 проведена проверка исполнения законодательства об исполнении требований к антитеррористической защищенности объектов в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». В ходе проверки прокуратурой города выявлены нарушения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму, пп. «о» п. 16, пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8. Нарушения отражены в представлении от 09.01.2024. Представление рассмотрено 30.01.2024 и удовлетворено в части, ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» приняты меры к соблюдению положений пп. «о» п. 16 Требований, переработана и утверждена Инструкция по внутриобъектовому и пропускному режиму. До настоящего времени остаются неисполненными требования прокурора в части несоблюдения ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов. Выявленные нарушения требований законодательства являются существенными и ставят под угрозу нормальное функционирование учреждения здравоохранения, а также создают угрозу для жизни и здоровья посетителей и работников ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по исполнению ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать ГБУЗ «Межрайонная больница » в течение 6 месяцев с момента исполнения Министерством здравоохранения Республики Карелия обязанностей по финансированию мероприятий по исполнению Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обеспечить исполнение указанных Требований, осуществив:

обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресу: <адрес> (стационарное отделение)и <адрес>;

установку ограждения объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница », расположенных на земельном участке с кадастровым номером ;

установку ограждения территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница » по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Карелия, в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; прекращено производство по делу в части требований об обеспечении при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны по адресу: ул. Мира, д. 9, г. Костомукша, Республика Карелия и ул. Советская, д. 12, г. Костомукша, Республика Карелия, в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель прокуратуры Саванюк П.П. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница №1» по доверенности Марков А.С. с иском не согласился по изложенным в отзыве основаниям, просил в удовлетворении иска отказать.

Министерство здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором полагало себя ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Третье лицоГБУЗ РК «Бюро СМЭ» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.

Исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены "Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Прокуратурой г. Костомукши на основании решения от 28.12.2023 № 67 проведена проверка исполнения законодательства об исполнении требований к антитеррористической защищенности объектов в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1», по результатам которой 09.01.2024 и.о. главного врача внесено представление, которое признано обоснованным и удовлетворено частично.

Вместе с тем, не исполнены требования прокурора в части несоблюдения ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов: - не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; - не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); - не исключено бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Разрешая заявленные требования, суд, принимая во внимание, что невыполнение приведенных выше положений Требований ведет к существенному снижению уровня защищенности учреждения здравоохранения, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» обязанности обеспечить охрану объектов (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. А, а также лит. Б (поскольку именно эти корпуса являются стационарными отделениями), и по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12. Установить ограждение объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», расположенныхна земельном участке с кадастровым номером . Установить ограждение территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» расположенногопо адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12, на земельном участке с кадастровым номером .

При этом, суд полагает необходимым, на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить срок исполнения решения - в течение одного года, исходя из характера возложенных работ. Установленный срок, по мнению суда, отвечает требованиям разумности.

Вместе с тем, в удовлетворении требований, предъявленных к Министерству здравоохранения Республики Карелия, следует отказать, по следующим основаниям.

Согласно Уставу ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Республикой Карелия в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (п.1.1). В силу п. 1.5 Устава функции и полномочия учредителя от имени Республики Карелия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Карелия, на которое возложено осуществление координации и контроля за деятельностью Учреждения. Как следует из содержания п. 1.6 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, штампы, бланки. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, несет ответственность. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленным за Учреждением или приобретенным за счет средств, выделяемых Учредителем на приобретение такого имущества.

В соответствии с пунктами 1, 5, 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 N 260-П, Министерство здравоохранения Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, входящим в структуру исполнительных органов Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции в сфере здравоохранения, а также по проведению государственной политики в сфере здравоохранения. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия. Осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абз. 36 ст. 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абз. 1 п. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абз. 3 п. 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Министерство здравоохранения Республики Карелия является распорядителем средств республиканского бюджета.

Являясь по отношению к учреждению распорядителем бюджетных средств, министерство фактически может финансировать учреждение лишь в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных и запланированных в бюджете на соответствующие цели.

При этом понуждение министерства к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренные на содержание отраслевого органа исполнительной власти Республики Карелия и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за министерством на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Аналогичная правовая позиция также изложена в определениях Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 № 88а-13208/2024, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 № 88а-15774/2023, Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 № 18-КГ23-195-К4.

Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Однако в рамках настоящего дела прокурором не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Министерством здравоохранения Республики Карелия прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Так, в материалы дела представлены запросы подведомственным учреждениям Министерства здравоохранения Республики Карелия от 08.02.2024, 30.05.2024 о предоставлении информации о необходимости дополнительных средств, в том числе по предписаниям и антитеррористической защищенности. Сведения о незаконном бездействии Министерства, об отказе в формировании дополнительной потребности в средствах бюджета в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, отсутствуют и правовые основания для применения положения ст. 158 Бюджетного кодекс Российской Федерации и возложения на Министерство здравоохранения Республики Карелия субсидиарной ответственности по возможным обязательствам (долгам) учреждения.

Учитывая вышеизложенное, требование, заявленное к Министерству здравоохранения Республики Карелия, удовлетворению не подлежит.

По настоящему делу прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга граждан, то есть физических лиц, с требованиями неимущественного характера, с учетом положений абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины в этом случае составляет 300 руб.

Требования прокурора удовлетворены, ответчик Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» от уплаты судебных расходов не освобожден, поэтому с него подлежит взысканию в бюджет Костомукшского городского округа государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», ИНН 1004003572, в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда выполнить следующие мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов здравоохранения:

- обеспечить охрану объектов (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. А, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. Б, и по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12.

установить ограждение объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», расположенныхна земельном участке с кадастровым номером ;

установить ограждение территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница » расположенногопо адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12, на земельном участке с кадастровым номером .

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Карелия об обеспечении финансирования расходов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1» на выполнение указанных мероприятий, а также в удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1», ИНН 1004003572, в бюджет Костомукшского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья          подпись                    Е.Н. Королькова

Копия верна.

Судья                                                                                                         Е.Н. Королькова

Мотивированное решение суда составлено 09 августа 2024 года.

УИД: 10RS0005-01-2024-001004-95                          № 2-544/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2024 года                                                                                      г.Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                      Корольковой Е.Н.,

при секретаре                                                   Елистратовой Е.Д.,

с участием прокурора Саванюка П.П., представителя ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница №1» Маркова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костомукши в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1», Министерству здравоохранения Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Костомукши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Межрайонная больница №1» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов здравоохранения по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> на основании решения от 28.12.2023 № 67 проведена проверка исполнения законодательства об исполнении требований к антитеррористической защищенности объектов в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». В ходе проверки прокуратурой города выявлены нарушения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму, пп. «о» п. 16, пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8. Нарушения отражены в представлении от 09.01.2024. Представление рассмотрено 30.01.2024 и удовлетворено в части, ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» приняты меры к соблюдению положений пп. «о» п. 16 Требований, переработана и утверждена Инструкция по внутриобъектовому и пропускному режиму. До настоящего времени остаются неисполненными требования прокурора в части несоблюдения ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов. Выявленные нарушения требований законодательства являются существенными и ставят под угрозу нормальное функционирование учреждения здравоохранения, а также создают угрозу для жизни и здоровья посетителей и работников ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по исполнению ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать ГБУЗ «Межрайонная больница » в течение 6 месяцев с момента исполнения Министерством здравоохранения Республики Карелия обязанностей по финансированию мероприятий по исполнению Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обеспечить исполнение указанных Требований, осуществив:

обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресу: <адрес> (стационарное отделение)и <адрес>;

установку ограждения объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница », расположенных на земельном участке с кадастровым номером ;

установку ограждения территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница » по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Карелия, в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; прекращено производство по делу в части требований об обеспечении при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны по адресу: ул. Мира, д. 9, г. Костомукша, Республика Карелия и ул. Советская, д. 12, г. Костомукша, Республика Карелия, в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель прокуратуры Саванюк П.П. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница №1» по доверенности Марков А.С. с иском не согласился по изложенным в отзыве основаниям, просил в удовлетворении иска отказать.

Министерство здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором полагало себя ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Третье лицоГБУЗ РК «Бюро СМЭ» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.

Исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены "Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Прокуратурой г. Костомукши на основании решения от 28.12.2023 № 67 проведена проверка исполнения законодательства об исполнении требований к антитеррористической защищенности объектов в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1», по результатам которой 09.01.2024 и.о. главного врача внесено представление, которое признано обоснованным и удовлетворено частично.

Вместе с тем, не исполнены требования прокурора в части несоблюдения ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» пп. «г», «е», «ж» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов: - не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; - не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); - не исключено бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Разрешая заявленные требования, суд, принимая во внимание, что невыполнение приведенных выше положений Требований ведет к существенному снижению уровня защищенности учреждения здравоохранения, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» обязанности обеспечить охрану объектов (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. А, а также лит. Б (поскольку именно эти корпуса являются стационарными отделениями), и по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12. Установить ограждение объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», расположенныхна земельном участке с кадастровым номером . Установить ограждение территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» расположенногопо адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12, на земельном участке с кадастровым номером .

При этом, суд полагает необходимым, на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить срок исполнения решения - в течение одного года, исходя из характера возложенных работ. Установленный срок, по мнению суда, отвечает требованиям разумности.

Вместе с тем, в удовлетворении требований, предъявленных к Министерству здравоохранения Республики Карелия, следует отказать, по следующим основаниям.

Согласно Уставу ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Республикой Карелия в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (п.1.1). В силу п. 1.5 Устава функции и полномочия учредителя от имени Республики Карелия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Карелия, на которое возложено осуществление координации и контроля за деятельностью Учреждения. Как следует из содержания п. 1.6 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, штампы, бланки. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, несет ответственность. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленным за Учреждением или приобретенным за счет средств, выделяемых Учредителем на приобретение такого имущества.

В соответствии с пунктами 1, 5, 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 N 260-П, Министерство здравоохранения Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, входящим в структуру исполнительных органов Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции в сфере здравоохранения, а также по проведению государственной политики в сфере здравоохранения. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия. Осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абз. 36 ст. 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абз. 1 п. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абз. 3 п. 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Министерство здравоохранения Республики Карелия является распорядителем средств республиканского бюджета.

Являясь по отношению к учреждению распорядителем бюджетных средств, министерство фактически может финансировать учреждение лишь в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных и запланированных в бюджете на соответствующие цели.

При этом понуждение министерства к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренные на содержание отраслевого органа исполнительной власти Республики Карелия и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за министерством на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Аналогичная правовая позиция также изложена в определениях Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 № 88а-13208/2024, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 № 88а-15774/2023, Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 № 18-КГ23-195-К4.

Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Однако в рамках настоящего дела прокурором не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Министерством здравоохранения Республики Карелия прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Так, в материалы дела представлены запросы подведомственным учреждениям Министерства здравоохранения Республики Карелия от 08.02.2024, 30.05.2024 о предоставлении информации о необходимости дополнительных средств, в том числе по предписаниям и антитеррористической защищенности. Сведения о незаконном бездействии Министерства, об отказе в формировании дополнительной потребности в средствах бюджета в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, отсутствуют и правовые основания для применения положения ст. 158 Бюджетного кодекс Российской Федерации и возложения на Министерство здравоохранения Республики Карелия субсидиарной ответственности по возможным обязательствам (долгам) учреждения.

Учитывая вышеизложенное, требование, заявленное к Министерству здравоохранения Республики Карелия, удовлетворению не подлежит.

По настоящему делу прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга граждан, то есть физических лиц, с требованиями неимущественного характера, с учетом положений абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины в этом случае составляет 300 руб.

Требования прокурора удовлетворены, ответчик Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» от уплаты судебных расходов не освобожден, поэтому с него подлежит взысканию в бюджет Костомукшского городского округа государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», ИНН 1004003572, в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда выполнить следующие мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов здравоохранения:

- обеспечить охрану объектов (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций по адресам: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. А, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д. 9, лит. Б, и по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12.

установить ограждение объектов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1», расположенныхна земельном участке с кадастровым номером ;

установить ограждение территории поликлинического отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница » расположенногопо адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д. 12, на земельном участке с кадастровым номером .

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Карелия об обеспечении финансирования расходов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1» на выполнение указанных мероприятий, а также в удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1», ИНН 1004003572, в бюджет Костомукшского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья          подпись                    Е.Н. Королькова

Копия верна.

Судья                                                                                                         Е.Н. Королькова

Мотивированное решение суда составлено 09 августа 2024 года.

2-544/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костомукши
Ответчики
ГБУЗ РК "Межрайонная больница №1"
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Другие
ГБУЗ РК "Бюро СМЭ"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.07.2024Предварительное судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2024Дело оформлено
10.09.2024Дело передано в архив
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее