Дело № 33-1524/2024
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-9525/2023
УИД 72RS0025-01-2023-009294-50)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 25 марта 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: | Чесноковой А.В. |
судей: при секретаре: | Малининой Л.Б., Шараповой Н.Ф. Матвеевой О.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 октября 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Таштимировой Э.И. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления социальной защиты населения Департамента социального развития Тюменской области от 22 августа 2023 года <.......> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тюменского района.
Возложить на ответчика обязанность восстановить Таштимирову Э.И. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Шараповой Н.Ф., объяснения истца Таштимировой Э.И., представителя ответчика Департамента социального развития Тюменской области и третьего лица Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района – Алексеевой А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Таштимирова Э.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Тюменской области, в котором, с учётом уточнения иска, просила признать незаконным приказ Управления социальной защиты населения Департамента социального развития Тюменской области от 22 августа 2023 года <.......>, путем восстановления в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Тюменской области, для предоставления в дальнейшем благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и заключения договора найма.
Исковые требования мотивированы тем, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку её мать Таштимирова Т.А. умерла <.......>, отец Таштимиров И.М. решением Тюменского районного суда Тюменской области от 29.06.2007 лишен в отношении неё родительских прав.
Таштимирова Э.И. приказом Департамента социального развития Тюменской области от 16.06.2018 года включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Тюменского района.
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от 18 июля 2019 года <.......>-п Таштимирова Э.И. исключена из списка детей-сирот в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 62,4 кв.м, на основании договора социального найма жилого помещения <.......> от 08.04.2015.
Однако в договор социального найма жилого помещения от 08.04.2015 <.......>, заключённого с Таштимировым И.М., была включена в качестве члена семьи нанимателя в нарушение положений закона, поскольку на дату заключения договора её отец уже был лишен родительских прав. Учитывая, что её совместное проживание с отцом невозможно, полагала, что она подлежит включению в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец Таштимирова Э.И. в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Воронцова И.О. в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик Департамент социального развития Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что Таштимирова Э.И. приказом Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от 16.06.2018 включена в список, однако при поступлении информации о том, что истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <.......>, на основании договора социального найма жилого помещения от 08.04.2015 <.......>, она приказом Управления от 18.07.2019 <.......>-п была исключена из списка. Данное жилое помещение было представлено истцу и членам её семьи по программе переселения из ветхого жилья.
Обращает внимание, что для включения истца в список по факту невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, указывает, что на момент исключения истца из списка и до настоящего времени данное решение суда не представлено.
На апелляционную жалобу поступили возражения истца Таштимировой Э.И., в которых она просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области и третьего лица Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района – Алексеева А.М., действующая по доверенности, на апелляционной жалобе настаивает по основаниям, изложенным в ней.
Истец Таштимирова Э.И. поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, с решением суда согласна.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Таштимирова Э.И. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать Таштимировой Э.И. – Таштимирова Т.А. умерла, что подтверждается записью акта о смерти № <.......> Тюменского районного отдела ЗАГС управления ЗАГС Тюменской области. Отец – Таштимиров И.М. решением Тюменского районного суда Тюменской области от 29 июня 2007 года лишен родительских прав.
Таштимирова Э.И. объектами недвижимого имущества на праве собственности на территории Российской Федерации не обладает и не обладала.
Таштимирова Э.И. приказом Управления социальной защиты населения г. Тюмени от 16 июля 2018 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Тюменской области.
08 апреля 2015 года между Онохинским муниципальным образованием Тюменского района Тюменской области (наймодатель) и Таштимировым И.М. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения <.......>, расположенного по адресу: <.......>, для проживания в нём. В силу п. 3 договора, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: сын – Таштимиров Р.И., дочь - Таштимирова И.И., дочь - Таштимирова Э.И..
Дополнительным соглашением от 10 декабря 2018 года пункт 3 договора социального найма <.......> от 08 апреля 2015 года изложен в новой редакции, согласно которой совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: дочь – Таштимирова Э.И..
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от 18 июля 2019 года <.......>-п Таштимирова Э.И. исключена из списка детей-сирот в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 62,4 кв.м, на основании договора социального найма жилого помещения <.......> от 08.04.2015.
09 октября 2023 года Таштимирова Э.И. обратилась в Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства.
Приказом Управления социальной защиты населения Департамента социального развития Тюменской области от 22 августа 2023 года <.......> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства, отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Управления социальной защиты населения Департамента социального развития Тюменской области от 22 августа 2023 года № 12453 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тюменского района, является незаконным, поскольку проживание в квартире, в которую вселена Таштимирова Э.И. в качестве члена семьи нанимателя, её отца, лишённого родительских прав, противоречит интересам Таштимировой Э.И., фактически членом семьи нанимателя Таштимирова И.М. она не являлась и являться не могла.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, так как они соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Департамента социального развития Тюменской области о том, что оспариваемый приказ обоснован, поскольку истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <.......>В, <.......> на основании договора социального найма жилого помещения от 08.04.2015 <.......>, а также не представлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее факт невозможности проживания в указанном жилом помещении.
Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно пункту 13 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 14 Правил).
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из анализа пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что каждое из перечисленных в нём обстоятельств является самостоятельным основанием для признания проживания в занимаемом жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, невозможным.
При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств у таких лиц возникает право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма, при этом установления каких-либо иных обстоятельств невозможности проживания в жилом помещении не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Таштимирова Э.И. фактически членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <.......> <.......>, её отца, лишенного родительских прав, - Таштимирова И.М. не являлась и являться не могла.
В этой связи, поскольку не установлено иное, проживание в жилом помещении по адресу: <.......> лиц, не являющихся членами семьи Таштимировой Э.И., свидетельствует о невозможности её проживания в этом жилом помещении и наличии у неё права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменского района. При таких обстоятельствах у Департамента социального развития Тюменской области не имелось оснований для отказа Таштимировой Э.И. во включении её в вышеназванный Список.
Доводы представителя Департамента социального развития Тюменской области о необходимости представления истцом Таштимировой Э.И. вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего факт невозможности проживания в указанном жилом помещении, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.
Статья 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ними не достигнуто соглашение об обмене.
Таким образом, положения статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо только в том случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.
Принимая во внимание, что оспариваемый приказ Департамента социального развития Тюменской области препятствуют реализации истцом права на обеспечение жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказ ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тюменского района, исключительно по тому основанию, что не предоставлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы Департамента социального развития Тюменской области об обеспеченности Таштимировой Э.И. общей площадью в размере более учетной нормы (15 кв.м) в жилом помещении, нанимателем которого является Таштимиров И.М., также подлежат отклонению, поскольку, как следует из материалов дела, проживание в квартире, в которую вселена Таштимирова Э.И. в качестве члена семьи нанимателя, её отца, лишенного родительских прав, противоречит интересам Таштимировой Э.И., что федеральным законодателем предусмотрено в качестве обстоятельства признания проживания названной выше категории лиц в ранее занимаемых жилых помещениях невозможным.
Установление названного факта в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ является основанием для предоставления Таштимировой Э.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения независимо от размера площади, приходящейся на неё.
То обстоятельство, что приказ Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района от 18.07.2019 <.......>-п об исключении из списка Таштимировой Э.И. в судебном порядке не обжалован, само по себе не лишало её права впоследствии обратиться с заявлением о включении в вышеуказанный Список для получения в дальнейшем ею благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, при рассмотрении которого правоприменителю надлежало определить, противоречит ли интересам заявителя Таштимировой Э.И. проживание в квартире вместе с её отцом, лишенным родительских прав.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам гражданского дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 апреля 2024 года.