ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-3496/2019
г.Уфа 13 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Александровой Н.А. и Хакимова А.Р.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом, признании бездействия незаконным, обязании обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принять меры по принятию в муниципальную собственность, по апелляционной жалобе ФГБУ «Управление «Башмелиоводхоз» на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., представителя ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Башкортостан» Жигулева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., объяснения главы сельского поселения Енгалышевский сельсовет МР Чишминский район Республики Башкортостан Ермолаева В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Чишминского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом, признании бездействия незаконным, обязании обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принять меры по принятию в муниципальную собственность.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Чишминского района Республики Башкортостан по обращению Жигулева М.А. проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район (далее по тексту - администрация сельского поселения) законодательства в области эксплуатации гидротехнических сооружений. В ходе проверки водных объектов, расположенных в границах сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, установлено, что на р.Кайгалыш имеется гидротехническое сооружение - земляная плотина не имеющие собственника. По гребню указанного сооружения проходит муниципальная автомобильная дорога «Енгалышево - Борискино - Сабурово», соответственно земляная плотина является социально-значимым объектом для населения и окружающей среды. Поскольку земляная плотина и водоспуск спроектированы и построены с целью создания протока для воды и не относится к дорожному сооружению, данное сооружение не может входить в состав автомобильной дороги и являться одним из её конструктивных элементов. Установлено, что гидротехническое сооружение на р.Кайгалыш не имеет собственника и в Реестре муниципальной собственности не числится. Поскольку указанное гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования, необращение администрации сельского поселения в отдел по Чишминскому району Республики Башкортостан Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан с заявлением о принятии его на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом. Бездействие со стороны сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение конструкции сооружения, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде. По факту непринятия мер по оформлению земляной плотины в муниципальную собственность прокуратурой района 21 мая 2018 в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако в нарушение вышеуказанных требований закона должностными лицами администрации меры, направленные на устранение нарушений не приняты, требования прокурора проигнорированы.
Прокурор просил суд признать гидротехническое сооружение на р.Кайгалыш, расположенное на территории муниципального образования сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, бесхозяйным объектом; признать бездействие администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, незаконным; обязать администрацию сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей – гидротехнического сооружения на р.Кайгалыш Чишминского района Республики Башкортостан; обязать администрацию сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года постановлено:
иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом, признании бездействия незаконным, обязании обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принять меры по принятию в муниципальную собственность удовлетворить.
Признать гидротехническое сооружение на р.Кайгалыш, расположенное на территории муниципального образования сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, бесхозяйным объектом.
Признать бездействие Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения на р. Кайгалыш Чишминского района Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по ее принятию в муниципальную собственность.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - ФГБУ «Управление «Башмелиоводхоз» просит решение суда отменить, так как гидротехническое сооружение на р.Кайгалыш Чишминского района Республики Башкортостан судом не идентифицировано, на указанном участке имеется несколько гидротехнических сооружений.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и иным негативным изменениям окружающей среды.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статья 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает обязанности собственника гидротехнического сооружения направленные на обеспечение безопасности граждан и окружающей среды.
В силу статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Как следует из статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чишминского района Республики Башкортостан по обращению Жигулева М.А. проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Енгалышевскии сельсовет муниципального района Чишминский район (далее по тексту - администрация сельского поселения) законодательства в области эксплуатации гидротехнических сооружений
В ходе проверки водных объектов, расположенных в границах сельского поселения Енгалышевскии сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, установлено, что на р.Кайгалыш имеется гидротехническое сооружение - земляная плотина не имеющие собственника.
Установлено, что гидротехническое сооружение на р.Кайгалыш не имеет собственника и в Реестре муниципальной собственности не числится.
Поскольку указанное гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования, необращение администрации сельского поселения в отдел по Чишминскому району РБ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан с заявлением о принятии его на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.
Бездействие со стороны сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение конструкции сооружения, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора.
Между тем, в целях проверки доводов апелляционной жалобы о том, что на р.Кайгалыш имеется 5 гидротехнических сооружения и прокурор при обращении в суд не конкретизировал объект, истцом в суд апелляционной инстанции для идентификации гидротехнического сооружения представлено заключение кадастрового инженера ООО «ГОРИЗОНТ», согласно которому в результате натурного обследования (геодезической съемки), проведенного 28 февраля 2019 года ООО «Горизонт» в лице кадастрового инженера Исламгалиева В.Ф. (квалификационный аттестат 02-10-162), GNSS приемником спутниковым геодезическим многочастотным (свидетельство о поверке №0726 от 09 октября 2018 года) выявлен объект капитального строительства (гидротехническое сооружение) протяженностью 117 м, шириной 5 м, местоположение: Республика Башкортостан, Чишминский район, Енгальппевский сельсовет, расположен в продолжении ул.Трактовая с.Енгальппево, 20 метров на восток от земельного участка с кадастровым номером 02:52:060306:18 (адрес участка Республика Башкортостан, Чишминский район, Енгальппевский сельсовет, с.Енгалышево, ул.Трактовая, д.2, имеет следующие координаты
№ точки
координаты
длина
х |
у |
||
1 |
632751,36 |
1348479,08 |
|
2 |
632785,12 |
1348456,91 |
40,38 |
3 |
632805,32 |
1348444,12 |
23,91 |
4 |
632821,41 |
1348434,02 |
18,99 |
5 |
632847,54 |
1348418,86 |
30,22 |
6 |
632852,10 |
1348416,76 |
5,02 |
7 |
632853,52 |
1348421,56 |
5,00 |
8 |
632848,64 |
1348423,76 |
5,36 |
9 |
632836,73 |
1348430,83 |
13,85 |
10 |
632823,81 |
1348438,43 |
14,99 |
11 |
632807,96 |
1348448,05 |
18,54 |
12 |
632787,96 |
1348461,05 |
23,86 |
13 |
632754,42 |
1348483,24 |
40,21 |
1 |
632751,36 |
1348479,08 |
5,16 |
и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 02:52:060306:18.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения суда в обозначенной части, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
р░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 117 ░, ░░░░░░░ 5 ░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, 20 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:52:060306:18 (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.2, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
№ ░░░░░ |
░░░░░░░░░░ |
░░░░░ |
|
░ |
░ |
||
1 |
632751,36 |
1348479,08 |
|
2 |
632785,12 |
1348456,91 |
40,38 |
3 |
632805,32 |
1348444,12 |
23,91 |
4 |
632821,41 |
1348434,02 |
18,99 |
5 |
632847,54 |
1348418,86 |
30,22 |
6 |
632852,10 |
1348416,76 |
5,02 |
7 |
632853,52 |
1348421,56 |
5,00 |
8 |
632848,64 |
1348423,76 |
5,36 |
9 |
632836,73 |
1348430,83 |
13,85 |
10 |
632823,81 |
1348438,43 |
14,99 |
11 |
632807,96 |
1348448,05 |
18,54 |
12 |
632787,96 |
1348461,05 |
23,86 |
13 |
632754,42 |
1348483,24 |
40,21 |
1 |
632751,36 |
1348479,08 |
5,16 |
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:52:060306:18.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.