Решение по делу № 2-1016/2018 от 20.09.2018

Дело №2-1016/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Федорчук Е.В.

При секретаре Карабаза Р.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №9» Федерального медико-биологического агентства России об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,

Установил:

Вторая прокуратурапо надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области, в лице прокурора Антонова Д.Е. обратилась в суд с иском к ФБУЗ МСЧ №9 ФМБА России, в котором просит суд, обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны - убежища в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации:восстановить работоспособность следующих систем жизнеобеспечения убежища: вентиляции, канализации, электрооборудования; восстановить герметичность указанного убежища (в том числе всех дверных проемов, входов, аварийных выходов); восстановить нормальное функционирование дверей, ворот и ставней;произвести замену фильтров-поглотителей, установленных в вентиляционной системе убежища.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Второй прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка деятельности ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России по осуществлению мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов — защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.Установлено, что на территории ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России находится 1 защитное сооружение (, инв. ) гражданской обороны, которое значится на балансе учреждения и которое находится на праве оперативного управления на основании выписки из ЕГРП от 18.08.2016.В ходе выездной проверки (декабрь 2017 года) выявлены следующие нарушения: в нарушение п.п. 4.3.10, 4.3.11, 3.2.2 Правил не обеспечена герметичность в ЗС ГО, резинки-уплотнители на входных дверях не заменены;в нарушение п. 3.2.10 Правил не соответствует установленнымтребованиям окраска инженерных систем внутри ЗС ГО, а именно воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;воздухозаборные трубы режимафильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранениягорючесмазочных материалов для дизельной электростанции, трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; водопроводные трубы, баки запаса воды; трубы системы отопления;фильтровентиляционной системы неисправно и не пригодно к дальнейшей эксплуатации (год выпуска фильтров-поглотителей - 1985 г.); в нарушение п.п. 3.2.11, 4.5.1, 4.5.2 Правил системы водоснабжения и канализации находятся в неудовлетворительном состоянии, трубопроводы, вентили, задвижки, краны со следами коррозии, насос системы канализации демонтирован.Согласно представленному акту инвентаризации указанного защитного сооружения от 23.08.2018 выявленные нарушения носят длящийся характер и до настоящего времени не устранены.В соответствии с Уставом ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России, учреждение осуществляет организацию и ведение гражданской обороны и обязано обеспечить сохранность, эффективность и целевое использование имущества, которое в соответствии с п. 5.1 Устава находится в федеральной собственности и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Прокуратурой по выявленным фактам 19.12.2017 начальнику ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, по результатам рассмотрения которого предприятием дан ответ о невозможности устранения нарушений в связи с отсутствием финансовой возможности, конкретных мер для устранения выявленных нарушений в сфере гражданской обороны учреждением не принято.

Представитель Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области помощник прокурора Бураченок Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика ФБУЗ МСЧ №9 ФМБА России Козырев С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, в соответствии с приложением № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.Пунктом 3.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, установлено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать привыполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.Поскольку объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, в силу ст.125 ГК РФ, п. 5.3 Постановлении Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным на осуществление полномочий собственника федерального имущества, составляющего казну РФ, органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества право собственности на защитное сооружение (инв. ) зарегистрировано за Российской Федерацией. Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. осуществляет Правительство Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Московской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области. В связи с чем, представитель ответчика считает, что иск Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области заявлен к ненадлежащему ответчику, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Представлен отзыв по заявленным требованиям, в которых представитель третьего лица в полном объеме поддерживает требования истца по изложенным доводам. Также согласно отзыву, в силу п. 6 ст. 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 раздела 3 Приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты оборонного производства отнесены исключительно к федеральной собственности и запрещены к приватизации, имеют стратегическое значение для государства и служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны. В связи с чем, просит суд обязать ФБУЗ МСЧ №9 ФМБА устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов.

Представитель третьего лица Федерального медико-биологического агентства России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В представленном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица против удовлетворения иска возражал по доводам аналогичным доводам представителя ответчика, а именно, считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку полномочия собственника в отношении расположенного на территории Московской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.

Представитель третьего лица Территориальное управление Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений или отзыва по заявленным требованиям не представлено.

Суд, выслушав представителя истца, изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России находится 1 защитное сооружение (, инв. ) гражданской обороны.

В соответствии с выпиской из ЕГРН защитное сооружение, расположено в здании хирургического корпуса ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России по адресу: <адрес>

Данное защитное сооружение значится на балансе ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России, и закреплено за МСЧ №9 на праве оперативного управления, на основании Распоряжение государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от дата, акта передачи имущества с баланса государственного предприятия.

Указанное защитное сооружение состоит на учете МЧС России (инвентаризационный номер ).

Второй прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка деятельности ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России по осуществлению мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов — защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.

В ходе выездной проверки (декабрь 2017 года) выявлены следующие нарушения:

- в нарушение п.п. 4.3.10, 4.3.11, 3.2.2 Правил не обеспечена герметичность в ЗС ГО, резинки-уплотнители на входных дверях не заменены;

- в нарушение п. 3.2.10 Правил не соответствует установленнымтребованиям окраска инженерных систем внутри ЗС ГО, а именно воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; воздухозаборные трубы режимафильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранениягорючесмазочных материалов для дизельной электростанции, трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; водопроводные трубы, баки запаса воды; трубы системы отопления;

фильтровентиляционной системы неисправно и не пригодно к дальнейшей эксплуатации (год выпуска фильтров-поглотителей - 1985 г.);

- в нарушение п.п. 3.2.11, 4.5.1, 4.5.2 Правил системы водоснабжения и канализации находятся в неудовлетворительном состоянии, трубопроводы, вентили, задвижки, краны со следами коррозии, насос системы канализации демонтирован.

В соответствии с п. 3.10 Устава ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России, утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 17.05.2011 № 20у учреждение осуществляет организацию и ведение гражданской обороны.

Как следует из п. 4.5 раздела 4 Устава учреждение обязано обеспечить сохранность, эффективность и целевое использование имущества, которое в соответствии с п. 5.1 Устава находится в федеральной собственности и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления

Прокуратурой по выявленным фактам 19.12.2017 начальнику ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, по результатам рассмотрения которого предприятием дан ответ о невозможности устранения нарушений в связи с отсутствием финансовой возможности, конкретных мер для устранения выявленных нарушений в сфере гражданской обороны учреждением не принято.

Выявленные нарушения носят длящийся характер и до настоящего времени не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на адрес от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Среди основных задач в области гражданской обороны определено обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

В силу п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. Приказом МЧС России N 575) содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения.

Аналогичные положения содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от дата N ), а предусмотренные в них требования к защитным сооружениям гражданской обороны применяются не только в целях подготовки эксплуатации защитных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.

При этом периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны установлена императивно (таблица N к указанным Правилам, п. 5.2.3 указанных Правил). Определено, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в разрабатываемых организацией годовых планах планово-предупредительных ремонтов, но в первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения (п. 5.2.4 указанных Правил). Приведенные положения приняты для выполнения задачи обеспечения постоянной готовности защитных сооружений гражданской обороны к использованию, а не предполагают возможность эксплуатирующей их в мирное время организации самостоятельно определять этапы, сроки и объем ремонтных работ.

Таким образом, законодательством предусмотрено необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовностью к использованию согласно их назначению. В связи с чем, согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309), организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию. В рассматриваемом случае система гражданской обороны не воссоздается заново с соблюдением этапов строительства и оснащения защитных сооружений, а требует постоянного поддержания уже имеющихся защитных сооружений в состоянии готовности к чрезвычайным ситуациям.

В этой связи оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации. Ежегодные и специальные осмотры проводятся в порядке, установленном руководителем организаций, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России N ). Комплексные осмотры проводятся раз в три года (п. 4.1.3 указанных Правил). Результаты оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны оформляются актом, а при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов (п. 4.1.6 указанных Правил). На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций (п. 4.1.7 указанных Правил).

Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств постоянного обеспечения ответчиком готовности спорного защитного сооружения к выполнению соответствующей ему защитной функции не представлено, принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования ЗС ГО, по его прямому назначению.

Довод ответчика и третьего лица о том, что ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов с целевым использованием денежных средств, иполномочия собственника в отношении расположенного на территории Московской области федерального имущества выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, не является основанием к отказу вудовлетворении исковых требований прокурора об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, поскольку ЗС ГО передано в оперативное управление ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России, которое в свою очередь не обеспечило соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны

Законодательством не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны ответчика. Не обеспечение ответчиком мер по поддержанию в надлежащем состоянии спорного объекта, создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Анализируя изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России, и обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны - убежища в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации: восстановить работоспособность следующих систем жизнеобеспечения убежища: вентиляции, канализации, электрооборудования; восстановить герметичность указанного убежища (в том числе всех дверных проемов, входов, аварийных выходов); восстановить нормальное функционирование дверей, ворот и ставней;произвести замену фильтров-поглотителей, установленных в вентиляционной системе убежища.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №9» Федерального медико-биологического агентства России об обязанииустранить нарушения законодательства о гражданской обороне – удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №9» Федерального медико-биологического агентства России в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне; выполнить работы по приведению защитного сооружения гражданской обороны - убежища в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации:

восстановить работоспособность следующих систем жизнеобеспечения убежища: вентиляции, канализации, электрооборудования;

восстановить герметичность указанного убежища (в том числе всех дверных проемов, входов, аварийных выходов);

восстановить нормальное функционирование дверей, ворот и ставней;

произвести замену фильтров-поглотителей, установленных в вентиляционной системе убежища.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2018 года.

Судья

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2-1016/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Вторая прокуратура по надзору за исполением законов на особо режимных объектах МО
Ответчики
ФБУЗ МСЧ №9 ФМБА России
Другие
Федеральное медико-биологическое агентство России
Территориальное управление Росимущества в Московской области
ГУ МЧС России по МО
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
19.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2020Передача материалов судье
19.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее