З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2022 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Альбрант А.В.,
при секретаре Вацлавской Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 16 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю об обязании устранить нарушения требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании устранить нарушения требования лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22.08.2016 года №д ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки древесины лесной участок общей площадью 8 007 га, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. В соответствии с приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 06.04.2022 года №-од право постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным лесным участком ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю прекращено. Согласно письму и.о. руководителя Занько В.В. КГБУ «Уярское лесничество» от 16.08.2022 года № ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю не выполнило противопожарные мероприятия за 2021 год. В соответствии с таблицей 4.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. ФКУ ИК-16 ГУФИН России по Красноярскому краю по приказу от 22.08.2016 года №-од, согласно данной ведомости не выполнены следующие мероприятия: реконструкция лесных дорог, предназначенная для охраны лесов от пожаров – 0,22 км; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 17,7 км; устройство противопожарных минерализованных полос – 12,2 км; прочистка минерализованных полос – 12,2 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах – 2 шт; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 2 шт.
Просит суд обязать ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю выполнить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 0,32 км; реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 0,22 км; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 17,7 км; устройство противопожарных минерализованных полос – 12,2 км; прочистка минерализованных полос – 12,2 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесу – 2 шт; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 2 шт.
Представитель истца – Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика – ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – КГБУ «Уярское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд выносит решение по делу в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства по делу, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Конституцией РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на| территории Российской Федерации (ст. 42, 58).
В силу ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На основании ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В силу требований ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолётов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля (надзора), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22.08.2016 года №-од ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю для заготовки древесины в постоянное (бессрочное) пользование из состава земель лесного фонда предоставлен земельный участок общей площадью 8007 га защитных, эксплуатационных лесов, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края №-ГЛР/Э от 16.07.2019 года утверждено экспертное заключение на проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Уярского лесничества, переданного в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки древесины ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю на основании приказа от 22.08.2016 года №-од.
Проектом освоения лесов, переданных в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю для заготовки древесины на территории Уярского лесничества Рыбинского района в соответствии с приказом от 22.08.2016 года №-од предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 4.2 (13) Проекта освоения лесов установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов в том числе:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охран лесов от пожаров (квартал <адрес>) – 3,2 км;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (квартал <адрес>) -2,2 км;
- установка стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (квартал <адрес>) – 3шт;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах (квартал <адрес>) – 3шт;
- устройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 м (места разработки лесосек и погрузочных пунктов) – 24,9 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (места разработки лесосек и погрузочных пунктов)– 24,9 км.
Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2021 год, от 12.01.2022 года, составленному инженером ОЗЛ КГБУ «Уярское лесничество» Дыба А.А., объем противопожарных мероприятий за 2021 год, согласно проекту освоения лесов на лесном участке, расположенном в КГБУ «Уярское лесничество», переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не выполнен.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 06.04.2022 года № право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком из состава земель лесного фонда, площадью 8007 га, отнесенного эксплуатационным и защитным лесам, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, предоставленного в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22.08.2016 года №-од ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, прекращено.
13.04.2022 года составлен акт приема-передачи лесного участка, переданного, в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства от 22.08.2016 года №-од, ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, согласно которому ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю не выполнило противопожарные мероприятия за 2021 год.
16.08.2022 года КГБУ «Уярское лесничество» обратилось с письмом в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края о невыполнении ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю противопожарных мероприятий за 2021 год на лесном участке, переданном учреждению.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком нарушены требования лесного законодательства, а именно в границах лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № не выполнены противопожарные мероприятия за 2021 год.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности по устранению выявленных нарушений в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 16 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю об обязании устранить нарушения требований лесного законодательства – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 16 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (ОГРН №) в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда выполнить противопожарные мероприятия за 2021 год в границах лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара – 0,32 км;
- реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 0,22 км;
- эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров – 17,7 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос – 12,2 км;
- прочистку минерализованных полос – 12.2 км;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах – 2 шт;
- установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности – 2 шт.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.В. Альбрант
Мотивированное решение изготовлено .