УИД № 57RS0022-01-2024-002052-16 Производство № 2-2045/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июля 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Головина Алексея Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о включении периода работы в страховой стаж,
установил:
Головин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловской области) о включении периода работы в страховой стаж.
В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о предоставлении информации о наличии страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
В ответе ответчика от (дата обезличена) ему было сообщено о том, что период службы в органах внутренних дел УВД Орловского облисполкома с (дата обезличена) по (дата обезличена) не вошел в страховой стаж для определения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Полагая решение ответчика незаконным, Головин А.А. просил суд включить период службы в УВД Орловского облисполкома с (дата обезличена) по (дата обезличена) в страховой стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец Головин А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований о включении периода службы в органах внутренних дел в страховой стаж для досрочного назначения пенсии.
Представитель ответчика ОСФР по Орловской области – Чеботарева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу. Суду пояснила, что период прохождения службы в органах внутренних дел не учитываются при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию мужчинам, выработавшим 42 летний страховой стаж, в связи с чем истцу не может быть назначена досрочная пенсия, так как необходимый страховой стаж у него не выработан.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Головин А.А. обращался в ОСФР по Орловской области с заявлением от 24.04.2024 с заявлением о предоставлении информации о наличии страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, имеющему страховой стаж не менее 42 лет.
Однако письмом ответчика от (дата обезличена) (номер обезличен)л Головину А.А. было сообщено об отсутствии права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого 42-летнего страхового стажа, так как период службы в УВД Орловского облисполкома с (дата обезличена) по (дата обезличена) не подлежит включению в страховой стаж. По состоянию на (дата обезличена) страховой стаж истца определен в размере 31 года 2 месяцев 2 дней.
Из трудовой книжки Головина А.А. следует, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) он проходил службу в УВД Орловского облисполкома.
Согласно справке УМВД России по Орловской области от (дата обезличена) Головин А.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) проходил службу в органах внутренних дел, в период которой на него не распространялось обязательное пенсионное страхование. Также отмечено, что Головин А.А. не приобрел право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Закон внесены изменения, согласно которым предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дано определение страхового стажа - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно положениям части 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В части 9 статьи 13 данного Федерального закона закреплен особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона о 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом нестраховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ мужчинам 1962 года рождения, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 62 лет.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости, то есть при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по указанному основанию, учитываются периоды работы при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», к таковым не относится.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин соответственно) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку таковым не является.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости, к которым период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» не относится.
Для назначения пенсии ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 42 года для мужчин, который у Головина А.А. на момент разрешения спора отсутствует.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Головина Алексея Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о включении периода работы в страховой стаж – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2024 г.
Судья В.С. Агибалов