КОПИЯ
Дело №2-2099/2024
Уникальный идентификатор дела
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г.Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Юрченко Л.В.,
при секретаре Говоруха А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хватовой ФИО18 к администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского район Оренбургской области, о признании права собственности в силу приобретательской давности,
УСТАНОВИЛ:
Хватова А.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности, указав, что более 18 лет, с 2006 года открыто, добросовестно владеет и пользуется земельным участком по адресу: <адрес>, уч. №, несет бремя его содержания.
Просит суд признать право собственности за Хватовой А.А. на земельный участок по адресу: <адрес>, уч. №.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Емец Н.В., Емец С.В., Пышкина Л.В., Татарникова В.В., в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области.
Истец Хватова А.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики Емец Н.В., Емец С.В., Пышкина Л.В., Татаринова В.В в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ответчиком Татариновой В.В. представлено заявление, в котором указала, что является дочерью Емец В.С. и не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации МО Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явились о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 234 ГК Российской Федерации лицо-гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1,4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из этого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановление, по смыслу статей 225 и 234 ГК Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
По смыслу положения ст.234 ГК Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялось (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Из материалов дела следует, на основании постановления главы администрации МО Соловьевский сельсовет №-п от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к распоряжению, ФИО3 был предоставлен в <адрес> земельный участок № по <адрес>, площадью № кв.м.
Согласно наследственного дела № ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, наследниками после его смерти является супруга ФИО6, умершая ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме супруги ФИО6 наследниками являются Емец С.В., Пышкина Л.В. и Татаринова Г.В., которые отказались от причитающейся им доли в наследственной массе в пользу ФИО6
Из наследственного дела следует, что земельный участок № по <адрес> не вошел в состав наследственной массы.
Хватова А.А. с 2006 года открыто пользуется спорным земельным участком.
Свидетельскими показаниями Лукиной А.А. установлено, что Хватова А.А. с 2006 года по настоящее время пользуется земельным участком №. Обрабатывает земельный участок, выращивает овощи и плодово-ягодные растения.
Данные показания суд признает возможным принять и признать в качестве достоверных доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств, так как свидетель не является лицом, заинтересованным в разрешении дела, оснований сомневаться в правдивости пояснений у суда не имеется. Более того, данные показания в полном объеме согласуются с материалами дела.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993года №2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», установлен, собственнику земельного участка выдается свидетельство о праве собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (по земельной книге). При купле — продаже и других случаях перехода собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи и иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.
Согласно п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года N 51-ФЗ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождает гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2ст.8.1ГКРФ).
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст.551ГКРФ).
В силу ст.236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, судом установлено, что Хватова А.А. открыто, непрерывно и добросовестно более 18 лет пользуется спорным земельным участком, несет бремя расходов на его содержание как собственник имущества.
При этом владение земельным участком никем, в том числе администрацией и наследниками Емец В.С. не оспаривалось.
Каких-либо требований об истребовании земельного участка, не заявлялось.
Само по себе отсутствие надлежаще оформленного документа о переходе права на земельный участок, не препятствуют приобретению по давности недвижимого имущества.
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодека Российской Федерации не означает недобросовестности давностного владельца.
Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации права на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Требование о том, что на момент вступления во владение у давностного владельца должны были иметься основания для возникновения права собственности, противоречит смыслу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в таком случае право собственности должно было возникнуть по иному основанию.
При этом давностное владение недвижимым имуществом, по смыслу приведенных выше положений абзаца второго пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется без государственной регистрации.
В частности, пунктом 60 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда разъяснено, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что Хватова А.А. открыто, непрерывно и добросовестно более 18 лет пользуется спорным земельным участком, несет бремя расходов на его содержание как собственник имущества, владеет и пользуется спорным земельным участком добросовестно, открыто и непрерывно, несет расходы по его содержанию и обслуживанию, своевременно вносит членские взносы, требования неправомерности занятия земельного участка по данному адресу администрацией, Емец С.В., Пышкиной Л.В., Татарниковой Г.В. или иными лицами не заявлялись, а также учитывая, что отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на данное имущество применительно к положениям статьи 254 ГК РФ само по себе не означает недобросовестности давностного владельца, иные лица, которые бы заявили свои права на спорный земельный участок не установлены, суд, с учетом вышеприведенных норм закона считает, исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст.44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст.235 ГК Российской Федерации Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Учитывая, что Татаринова Г.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, в настоящее время претензий истцу по участку никто не выразил, с требованием об изъятии участка или признании за ними права собственности на участок никто не обращался, то суд считает, требования истца о признании права собственности на спорный земельный участок подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хватовой ФИО19 к администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского район Оренбургской области, Емец ФИО22, Пышкиной ФИО23, Татариновой ФИО24 о признании права собственности в силу приобретательской давности удовлетворить.
Прекратить право собственности за Емец ФИО20 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
Признать за Хватовой ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Юрченко Л.В.
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2024 года
Копия верна
Судья Юрченко Л.В.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-2099/2024 в Оренбургском районном суде Оренбургской области.