Судья Малиновская А.А. Дело № 22-2348/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ижевск 20 декабря 2022 года
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Зиминой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ложкиной И.Н.,
с участием прокурора Нургалиевой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе осужденного В.В.М. на постановление Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 5 октября 2022 года, которым
оставлено без удовлетворения ходатайство осужденного В.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, о смягчении назначенного наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу,
установил:
осужденный В.В.М., отбывающий наказание в ФКУ <данные изъяты>, обратился в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики с ходатайством о смягчении назначенного наказания по постановленным в отношении него приговорам Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2016 года и 20 декабря 2016 года вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу.
Постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе осужденный В.В.М. выражает несогласие с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что изменения, внесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части дополнения перечня уголовных наказаний наказанием в виде принудительных работ, предусмотренных ст. 53.1 УК РФ, подлежащих применению с 1 января 2017 года, являются основанием для изменения приговора Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года. Считает, что с учетом изменений, внесенных в ст. 72 УК РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ в отношении него возможно применение льготных правил зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы при назначении наказания по постановленным приговорам. Ставит вопрос о пересмотре постановления суда.
Осужденный В.В.М. от участия в суде апелляционной инстанции отказался, заявил письменный отказ от защитника. Участие осужденного необходимым не признано, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие осужденного.
В судебном заседании прокурор Нургалиева Г.Ф. предлагает постановление суда оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.
В соответствии с ч. 7 ст. 389.13 УПК РФ с согласия прокурора апелляционная жалоба рассмотрена без проверки доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление прокурора, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в том случае, если новый уголовный закон смягчает наказание за совершенное осужденным деяние.
Из представленных материалов следует, что В.В.М. осужден:
- приговором Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2016 года по ч. 4 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ, с зачетом в срок отбытия наказания времени нахождения под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- приговором Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года по пп. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2017 года в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по приговору Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2016 года и по приговору Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года окончательно назначено В.В.М. наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ходатайства, доводов апелляционной жалобы, В.В.М. полагает, что приговоры Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2016 года и 20 декабря 2016 года подлежат пересмотру в соответствии со ст. 10 УК РФ, возможно назначение наказания в виде принудительных работ и применение льготных правил зачета времени содержания под стражей в срок отбывания наказания.
Суд первой инстанции, проанализировав изменения, внесенные в Уголовный Кодекс Российской Федерации Федеральными законами РФ от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ и от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ, установил, что изменений, улучшающих положение осужденного, не внесено, обоснованно ходатайство В.В.М. оставил без удовлетворения.
Доводы осужденного о наличии оснований для пересмотра приговора Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года в сторону смягчения в связи с внесением изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ несостоятельны.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ Уголовный Кодекс РФ дополнен ст. 53.1 УК РФ, согласно ч. 1 которой наказание в виде принудительных работ применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Статья 53.1 УК РФ подлежит применению с 1 января 2017 года, в связи с чем вопрос о назначении принудительных работ не был предметом обсуждения при вынесении приговора Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года. Однако, по данному приговору суд с учетом всех обстоятельств дела, в том числе наличия отягчающего обстоятельства, предусмотренного ч. 1.1 ст. 63 УК РФ, и непогашенных судимостей за совершение преступлений небольшой тяжести, пришел к выводу о назначении В.В.М. наказания в виде лишения свободы, не усмотрев оснований для назначения более мягких видов наказания в виде штрафа, обязательных или исправительных работ. Кроме того, окончательное наказание по совокупности преступлений, предусмотренных пп. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ, В.В.М. назначено в виде лишения свободы; возможность назначения наказания в виде принудительных работ за совершение преступления, отнесенного к категории особо тяжкий преступлений, не предусмотрена.
Доводы осужденного о возможности применения льготных правил зачета времени содержания под стражей по приговорам Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2016 года и 20 декабря 2016 года не основаны на законе. По приговору от 22 сентября 2016 года В.В.М. признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, ему назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в срок отбывания наказания из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. По приговору от 20 декабря 2016 года В.В.М. признан виновным в совершении преступления, отнесенного к категории преступлений средней тяжести, ему назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, срок отбывания наказания исчислен с 20 декабря 2016 года. Вместе с тем, окончательное наказание В.В.М. назначено по совокупности преступлений на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, что исключает возможность применения льготных правил зачета времени содержания под стражей, предусмотренных п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушений уголовного закона, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено. Постановление соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, является законным и обоснованным.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного судебного решения, не установлено.
Положения ст. ст. 396-399 УПК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного судом соблюдены в полном объеме. Нарушения прав В.В.М. при рассмотрении ходатайства не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления суда, в том числе по доводам, изложенным в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
постановление Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 5 октября 2022 года в отношении осужденного В.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного В.В.М. - без удовлетворения.
Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента вынесения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – в судебную коллегию по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий подпись Е.Г. Зимина
Копия верна. Судья Е.Г. Зимина