Дело № 2а-7207/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре судебного заседания Бурнашкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зайцева Владимира Михайловича, депутата Яблочкиной Натальи Леонидовны, депутата Силивановой Светланы Николаевны о признании незаконными действий Прокурора Третьей прокуратору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области по внесению представления в адрес лица, не обладающего полномочиями по его рассмотрению, ненадлежащего лица, не обладающего полномочиями по устранению собственного нарушения, обязании прокуратуры внести представление в Совет депутатов городского округа Власиха, признании действий Совета депутатов при принятии решения от 23.03.2021г. №162/18 незаконными, обязании Совет депутатов рассмотреть представление прокуратуры в установленном порядке, признании решения от 23.03.2021г. №162/18 незаконным, признании полномочий депутата Кабанова В.Н. прекращенными досрочно, обязании Совета депутатов оформить решение о досрочном освобождении занимаемой должности .....,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев Владимир Михайлович, депутат Яблочкина Наталья Леонидовна, депутат Силиванова Светлана Николаевна обратились в суд с административным иском о признании незаконными действий Прокурора Третьей прокуратору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области по внесению представления в адрес лица, не обладающего полномочиями по его рассмотрению, ненадлежащего лица, не обладающего полномочиями по устранению собственного нарушения, обязании прокуратуры внести представление в Совет депутатов городского округа Власиха, признании действий Совета депутатов при принятии решения от 23.03.2021г. № незаконными, обязании Совет депутатов рассмотреть представление прокуратуры в установленном порядке, признании решения от 23.03.2021г. № незаконным, признании полномочий ..... Кабанова В.Н. прекращенными досрочно, обязании Совета депутатов оформить решение о досрочном освобождении занимаемой должности председателя.
В обоснование заявленных требований указали, что представление прокуратуры направлено в адрес председателя Совета депутатов ..... тогда как его следовало направить в адрес самого Совета депутатов ...... При принятии оспариваемого решения Советом депутатов ..... допущены существенные нарушения требований закона и регламента.
Административные истцы в судебное заседание явились. Депутаты Яблочкина Наталья Леонидовна и Силиванова Светлана Николаевна участвовали до объявленного судом перерыва.
Кабанов Владимир Николаевич в судебное заседание явился, возражал против требований по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель Третьей прокуратору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в судебное заседание явилась, возражала против требований.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения Зайцева Владимира Михайловича Третьей прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства со стороны председателя Совета депутатов .....
18 января 2021 года Третьей прокуратору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений, направленное в адрес председателя Совета депутатов ..... Кабанова В.Н. (л.д.17).
Указанное представление было рассмотрено и Советом депутатов и принято решение от 23.03.2021 года № о применении меры ответственности к депутату Совета депутатов ..... Кабанова В.Н. в виде предупреждения (л.д.20).
Административные истцы указывают на нарушение их прав действиями прокуратуры по направлению представления в адрес председателя Совета депутатов.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 226 поименованного Кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из ответа на вопрос 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, с учетов вышеизложенных разъяснений Верховного Суда РФ правом на оспаривание представления наделены лица, в отношении которых вынесено представление.
Из представленного обращения Зайцева В.М. усматривается, что фактически он проявил свою гражданскую позицию и сообщил в уполномоченный орган о предполагаемых на его взгляд нарушениях закона со стороны депутата Совета депутатов ..... Кабанова В.Н.
Его обращение было рассмотрено и прокурором вынесено соответствующее представление, которое уже никак не влияет на права Зайцева В.М. и не затрагивает его интересы.
Зайцев В.М. не наделен контрольными полномочиями за соблюдением депутатами антикоррупционного законодательства, в связи с чем его законный интерес ограничивается фактом рассмотрения его обращения уполномоченным органом.
В данном случае прокуратура рассмотрела его обращение и приняла меры прокурорского реагирования в виде вынесения представления.
Депутаты Яблочкины Наталья Леонидовна и Силиванова Светлана Николаевна в органы прокураты вообще не обращались, в связи с чем, оснований полагать, что ин права и интересы затронуты указанным административным ответчиком не имеется.
Факт того, что они являются депутатами не свидетельствует о затрагивании их прав прокуратурой.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Третьей прокураторы по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области не нарушают права и свободы административных истцов, не создают препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно не возлагают на них какие-либо обязанности.
Изучив требования административных истцов к Совету депутатов ....., депутату Совету депутатов ..... Кабанову В.Н. суд установил следующее.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на осуществляющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законом наложены следующие ограничения:
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (ч. 7.1).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 7.2).
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч. 7.3).
В соответствии ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Согласно п. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер по профилактике коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, законом определен круг лиц осуществляющих контроль в области соблюдения антикоррупционного законодательства: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта, а также органы прокуратуры.
Административные истцы к указанным лицам не относятся.
Таким образом, ни гражданин Зайцев В.М., ни депутаты Яблочкина Наталья Леонидовна и Силиванова Светлана Николаевна не наделены полномочиями по проведению проверок и требованию досрочного прекращения полномочий ..... Кабанова В.Н.
Оспариваемое решение Совета депутатов ..... от 23.03.2021 года № принято в отношении Кабанова В.Н.
Указанное решение не возлагает на административных истцов каких-либо обязанностей, не нарушает их прав.
Несогласие административных истцов с мягкостью примененного к Кабанову В.Н. наказания не свидетельствует о нарушении их прав и не дает прав.
Иное толкование указанных норм закона свидетельствовало бы о праве любого гражданина оспорить решение вынесенное в отношении любого депутата по вопросу соблюдения антикоррупционного законодательства.
В данном случае административные истцы, не являясь непосредственными участниками данных правоотношений, пытаются подменить собой контрольные органы в области антикоррупционного законодательства, оспаривая по их мнению слишком мягкое наказание ..... Кабанову В.Н.
При таких обстоятельствах, суд также приходит к выводу, что решение и действия Совета депутатов ..... при рассмотрении представления прокуратуры и применения меры ответственности в виде предупреждения не затрагивает права и интересы административных истцов, в связи с чем они не наделены правом на их оспаривание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 195 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному иску Зайцева Владимира Михайловича, депутата Яблочкиной Натальи Леонидовны, депутата Силивановой Светланы Николаевны о признании незаконными действий Прокурора Третьей прокуратору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области по внесению представления в адрес лица, не обладающего полномочиями по его рассмотрению, ненадлежащего лица, не обладающего полномочиями по устранению собственного нарушения, обязании прокуратуры внести представление в Совет депутатов городского округа Власиха, признании действий Совета депутатов при принятии решения от 23.03.2021г. № незаконными, обязании Совет депутатов рассмотреть представление прокуратуры в установленном порядке, признании решения от 23.03.2021г. № незаконным, признании полномочий ..... Кабанова В.Н. прекращенными досрочно, обязании Совета депутатов оформить решение о досрочном освобождении занимаемой должности ..... прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд, через Одинцовский городской суд в течение 15 дней.
Судья К.А. Москвин