№ 2-121-2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Судиславль 12 марта 2015 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием заместителя прокурора Судиславского района Артамонова А.С.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации <адрес> по непринятию мер о выборе способа управления многоквартирными домами и об обязании Администрации <адрес> устранить нарушения жилищного законодательства,
установил:
Прокурор <адрес> обратился с иском в суд, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации <адрес> выразившееся в не проведении конкурсов по отбору управляющих организаций в условиях, когда собственники многоквартирных домов решения о выборе способа управления многоквартирными домами не принимали;
об обязании Администрации <адрес> провести конкурсы по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах № и № <адрес>, многоквартирного дома № <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании заместитель прокурора Артамонов А.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно -коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с определением способа управления многоквартирными жилыми домами в деятельности администрации <адрес> (далее - администрация <адрес> поселения).
В ходе проведенной проверки администрацией <адрес> поселения решения собственников многоквартирных домов в <адрес> и <адрес> о выборе способа управления многоквартирными домами, а также протоколы общих собраний, не представлены. Кроме того, администрацией <адрес> поселения в прокуратуру района представлены сведения о том, что конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирными домами, расположенными в <адрес>, ранее проводился в 2012, который был признан не состоявшимся.
В нарушение требований законодательства, проведенная прокуратурой <адрес> проверка показала, что в <адрес> поселении собственниками жилых помещений:
многоквартирных домов № и № <адрес>,
многоквартирного дома №, <адрес> не реализовано их право на выбор способа управления, решение о выборе способа управления не принято.
Согласно вышеизложенному, при наличии оснований для проведения конкурса по отбору управляющей организации по перечисленным ранее многоквартирным домам, администрация <адрес> поселения в нарушение требований жилищного законодательства РФ бездействует.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
В ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается в том числе созданием благоприятных условий быта, отдыха граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических/информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия.
Бездействие администрации <адрес> поселения нарушает права граждан, на благоприятные и безопасные условия проживания, решение вопросов пользования имуществом общего пользования выше перечисленных многоквартирных жилых домов, обеспечения сохранности жилищного фонда, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда.
Ненадлежащее техническое обслуживание инженерного оборудования многоквартирных домов может повлечь за собой ненадлежащее оказание коммунальных услуг, ненадлежащую подготовку жилых домов к отопительному сезону и прочие негативные последствия. Количество лиц, проживающих в многоквартирных домах № и №, <адрес>, многоквартирном доме №, <адрес> поселения, права которых на благоприятные условия проживания, безопасность нарушены, не является постоянным и в силу различных причин может меняться, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.
Просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не проведении конкурсов по отбору управляющих организаций в условиях, когда собственники многоквартирных домов № и № <адрес>, многоквартирного дома № <адрес> решения о выборе способа управления выше перечисленными многоквартирными домами не принимали.
2. Обязать администрацию <адрес> провести конкурсы по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах № и №, <адрес>, многоквартирного дома №, п<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, Шашкова С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признала в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2. ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 3 той же статьи ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, ч. 4. ст.161 ЖК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно абз. 2 п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домом»: органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 01 января 2007 г. завершить подготовку к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и утвердить график проведения указанных конкурсов.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального законна «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004 г. орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 г.
В соответствии с п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75, конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ.
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Жилищный кодекс РФ не содержит нормативного определения понятия "многоквартирный дом". Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; в ред. от 02.08.2007 N 494). Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно сообщению администрации <адрес> поселения, многоквартирных домов с количеством квартир более 16 на территории поселения составляет 3 дома (л.д. 9).
В судебном заседании установлено, что Администрацией <адрес> поселения в многоквартирных домах, расположенных в <адрес> и <адрес> поселения собственниками жилых помещений не реализовано их право на выбор способа управления, решение о выборе способа управления не принято. Администрацией <адрес> поселения не проводился открытый конкурс по отбору управляющей компании. Бездействие администрации <адрес> нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, решение вопросов пользования имуществом общего пользования выше перечисленных многоквартирных жилых домов, обеспечения сохранности жилищного фонда, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда. Ненадлежащее техническое обслуживание инженерного оборудования многоквартирных домов может повлечь за собой ненадлежащее оказания коммунальных услуг, ненадлежащую подготовку жилых домов к отопительному сезону и прочие негативные последствия.
О данных нарушениях администрации <адрес> было известно, однако реально ничего не выполнено.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд не находит возможным взыскать с ответчиков государственную пошлину.
Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не проведении конкурсов по отбору управляющих организаций в условиях, когда собственники многоквартирных домов № и №, <адрес>, многоквартирного дома № п<адрес> решения о выборе способа управления выше перечисленными многоквартирными домами не принимали, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> провести конкурсы по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах № и №, <адрес>, многоквартирного дома №, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд п. Судиславль в течение месяца.
Председательствующий: Затынин С.Е.